Дифференциации звуков [C]-[Cь]. Занятие по обучению грамоте с детьми старшего возраста с ОНР.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Чекурина Елена Анатольевна

Дифференциация звуков [С]-[Сь] на уровне слога, слова, предложения. Закрепление звукового анализа слогов, слов, определении позиции звука в словах, выкладывании схемы предлоения из 3 слов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                 Красноярский край, г. Зеленогорск

 МБДОУ д/с № 17 «Здоровячок»

Учитель – логопед Чекурина Елена Анатольевна

Дифференциации звуков [C]-[Cь].  Занятие по обучению грамоте  с детьми старшего возраста.  (итоговое занятие)

Задачи:

  • Закрепить знания детей по дифференциации звуков [C]-[Cь] в слогах, словах, предложениях;
  • Закрепить звуковой анализ слогов, слов, определение позиции звуков в словах;
  • Деление слов на слоги, определение ударного звука, слога;
  • Закрепить навыки составления предложения из трёх слов, выкладывания схемы
  • Развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: Незнайка, артикуляция звуков [C] и [Cь],  символы звуков (по Ткаченко Т.А., индивидуальные предметные  картинки, зеркала, инд. шкатулки с раздаточным материалом, бусы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Дети заходят в кабинет, их встречает грустный Незнайка, который не может выполнить задание Знайки.

Назвать лишнее слово: (взрослый зачитывает по 4 слова, дети называют лишнее и говорят, почему оно лишнее)

КУКЛА, МАШИНКА, МЯЧИК, СТУЛ

АПЕЛЬСИН, ЯБЛОКО, БАНАН, СЕМЬ

СОВА, ПЕТУХ, КУРИЦА, УТКА

ЛАСТОЧКА, ГРАЧ, СКВОРЕЦ, СИНИЦА

Незнайка: Ребята, а кто может повторить мне все лишние слова, а то я не запомнил ?

Дети:  СТУЛ, СЕМЬ, СОВА, СИНИЦА.

Логопед:  Ребята, а какие звуки, чаще всех  слышатся в этих словах?

Давайте Незнайку познакомим с этими звуками,

  1. Повторение пройденного.
  • Длительное произнесение звука[C] (качаем насосом)
  • Рассмотрели артикуляцию; обратили внимание на холодную выдыхаемую воздушную струю.
  • Рассказали артикуляцию
  • Дали характеристику звуку[C]
  • А какой маленький братец есть у звука [C]? (ответ детей)
  • Длительное произношение звука[Cь]? (качаем насосом)
  • Рассмотрели артикуляцию; обратили внимание на холодную выдыхаемую воздушную струю.
  • Рассказали артикуляцию
  • Дали характеристику звуку.

Незнайка.  Ребята, а эти звуки мне кажется  похожи! А чем они похожи?

Дети: Эти звуки оба согласные и глухие.

Логопед:  Но Незнайка, они не только похожи, но и имеют отличия.  Ребята, расскажите, Чем отличается звук [C] от звука [Cь] ? 

Дети:  Они отличаются артикуляцией, когда произносим  звук  [Cь]- губы сильнее растягиваются в улыбке. А еще  звук [C]- согласный, твердый. А звук [Cь] – согласный, мягкий.

  1. Помочь выбрать картинки Незнайке со звуком [Cь].

Незнайка:  Ой, ребята, как много  вы знаете! Молодцы! А может, и следующее задание вы мне поможете выполнить? (ответы детей)

Незнайка: Отлично, очень рад!!! Я очень хочу отправить подарки моим друзьям из Солнечного города. Но каждая картинка – подарок должна ехать в определенном вагоне поезда и как их рассадить, я не знаю…

Логопед: Незнайка, да, ты прав, у каждой картинки есть свой вагон. И ребята сейчас рассадят картинки правильно. Но, без билетов никто не может поехать, поэтому, определив вагон для картинки, ребята еще и купят билет.

На доске изображение поезда с вагончиками. На каждом вагончике схема позиции звука в слове. Каждый ребенок по очереди подходит и прикрепляет картинку к вагончику в зависимости от позиции звука в слове. Билет «покупает» отхлапывая слоги в слове. Сколько слогов, столько и стоит билет).

Незнайка:  спасибо вам, ребята! Очень рад, что скоро  подарочки получат мои друзья.

  1. Физминутка + пальчиковая гимнастика. 

Незнайка: Ребята, я тут с нашими звуками стишок придумал, выходите в кружок

Мы со звуком С играем              сжимаем все пальчики 

С-С-С мы повторяем                  на звук  С- разжимать по очереди 3 пальца,                       

                                                        начиная с большого. Затем опять     

                                                         сжимаем и разжимаем пальцы  

Произносим С в слогах                               Пожимать руки

Произносим С в словах

Са-са-са-ананас                                            хлопки в ладоши на каждый слог

Co-co-cо-абрикос                                         хлопки в ладоши на каждый слог

 

  1. Звуко - слоговой анализ слов.

Незнайка:  Ребята, я для своей подружки Кнопочки купил БУСЫ (показывает настоящие бусы).  И в этом слове, я слышу ваш любимый звук [C]? (Ответ детей)

Логопед: Незнайка, очень красивые бусы. А хочешь, тебя дети научат играть в игру «Шифровальщики»? И зашифруют слово  БУСЫ?

Незнайка: Ой, я такого не знаю, конечно хочу. Я люблю играть и что – нибудь зашифровывать!!!!

 Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова. Каждый индивидуально. Затем отвечают на вопросы логопеда, рассказывая, где и под каким квадратиком спрятался тот или иной звук.

 Логопед:  

  • Покажите и назовите Незнайке все согласные твердые звуки в слове;
  • Гласные звуки;
  • Разделите слово на слоги;
  • Назовите ударный звук;
  • Назовите ударный слог.

  1. Составление предложения. Выкладывание схемы предложения.

Логопед: Ребята, а давайте со словами Незнайка и  БУСЫ вы придумаете предложения состоящие из 3 слов? Сможете? (ответы детей)

Незнайка: Предложения??? А что это такое??

Ответы детей о том, что такое предложение.

Дальше дети каждый индивидуально придумывает свое предложение из трёх слов используя слова Незнайка, бусы.

Логопед:

  • Сколько слов в нашем предложении?   (дети на пальцах обозначают проговаривая каждое слово)
  • Выложите схему предложения. Дети выкладывают схемы на столе.
  • Обозначить слова со звуками [C] и [Cь] в предложении соответствующими буквами.

Незнайка благодарит детей за помощь и интересные игры.

VII. Итог.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звук [р]» (конспект занятие по обучению грамоте в старшей логопедической группе)

Закрепление произношения звука[р]. Активизация словаря по теме "Профессии"....

Конспект занятия по безопасности с детьми старшего возраста «Уроки безопасности с тётушкой совой»

Цель: Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности....

Конспект занятия по ФЦКМ с детьми старшего возраста "Как звери к зиме готовятся"

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Обобщение материала по теме "Дикие животные"...

Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего возраста «В гости к нам идёт Весна!»

Конспект интегрированной деятельности учителя - логопеда и музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста (с использованием информационных компьютерных и здоровьесберегающ...

Конспект интегрированного занятия по экологии с детьми старшего возраста «Путешествие в сказочный лес»

Конспект интегрированного занятия по экологиис детьми старшего возраста«Путешествие в сказочный лес»...

Дистанционное занятие по аппликации с детьми старшего возраста.

Дистанционное занятие по аппликации. Тема: "Скворечник". МКДОУ №420, воспитатель Шухарт Елена Николаевна...

Звук У. Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе для детей с ТНР

Конспект по развитию речи в старшей группе "Звук У"...