Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Фаиля Минигарифовна Колесникова

Материал для логопедов и воспитателей логогрупп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_zvuk_i_bukva_a.docx20.42 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звук [а], буква А.

Лексическая тема: «Деревья»

Цель: 

Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

  • уточнить произношение звука [а];
  • определять позицию звука в слове;
  • формировать и расширять у детей словарь по теме «Деревья»;

 Коррекционно – развивающие:

  • учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
  • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
  • учить детей изменению силы и высоты голоса;
  • развивать фонематический слух и восприятие;

формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

Коррекционно – воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква А,  предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).

Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.

Технологии: Личностно-ориентированные, технология наглядного моделирования, здоровьесберегающие

Ход занятия

1. Организационный момент.

Правило поведения на занятии.

 - Раз, два, три, четыре, пять

 Будем мы сейчас опять

 Смотреть, слушать, размышлять,

 Но друг другу не мешать.

 Внятно, четко говорить,

 Не вертеться, не шалить.

- Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Кто мне скажет, какой сейчас лес? (Осенний) - Итак, давайте представим, что мы идем по лесу. Под ногами нам мешают ветки деревьев, вот узкая тропинка, идти надо аккуратно. (Дети повторяют за логопедом: высоко поднимают ноги, шаги медленные – ножка к ножке).

- И вот мы вышли на полянку. Мы шли долго, устали, давайте вдохнем поглубже. (Вдох – выдох) - А ну ка, посмотрите, что вы видите на полянке? (Листья) - Давайте соберем каждый по листочку, кто взял листик, может сесть за стол.

2. Сообщение темы занятия.

- Скажите мне, какого цвета ваши листочки? (Желтые, оранжевые) - А почему наши листочки желтые, оранжевые, а не зеленые? (Наступила осень) - Как мы называем такую осень, когда листья становятся желтыми? (Золотая осень) - А что происходит с природой осенью? Дети называют приметы осени.

 - Как называют время, когда падают листья? (Листопад)

- Молодцы, правильно!

- Ребята, посмотрите внимательно на листочки, они же волшебные! На каждом написана буква. Давайте пропоем, озвучим каждый свой листочек, а послушать, как вы поете, пришел красный ежик. (Дети поют звуки)

- Обратите внимание, что у нас с ротиком, когда мы поем А-А-А-А? (Рот широко открыт)

 - Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].

- Молодцы! Ежику очень понравилось, как вы поете звуки. А как называются звуки, которые можно пропеть? (Гласные)

- Правильно, гласные. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, как и сам ежик, ведь это его звуки.

А чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами)

- Давайте проведем пальчиком по букве, посмотрим, как она пишется. (Логопед показывает, дети выполняют задание на своих листочках)

- Молодцы! Все прописали букву, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов на звук А. (Дети придумывают слова)

3. Развитие артикуляционной моторики.

 - Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

 - упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

 - упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

4. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

-Развитие диафрагмального дыхания.

 - А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

Вот мы шарик надуваем,

А рукою проверяем (надуваем живот).

Шарик лопнул – выдыхаем,

Наши мышцы расслабляем.

-Голосовые упражнения:

 - Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

 - А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

5. Акустико – артикуляционный образ звука.

 - Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

6. Развитие фонематического слуха.

 - Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)

7. Соотношение звука с буквой.

 - Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

Вот два столба наискосок,

А между ними — поясок.

Ты эту букву знаешь? А?

Перед тобою буква А.

 - Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.

8. Физминутка  «Листочки».

 - А теперь давайте превратимся в листочки.

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер – полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели.

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Закружились – полетели

И на землю тихо сели.

9. Автоматизация звука в слогах, словах.

 - Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.

 - Выкладывание схемы  слогов из  цветных фишек.

 - Звуковой анализ слова «МАК».

 - Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.

 - Определение места звука в слове.

10. Подведение итогов занятия.

 - Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

- Итак, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу, давайте повторим, о чем мы с вами говорили. (Об осени, о погоде осенью, называли приметы осени, подбирали листочки, пели гласные звук А.)

- Молодцы! Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник. Он отметил все признаки осени, про которые мы с вами говорили. Теперь каждый составьте по предложению, чтобы у нас получился рассказ про осень. (Каждый ребенок называет по предложению) - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, наша прогулка была очень интересной.