Главные вкладки

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе детей с ОНР
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Фаина Колесникова

    Материал для логопедов и воспитателей логогрупп.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл tema_zvuk_i_bukva_a.docx20.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Звук [а], буква А.

    Лексическая тема: «Деревья»

    Цель: 

    Закреплять правильное произношение звука [а], познакомить с буквой А.

    Задачи:

    Коррекционно – образовательные:

    • уточнить произношение звука [а];
    • определять позицию звука в слове;
    • формировать и расширять у детей словарь по теме «Деревья»;

     Коррекционно – развивающие:

    • учить детей выделять звук [а] из состава слогов, слов и предложений;
    • развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
    • учить детей изменению силы и высоты голоса;
    • развивать фонематический слух и восприятие;

    формировать у детей самоконтроль за речью через оральный, тактильно – вибрационный и акустический контроль;

    Коррекционно – воспитательные:

    • воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

    Демонстрационный материал: схема отличия буквы от звука, буква А,  предметные картинки (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина).

    Раздаточный материал: индивидуальные зеркала, красные фишки, синие фишки, счетные палочки.

    Технологии: Личностно-ориентированные, технология наглядного моделирования, здоровьесберегающие

    Ход занятия

    1. Организационный момент.

    Правило поведения на занятии.

     - Раз, два, три, четыре, пять

     Будем мы сейчас опять

     Смотреть, слушать, размышлять,

     Но друг другу не мешать.

     Внятно, четко говорить,

     Не вертеться, не шалить.

    - Сегодня мы с вами отправимся на прогулку в лес. Кто мне скажет, какой сейчас лес? (Осенний) - Итак, давайте представим, что мы идем по лесу. Под ногами нам мешают ветки деревьев, вот узкая тропинка, идти надо аккуратно. (Дети повторяют за логопедом: высоко поднимают ноги, шаги медленные – ножка к ножке).

    - И вот мы вышли на полянку. Мы шли долго, устали, давайте вдохнем поглубже. (Вдох – выдох) - А ну ка, посмотрите, что вы видите на полянке? (Листья) - Давайте соберем каждый по листочку, кто взял листик, может сесть за стол.

    2. Сообщение темы занятия.

    - Скажите мне, какого цвета ваши листочки? (Желтые, оранжевые) - А почему наши листочки желтые, оранжевые, а не зеленые? (Наступила осень) - Как мы называем такую осень, когда листья становятся желтыми? (Золотая осень) - А что происходит с природой осенью? Дети называют приметы осени.

     - Как называют время, когда падают листья? (Листопад)

    - Молодцы, правильно!

    - Ребята, посмотрите внимательно на листочки, они же волшебные! На каждом написана буква. Давайте пропоем, озвучим каждый свой листочек, а послушать, как вы поете, пришел красный ежик. (Дети поют звуки)

    - Обратите внимание, что у нас с ротиком, когда мы поем А-А-А-А? (Рот широко открыт)

     - Сегодня на занятии мы будем говорить о звуке [а].

    - Молодцы! Ежику очень понравилось, как вы поете звуки. А как называются звуки, которые можно пропеть? (Гласные)

    - Правильно, гласные. Гласные звуки мы обозначаем красным цветом, как и сам ежик, ведь это его звуки.

    А чем мы обозначаем звуки на письме? (Буквами)

    - Давайте проведем пальчиком по букве, посмотрим, как она пишется. (Логопед показывает, дети выполняют задание на своих листочках)

    - Молодцы! Все прописали букву, а теперь постарайтесь придумать как можно больше слов на звук А. (Дети придумывают слова)

    3. Развитие артикуляционной моторики.

     - Но для начала давайте разомнем наши губки и язычок.

     - упражнения для губ: улыбка – хоботок, заборчик;

     - упражнения для языка: «вкусное варенье», «часики».

    4. Работа по развитию речевого дыхания и голоса.

    -Развитие диафрагмального дыхания.

     - А теперь давайте с вами надуем животик, как шарик.

    Вот мы шарик надуваем,

    А рукою проверяем (надуваем живот).

    Шарик лопнул – выдыхаем,

    Наши мышцы расслабляем.

    -Голосовые упражнения:

     - Сейчас давайте произнесем звук [а] беззвучно, просто губками – шепотом – тихо – громко;

     - А теперь наоборот: громко – тихо – шепотом – беззвучная артикуляция.

    5. Акустико – артикуляционный образ звука.

     - Ребята, а сейчас давайте произнесем звук [а] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? (рот широко открыт). А как лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними зубами).

    6. Развитие фонематического слуха.

     - Ребята, на доске висят картинки. Давайте назовём, что там изображено (дуб, клён, берёза, осина, сосна, рябина). Нужно отобрать те картинки, в которых есть звук [а]. Говорим название дерева, длительно произнося звук [а]. (берёзааа, осинааа, соснааа, рябинааа)

    7. Соотношение звука с буквой.

     - Ребята, посмотрите на доску. Это буква А. Запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.

    Вот два столба наискосок,

    А между ними — поясок.

    Ты эту букву знаешь? А?

    Перед тобою буква А.

     - Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок»). А еще давайте сделаем букву А из счетных палочек. И напишем букву А в воздухе.

    8. Физминутка  «Листочки».

     - А теперь давайте превратимся в листочки.

    Мы листики осенние,

    На ветках мы сидим.

    Дунул ветер – полетели.

    Мы летели, мы летели

    И на землю тихо сели.

    Ветер снова набежал

    И листочки все поднял.

    Закружились – полетели

    И на землю тихо сели.

    9. Автоматизация звука в слогах, словах.

     - Звуковой анализ и синтез слогов типа: АП, АС, СА, ПА.

     - Выкладывание схемы  слогов из  цветных фишек.

     - Звуковой анализ слова «МАК».

     - Выкладывание звуковой схемы слова цветными фишками.

     - Определение места звука в слове.

    10. Подведение итогов занятия.

     - Итак, ребята, какой звук и букву мы сегодня изучали?

    - Итак, сегодня мы с вами гуляли по осеннему лесу, давайте повторим, о чем мы с вами говорили. (Об осени, о погоде осенью, называли приметы осени, подбирали листочки, пели гласные звук А.)

    - Молодцы! Посмотрите, какую красивую картину нарисовал художник. Он отметил все признаки осени, про которые мы с вами говорили. Теперь каждый составьте по предложению, чтобы у нас получился рассказ про осень. (Каждый ребенок называет по предложению) - Молодцы! Вы сегодня очень хорошо занимались, наша прогулка была очень интересной.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Звук и буква Р".

    Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Р" разработан с использованием ИКТ технологий. К конспекту имее...

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141      Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе Тема: « П...

    Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

    Программное содержание: • Закрепить умение определять местоположения звука в слове; • Упражнять в звуковом анализе слов; • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; • Закрепить понят...

    Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)

    Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в Страну Знаний" (с использованием ИКТ)....

    Конспект подгруппового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

    Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять навык чтения слогов и слов.Закреплять умения сост...