Конспект фронтального занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: "Звуки С, Сь. Буква С"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Конспект занятия будет полезен учителям-логопедам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста. В конспекте представлена работа по дифференциации звуков С-Сь в разных заданиях и упражнениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuki_s_s._bukva_s.docx27.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 10 г.о. Мытищи

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте

в старшей логопедической группе
по теме  «Звук С, Сь. Буква С»

Цель  занятия: дифференциация звуков С-Сь в слогах, словах.

Задачи:

Корекционно- образовательные:

  • уточнить и  закрепить правильное произношение звуков  С и  СЬ, давать  их полную характеристику;
  •  учить дифференциации  звуков  С и  СЬ в словах ;
  • учить определять место звука в слове ( начало, конец, середина);
  • учить звукослоговому  анализу слов типа  СГС;
  • учить  составлять схему предложения  и  определять  порядок  слов  в нём;
  • познакомить с буквой С, которая обозначает два звука С и СЬ, её графическим изображением;
  •  формировать навык  чтения прямых  слогов  и  слов типа  сок, сын.

 Коррекционно-развивающие:

  • развивать  фонематический  и  речевой  слух, память, мышление, артикуляционную, тонкую и  общую  моторику;
  • развивать умение следить за правильным произношением поставленных звуков в спонтанной речи;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом; 
  • воспитывать положительную  мотивацию к процессу  обучения.

Оборудование:

-Зеркала по количеству детей.

-Артикуляционные модели изучаемых звуков.

-Предметные картинки, в названии которых присутствуют звуки С, Сь на каждого ребенка;

-Фишки для выкладывания звуковой схемы.

-Буква С;

-Мяч.

Ход занятия

1.Организационный  момент.

Отгадайте загадку:

Днем спит, 
Ночью летает.(
 СОВА)

Дети, к нам в гости прилетела Мудрая Сова.

- С какого  звука  начинается  слово СОВА?(С)

-О каком звуке будем сегодня говорить?

Дети: -Будем говорить о звуке [с].

Логопед : - Правильно, о звуке [с] и его младшем братце звуке [с’]

2.Работа  с  профилем  звука  С.

Характеристика звука С по артикуляционным и акустическим признакам
Сова  предлагает, смотря в зеркало, длительно произнести звук с и обратить внимание на положение губ. 
 Акустико-артикуляционные образы звуков.

Произнесение звука С хором, а затем отдельными детьми с наблюдением артикуляции в зеркале.

-Какое положение занимают губы? (улыбаются, не напряжены)

-Что вы можете сказать о зубах? (сближены, но не смыкаются)

-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

-Какой звук С? (согласный)

-Почему? (звук встречает преграду)

-А теперь скажите, какой звук С(согласный, твердый, обозначаем синим цветом)

На магнитной доске логопед выставляет синий квадрат.

-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет)

-Значит, звук С какой? (глухой)

Несколько детей повторяют характеристику звуку С.

-Теперь произнесите звук Сь, это младший братец звука С.

-Как расположены губы? (Улыбаются сильнее, напряжены)

-Где находится кончик языка? (упирается в нижние зубы)

-Какой звук Сь(согласный, мягкий, обозначаем зеленым цветом)

На магнитной доске логопед выставляет зеленый квадрат.

-Приложите руку к горлышку и скажите, оно вибрирует? (нет0

-Значит, звук Сь какой? (Глухой)

Несколько детей дают характеристику звуку Сь.

6. Связь звуков и буквы.

На доске выставляется буква «С»

-  Вспомните, чем  отличается  звук  от  буквы?

  Сейчас  мы  познакомимся  с  буквой,  которая  обозначает  звуки  С , СЬ Это буква С( называем  как  звук).

Рассмотрите  букву  С.  На  что  она  похожа?

3.Письмо  буквы С  в воздухе.

 Выкладывание  буквы  С  из  пуговиц.

 Упражнение на дыхание  «Насос»
Дети по очереди, а затем все вместе, подражая действию насоса, накачивают мячик, длительно произнося звук с. (резкое отрывистое произнесение звука вслед за взрослым).

Произнесём   С--------------

Произнесём СЬ-------------

( дети  произносят  звук  хором, по одному, парами)

- В момент  выдоха  подставьте  ладошку  и  определите, какой  воздух  вы  ощутите – горячий  или  холодный?

4.Упр. на  развитие  фонематического  слуха.

 Сова  приготовила для вас игры:

«Поймай звук»

-Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Если услышите звук С, то должны поймать его в ладошки.(хлопнуть в ладоши)

С Э М С И С У Р С О Н С А С Ы Ф С П С

 Игра с мячом «Скажи наоборот».

Закрепление и дифференциация звуков в слогах.

Логопед произносит слоги и бросает ребенку мяч. Тот должен назвать слог наоборот, изменив твердый звук на мягкий или наоборот.

СА-СА-СА….СЯ-СЯ-СЯ

СУ-СУ-СУ…. СЮ-СЮ-СЮ

СЭ-СЭ-СЭ…. СЕ-СЕ-СЕ

СО-СО-СО….СЁ-СЁ-СЁ и т. д.

«Где спрятался звук?» (Определение позиции звука С, Сь в словах).

          Глобус

          Каска

          Гусь

          Сито

5.Физкультминутка.

6.  Закрепление и дифференциация звуков в словах.

-Игра «Подарки».

-У нас в гостях сегодня две девочки: Соня и Сима.

На магнитной доске выставляются две картинки.

-Посмотрите на картинки, которые лежат у каждого на столе. Давайте подарим их девочкам. Подумайте, Симе или Соне достанется ваша картинка.

Картинки: нос, стол, лось, лиса, рысь, осина, оса, карась, сом, сын, синий (круг, сова, синица, самолет, автобус, осьминог, сумка, сено, василёк.

7.Звуковой анализ с выкладыванием звуковой схемы слов (сом, лось)

 8.  Упражнения  в  формировании  навыка  чтения.

 Дети  встают  полукругом. Логопед  называет  вначале  два  звука  и  бросает  мяч  ребёнку. Тот  должен  назвать  получившийся  слог. Затем логопед  называет  три  звука,  а  ребёнок, получивший  мяч, называет  слово.

    Сын, сом, сок, сук, сыр, суп, сам, оса.

9. Составление  схемы  предложения.

        Прилетела сова. У совы большие глаза. Сова ночная птица.

10. Итог  занятия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Какие это звуки?

-Кому какое задание понравилось?

-Какое задание было самым трудным?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме "Звуки З и Зь".

В приложенном файле представлен конспект занятия в старшей логопедической группе по обучению грамоте на тему: "Звуки З и Зь".  В конспекты прописаны цели и задачи, оборудование,  ход занятия...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звук ж. Буква Ж»

Цель: познакомить детей со звуком [ж] и буквой Ж. Коррекционно-образовательные задачи:-закрепить умение детей выделять звук [ж] из ряда звуков, слогов, слов;-упражнять в опред...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Цель: познакомить детей со звуками «Т, ТЬ», буквой Т.Задачи:-Учить детей выделять на слух звук (т)-Закрепить понятие «твердый звук», навык деления слова на слоги.-Упражнят...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки н, нь. Буква Н"

Цель: познакомить детей со звуками «н, нь», буквой Н.Задачи:Уточнить артикуляцию звука [Н].-Научить детей четко произносить звук [Н]; -Учить детей выделять на слух звук (н)...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме «Звуки м, мь. Буква М»

Цель:Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].Знакомство со звуками М-Мь, буквой М....

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме: «Звуки т, ть. Буква Т»...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе по теме Звуки[Т-Ть]

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:В ходе интегрированной образовательной деятельности необходимо:-  научить детей четко артикулировать и произносить звуки Т-Ть;- учить детей давать характеристику звуков Т и Ть;- учи...