Конспект занятия учителя-логопеда с детьми старшего возраста «В гости к нам идёт Весна!»
методическая разработка по логопедии (старшая группа) по теме

 

Конспект интегрированной деятельности учителя - логопеда и музыкального руководителя с детьми старшего дошкольного возраста 

(с использованием информационных компьютерных и здоровьесберегающих технологий сохранения и стимулирования здоровья: сказкотерапии, ритмопластики, координации речи с движением) «В гости к нам идёт Весна!»

 

Основной вид деятельности: общение детей с педагогом и совместные игры под руководством педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_gosti_k_nam_idyot_vesna.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45 Красносельского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия учителя - логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста

групп «Радуга» и «Капельки»

(с использованием информационных компьютерных

и здоровьесберегающих технологий

сохранения и стимулирования здоровья:

сказкотерапии, ритмопластики,

координации речи с движением).

«В гости к нам идёт Весна!»

Составили и выполнили

Учителя – логопеды ____________А.А. Баринова

____________И.Н. Бузлаева

Музыкальный руководитель__________ Е.А. Бутовская

Санкт-Петербург

2015 год

Основной вид деятельности: общение детей с педагогом и совместные игры под руководством педагога.

Цели:

1.В занимательной игровой форме обобщить и закрепить знания детей по лексической теме «Весна и приметы весны».

2. Воспитывать интерес к музыкально-художественной деятельности, совершенствовать умения в этом виде деятельности.

Задачи:

  1. Закрепить знания детей о весне, весенних приметах, птицах и диких животных, умение детей отвечать на вопрос полным ответом, согласовывая все части речи в предложении.  
  2. Совершенствовать навык простого фонематического  и слогового анализа, звукового синтеза двусложных слов с открытым слогом; развивать слуховое восприятие, мелкую моторику;
  3. Совершенствовать способность изменять голос по силе, высоте и тембру;
  4. Закрепить умение употреблять антонимы, умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;
  5. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные  с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
  6. Закрепить в речи предлоги  НАД, ПОД;
  7. Стимулировать собственные высказывания детей; продолжать развивать диалогическую форму речи;  
  8. Осуществлять профилактику дисграфии;
  9. Формировать песенный, музыкальный вкус;
  10. Развивать музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальную память;
  11. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при исполнении песен, танцев, хороводов.

Техническое оснащение: экран, проектор, ноутбук, флешка с записью мультимедийной презентации, магнитная доска, стулья, резиновый мяч.

Демонстрационный материал: мультимедийная презентация «Весна»; «Артикуляция гласных звуков»; расчерченный по клеточкам ватман с изображением диких животных;  картинки-силуэты диких животных из картона.

Раздаточный материал: разноцветные ленточки и прищепки; картинки с изображением орехов, грибов, морковки, мёда; схематическое изображение гласных и согласных звуков (красные, синие и зелёные кружки); цветок с лепестками.

Длительность:  30 минут

Ход деятельности:

Сюжет-завязка: К нам пришла весна.

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1. Мотивация    на деятельность и совместная постановка с

детьми цели деятельности.

Ведущий:Здравствуйте, ребята.

Скажите, а верите ли вы в чудеса?

Любите ли вы сказки?

А знаете, что если очень сильно захотеть, то можно увидеть волшебный лес весной, кто в нём живёт, что в нём происходит и даже хозяйку наступившего времени года — саму Весну?

Дети входят в зал под музыку хоровод

«Ждём весну»

(музыка Е.Е. Соколовой),  выстраиваются полукругом.

Ответ детей.

Ответ детей.

2. Планирование деятельности

Ведущий: Давайте отправимся в сказку прямо сейчас!

Я буду говорить слова, а вы как только услышите «весеннее» слово, хлопайте в ладоши.

Дети хлопают, если слово относится к времени года весна.

3. Действия

Ведущий: Ребята, давайте присядем на стульчики и отдохнем.  

Послушайте, что происходит в весеннем лесу?

(включается фонограмма пения птиц)

За ширмой плачет Весна.

Ведущий: Ребята, вы слышите, кто-то плачет? Надо узнать, что случилось в лесу?

Выходит Весна.

Ведущий: Кто ты такая, прекрасная девушка?

Весна: Я Весна.

Ведущий: А почему ты плачешь? Что произошло?

Весна: Заколдовала меня Зима, не хочет она, чтобы я наступила. Не могу я назвать свои приметы, а без них какая же я Весна? И пока я их не назову, не смогу прийти в свой лес. Может, вы, ребята мне поможете?

Ведущий: Ребята, давайте поможем Весне!

Посмотрите на волшебный экран и расскажите Весне, что происходит, когда она наступает.

На экране презентация с приметами весны.

Весна: Ах, спасибо вам большое, теперь я всё вспомнила и Зима уже не будет править волшебным лесом.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какая  красивая, ласковая Весна у нас в гостях, и приметы у неё чудесные. Вот тебе, Весна, цветок, отрывай-ка лепесток, называй нам свои слова, а ребята будут их называть ласково.

Весна вызывает детей и даёт им лепестки: солнце, снег, капля, дождь, ручей, цветок, солнечный луч, вода, трава, зелёный листок, дерево, проталина.

Весна: Какие вы молодцы, как хорошо знаете ласковые слова.

Ведущий: Ребята, посмотрите, какие красивые ленточки есть у Весны, давайте с ними

поиграем.              Игра «Ленточки». (Выполнение словесной инструкции и составление предложений с предлогами НАД-ПОД)

Весна: Вы так здорово играете, что и мне тоже захотелось поучаствовать. Возьму я мяч и поиграю с ребятами. Ребята, вставайте в круг и слушайте внимательно: «Всё, что я сейчас скажу, скажете наоборот» (игра с мячом)

Зимой лёд толстый – а весной (тонкий).

Зимой день короткий – а весной (длинный).

Ручей широкий, а ручеек (узкий).

Зимой воздух холодный, а весной (теплый).

Чай горячий, а сосулька (холодная).

Зимой снег чистый, а весной (грязный).

Зимой солнце тусклое, а весной (яркое).

Дерево высокое, а куст (низкий).

Погода бывает пасмурная, а бывает (ясная).

Зимой медведь спал, а весной (проснулся).

Осенью птицы улетают, а весной (прилетают).

Зима злая, а Весна (добрая).

Ведущий: Видишь, Весна, какие ребята у нас молодцы. А ведь они ещё и песню о твоих приметах знают, хочешь послушать?

Весна: Конечно, с удовольствием.

Весна встаёт перед детьми.

Песня «Кап, кап, кап — звенят капели»

Пока дети поют, ведущий раскладывает  на ковре проталины в виде

лесных зверей — зайца, лисы, волка, медведя, белки.

Весна: Спасибо, ребята, какую красивую песню вы спели.  Давайте присядем на стульчики.

Ведущий: Посмотрите, какие необычные проталины появились  в нашем волшебном лесу!  Кого-то они мне напоминают. А вам?

На кого похожа эта проталина?

Пока дети отгадывают проталины, «Весна» выдвигает магнитную доску с ватманом и картинками.

Весна: Ребята, конечно же, это лиса, заяц, волк, белка и медведь. А вы знаете, что в моём лесу тоже есть детский сад и детёныши  лесных животных туда ходят. Ой, что же я стою, совсем забыла, мне ведь нужно их покормить. Помогите мне.

Настя, подойди, пожалуйста, и найди, что любит бельчонок? Как ты дойдёшь до бельчонка?

Полина, что любит ежонок?  Как ты дойдёшь до ежонка?

Максимус, что любит зайчонок? Как ты дойдёшь до зайчонка?

Таня, что любит медвежонок? Как ты до него доберёшься?

Молодцы, ребята, покормили зверят. Скоро за ними придут  мамы и заберут их домой.

Давайте вспомним, кто кого заберёт и куда поведёт?

Весна подходит к детям и по очереди спрашивает.

Игра «Кто кого заберёт и куда поведёт?»

Мама — лисица заберёт своих.....

Мама-волчица заберёт своих....

Мама-бельчиха заберёт своих....

Мама-медведица заберёт своих....

Как называется дом лисят?

Как называется дом волчат?

Как называется дом бельчат?

Как называется дом медвежат?

Ведущий: А теперь зверята с мамами идут к себе домой, давайте покажем, как они это делают. Готовы? Вставайте в круг, возьмитесь за руки.

- Физминутка «Домой»

Как-то раз лесной тропой

Звери шли к себе домой.

За мамой-лосихой топал лосенок,

За мамой-лисицей крался лисенок,

За мамой-ежихой катился ежонок,

За мамой-медведицей шел медвежонок,

За мамою-белкой скакали бельчата,

За мамой-зайчихой — косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат.

И мамы и дети – домой все хотят.

Ведущий: Вот все вернулись домой. Ребята, давайте сядем на ковёр по-турецки и узнаем, что будет дальше. Повернитесь лицом к экрану.

Ой, а наши медвежата в лес убежали. Теперь будут плакать – маму звать. Посмотрите, наш волшебный экран их нашёл. (На экране появляются изображения рожиц медвежат с артикуляцией гласных звуков А, О, У, Э, Ы,И).Так и есть — плачут — или не плачут? По-моему, они поют какие-то звуки. А что это за звуки?

Молодцы, ребята, садитесь на стульчики.

Весна: А знаете ли вы, что наши медвежата — большие любители играть со звуками, и они для вас зашифровали слово. Вы сможете его отгадать, называя первый звук на картинках.

Настя, подойди, пожалуйста, к картинкам. Что изображено на первой картинке? Какой первый звук в слове УТЮГ? Запомни свой звук.

Полина, подойди, пожалуйста, к картинкам. Что изображено на второй картинке? Какой первый звук в слове ТАНК? Запомни свой звук.

Максимус, подойди, пожалуйста, к картинкам. Что изображено на третьей картинке? Какой первый звук в слове КИТ? Запомни свой звук.

Таня, подойди, пожалуйста, к картинкам. Что изображено на четвёртой картинке? Какой первый звук в слове ИГОЛКА? Запомни свой звук.

А теперь давайте наши звуки сложим вместе и назовём слово.

Весна:  Какие же вы умные, ребята, а у меня есть ещё кружочки  — красные, синие, зелёные, покажите,  что можно с ними сделать.

Ведущий: Давайте составим из кружочков схему слова УТКИ.

Ведущий: Ребята , утки – это перелётные птицы?

Весна: Правильно, а сейчас возьмите мяч и назовите перелётных птиц, которых вы знаете.

Ведущий: Давайте полюбуемся этими прекрасными птицами.

(Слайд «Журавли»). А чтобы птицы скорее прилетели к нам, мы станцуем танец.

Дети садятся на стулья.

Дети смотрят на экран и называют  признаки

весны; дают разные варианты ответов.

Дети по очереди подходят к Весне, берут лепесток и называют существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Возвращаются на место, лепестки убирают под стулья.

Дети, которых называет педагог, встают полукругом около него, берут прищепку

и по инструкции

прикрепляют её на ленточку нужного цвета.

Дети образуют круг

вокруг Весны, ловят мяч

и образуют антонимы.

Ответы детей.

Дети из круга встают лицом к залу и поют песню: «Весенний мотив»,

(музыка Е. Зарицкой).

Дети садятся на стулья.

Дети узнают по силуэтам.

Дети берут еду для зверят и по клеточкам доходят до них и кормят.

Ребёнок подходит к «Весне», выбирает картинку с едой, подходит к магнитной доске и говорит, как ему нужно добраться до детёныша по клеточкам и садится на своё место.

Дети сидят на стульях и отвечают.

Ответы детей по очереди.

Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки.

Остановились, встали лицом в круг.

Громко топают, маршируют.

Изображают, крадучись.

Совершают круговые движения руками.

Идут вперевалку.

Приседают, согнув руки перед грудью.

Поднимают руки над головой, делают «ушки» из ладоней.

«Бьют» руками по воздуху.

Делают домик руками.

Дети садятся по-турецки на ковёр, повернувшись лицом к экрану.

Дети узнают гласные по артикуляции.

Дети садятся на стулья.

Дети выделяют первый звук в словах УТЮГ, ТАНК, КИТ, ИГОЛКА.

Дети составляют слово УТКИ.

Дети произносят свои звуки и называют слово УТКИ.

Выходят дети, которых называет педагог и составляют схему слова УТКИ на магнитной доске с помощью графических кружков-символов: красный – гласный, синий – согласный твёрдый, зелёный – согласный мягкий).

Ответ детей.

Дети берут мяч и

передают его по кругу, называя перелётных птиц.

Дети исполняют ритмопластику

Т. Суворовой «Журавлиный клин» (музыка Дж. Верде), остальные сидят на стульях.

После танца дети сидят

на стульях.

4. Результат деятельности и рефлексия

(оценка)

Весна: Как красиво вы танцуете, поёте, как много вы знаете и умеете. Ребята, вы такие молодцы, ни за что бы не ушла от вас, но  мне пора, ведь мой волшебный лес ждёт меня. А вы, ребята и взрослые, будете каждый день видеть меня и узнавать по яркому солнышку, зелёным листочкам, волшебным подснежникам, весёлому пению птиц.

А за помощь вашу, ребята, я  вас благодарю и подарками своими одарю.

Весна дарит подарки детям.

Спасибо вам, и до новых встреч.

Весна уходит.

Ведущий: Ну вот, ребята, как чудесно всё было — и в сказке мы побывали, и Весну увидали. Все трудности прошли и Весне мы помогли. Давайте и мы попрощаемся со всеми и пойдём в свою группу, рассмотрим наши весенние подарки. Вставайте со стульев, выходите на середину. Что мы говорим нашим гостям? А теперь мы дружно уходим в группу.

Дети прощаются

 с Весной.

Дети встают, поворачиваются лицом к залу и прощаются.

Уходят в группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по безопасности с детьми старшего возраста «Уроки безопасности с тётушкой совой»

Цель: Обучать детей правильному, безопасному поведению; развивать чувство осторожности, смелость и находчивость при появлении опасности....

Конспект занятия по познанию для детей старшего возраста " В гостях у хозяйки тундры Ямала"

Знакомить детей с жизнью диких животных в тундре осенью;  развивать интерес к диким животным; воспитывать любовь к живым существам....

Конспект занятия по аппликации для детей старшего возраста "В гостях у сказки "Теремок"

Учить детей создавать строение из разных геометрических фигур; продолжать учить складывать бумагу пополам, разрезать по линии сгиба;  развивать чувство композиции; воспитывать устойчивый интерес ...

Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возраста по теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»

Конспект занятия по рисованию с детьми старшего возрастапо теме: «В гостях у сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане...»...

Конспект занятия двигательной деятельностью с детьми раннего возраста «В гости к Белочке»

Данное занятие проводится с детьми второй группы раннего возраста (2-3 года) в рамках тематической недели «Животные весной».Занятие проводится в форме крайс-тренинга, что позволяет детям о...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "В гости к нам идет весна"

Тема занятия: "В гости к нам идет весна" Цель занятия:уточнение и расширение знаний детей о весне, весенних изменений в прирде. В конспекте используются разнообразные дидактические игры, заг...