Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква П"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Борисова Наталья Борисовна

Занятие в игровой форме знакомит дошкольников со звуками П и Пь, с буквой П, дифференцирует понятия "звук" и "буква", формирует навык звуко-буквенного анализа и синтеза, развивает фонематический слух, логическое мышление, внимание, память, общую и мелкую моторику.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Занятие по обучению грамоте207.01 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы с ОНР

Тема: Звук и буква П.

Цель:  Создание условий для овладения грамотой дошкольниками с ОНР.

Задачи:         1. Уточнить артикуляцию звука [П].

                2. Развивать навык звуко-буквенного анализа и синтеза прямых и обратных

                   слогов АП, ОП, УП, ПА, ПО.

                    3. Познакомить с буквой П.

                4. Обучать чтению слогов с буквой П.

                5. Развивать фонематический слух, логическое мышление, внимание, память.

                6. Продолжать развивать мелкую и общую моторику.

Оборудование:  предметные картинки,  схема описания звука, счетные палочки, цветные фишки для обозначения звуков, буква П, разрезная азбука (на каждого ребенка), картинки-ребусы, геометрические фигуры с буквами.

Активизация и обогащение словаря: звук, слог, слово, схема, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.

Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.        

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

- Дети, назовите гласные звуки. Назовите слова, которые начинаются со звука А, У, О, И.

2. Сообщение темы. Знакомство со звуком.

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой, а с каким вы скоро узнаете.

Логопед выставляет картинки с Пятачком и шариком.

- Посмотрите на картинки. Кого вы видите на первой картинке? Пятачок спешит поздравить Ослика с днем рождения, несёт ему в подарок воздушный шарик. Что случилось дальше? Пятачок споткнулся, упал на шарик и шарик лопнул. Вот что осталось от шарика.

- Давайте надуем шарики с помощью щёк:        

                Надуваем быстро шарик.

                Он становится большим.

                Вдруг шар лопнул,

                Воздух вышел -

                Стал он тонким и худым.

- Какой услышали звук, когда лопали шарик? (Звук П).

- Сегодня мы познакомимся с новым звуком и буквой П.

3. Артикуляция звука [П] и его характеристика (используется схема для характеристики звука)

Логопед показывает артикуляцию звука [П], дети повторяют:

                П! – мы губы сложим вместе.

                П! П! П! – пыхтим мы глухо.

                Нету голоса и звука!

- Звук [П] – гласный или согласный? (Согласный).

- Почему так думаете? (Выходящий воздух встречает преграду - губы).

- Звук [П] - глухой. Это можно проверить: поднесите к горлу ладошку и произнесите П-П-П – горлышко молчит.

- Звук [П] в слогах и словах бывает твердым или мягким. Послушайте: [П] – твёрдый: ПА, ПО, ПУ, ПЭ, ПЫ. Звук [П] какой – твердый или мягкий? (Твердый).

- Звук [П′] – мягкий: ПЯ, ПЕ, ПИ.

Логопед даёт образец характеристики звуков [П] и [Пʹ].

Выставляются картинки с пальмой и письмами.

- Назовите первый звук в слове ПАЛЬМА. Дайте характеристику звуку [П].

Дети дают характеристику звукам с опорой на схему:

- Звук [П] – какой? (Согласный, глухой, твердый, обозначается синим цветом).

- Назовите первый звук в слове ПИСЬМА. Дайте характеристику звуку [П′].

- Звук [П′]  – какой? (Согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом).

4. Игра «Будь внимательным!»

 У детей на столах синие и зеленые кружки. Логопед произносит слоги, слова.

- Услышите звук П – поднимите синий кружок, услышите звук [П′] - поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит слоги, затем слова.

Слоги: па, пе, ап, по, пу, пи, оп, пя, пе, пи, па;

Слова: пирамида, подушка, пылесос, пингвин, паутина, пушка, пила, петух.

5. Игра «Живые звуки». 

- Сколько звуков я сказала АП, ПИ, СУП, ПАУК, ПИЛА, СТОП, ПАР.

- Назовите первый звук, второй,...  

- Звук [П]  мягкий или твердый? Где он слышится - в начале или в конце слова?

6. Физминутка «Мы похлопаем, мы потопаем».

                Мы похлопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 3)

                Мы потопаем сейчас столько раз (логопед показывает цифру 2)

                А теперь мы повернёмся

                И друг другу улыбнёмся.

- В каких словах физминутки услышали звук [П]? (Похлопаем, потопаем, повернемся).

7. Знакомство с буквой П. Связь звука и буквы.

        - Давайте познакомимся с буквой П. (Показ буквы детям).

        - На что похожа буква П? (Ответы детей).

        - Выложим букву П из палочек. А теперь давайте напишем букву П в воздухе.

        - Чем звук отличается от буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем.)

8. Работа с разрезной азбукой.

- Найдите в разрезной азбуке букву П.

9. Чтение слогов и слов с буквой П.

- Буква П хочет подружиться с гласными. Давайте ей поможем.

А) Логопед вывешивает на доску картинки-ребусы.

Раскраска Арбуз Страница 5

Раскраска паук Детские раскраски, распечатать, скачать

Очередная свежая подборка раскрасок для маленьких детей " Развитие детей. Оригами, раскраски, развивающие игры, загадки

Подушка диванная IKEA, купить в интернет магазине Nazya.com

Тема : "Путешествие в страну Звуков и Букв"

Раскраска страница парашютиста с парашютом Раскраски Маленькая божья коровка

Раскраска Peppa Pig (Свинка Пеппа)

Скачать Простые раскраски 2005, DjVu torrent - Torrents.DataHuntСкачать Простые раскраски 2005, DjVu torrent - Torrents.DataHunt

- Разгадаем ребусы по первым звукам, найдем нужные буквы в разрезной азбуке и прочитаем слоги. (Дети разгадывают ребусы, выкладывают буквы и читают слоги: АП, УП, ИП, ОП).

Б) Логопед вывешивает на доску плакат с геометрическими фигурами, в которых написаны буквы.

А    А    А        А             И   П                      П    П    П

А    П    П        У   У          И   И                   П    А    П

- Назовите геометрические фигуры. Найдите в них буквы, которые отличаются от других.

- Сложите из них слово и прочитайте его. (Дети выкладывают из букв разрезной азбуки слово ПАПА).

10. Итог занятия:

- С каким звуком познакомились?

- Какой это звук?

- Почему звук [П] согласный? 

- Вспомните и назовите слова, в которых есть звук [П].

- Молодцы! (Логопед вручает детям наклейки-пятёрки).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. "ЗВУК И БУКВА -Ч-"

Задачи: повторение букв, звуко-слоговой анализ и синтез, чтение слов, предложений, складывание, составление слов из букв, слогов....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе."БУКВА -Ь-"

Цель:познакомить с буквой -Ь-, научить читать слова с -Ь- в форме сказки....

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: Буква "Щ щ "

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группеТема: Буква "Щ щ "Цели: Образовательные:·        познакомить со звуком [щ] и буквой, которая ег...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе на тему «Звуки [м] [м\']. Буква М.»

Учит детей различать на слух звуки [м], [м\'], определять место звука в слове (начало, середина, конец). Формирует звуко-буквенный анализ и синтез. Развивает фонематическое восприятие и представление, ...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе "Звук {Н\'} и буква Н"

Конспект занятия по обучению грамоте в предшкольной группе по программе "Школа 2100"...

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе с обучающимися ОНР по теме "Буква О".

Конспект занятия по обучению грамоте в логопедической группе с обучающимися ОНР подготовительного возраста по  теме: «Буквы О, о». Цели: 1) знакомство с буквой;2) упражнение в написании...