Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе. Тема: "Полёт в космос"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Корнева Лидия Николаевна

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141

 

 

 

 

 

 

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

 

Тема: « Полёт в космос»

 

 

 

 

Подготовила и провела

 

воспитатель: Корнева Лидия Николаевна

 

 

 

 

Апрель, 2015 год

 

 

Итоговое занятие по обучению грамоте (кружковая работа)

 

в подготовительной группе № 3 МБДОУ №141

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Полёт в космос.

 

Задачи:

 

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

 

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

 

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

 

Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки с буквами;  учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова. 

 

 

 

Ход занятия:

Орг. момент.

 

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

 

Дети (Д): – Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

 

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

 

Д:  – Хорошее, радостное, веселое.

 

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

 

Собрались все дети в круг.

 

Я – твой друг и ты – мой друг.

 

Крепче за руки возьмемся

 

И друг другу улыбнемся.

 

. Беседа о времени года.

 

В: – Ребята, какое время года наступило?

 

Д: – Наступила весна.

 

В: – Весна какая?

 

Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

 

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

 

Д: – Март, апрель, май.

 

В: – Какой сейчас месяц?

 

Д: – Сейчас месяц апрель.

Постановка учебной задачи.

 

В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

 

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

 

В: –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

 

До Луны не может птица

 

Долететь и прилуниться.

 

Но зато умеет это

 

Делать быстрая …

 

Д (хором): – Ракета.

 

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

 

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

 

Им – им – им, на ракете полетим.

 

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

 

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

 

 Игра «Образуй прилагательные от существительных»

 

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

 

В: – Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение : В доб – рый путь. (Дети читают хором)

 

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

 

Д: – В добрый путь!

 

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

 

 Деление слов на слоги.

 

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Пираты смешали все картинки. Надо помочь жителям этой планеты. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Карточки нужно разложить на больших картинках таким образом: где вагончик с одним окошком- карточки со словами из одного слога, где с двумя окошками- из двух слогов, с  тремя- из трёх слогов.

 

Д: –Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

 

    Д: –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза.  Эти слова   состоят из двух слогов.

 

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка . Эти слова состоят из трёх слогов. 

 

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).

 

В: –  А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

 

     Всё комета облетела,

 

Всё на небе осмотрела.

 

Видит, в космосе нора –

 

Это чёрная…

 

Д (хором): – Дыра.

 

 Звуковой анализ слов.

 

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)

 

В: – Сколько слогов в слове дыра?

 

Д: – В слове дыра два слога ды – ра.

 

В: – На какой слог падает ударение?

 

Д: – Ударение падает на второй слог.

 

В: – Дайте характеристику звуку [ д ].

 

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

 

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

 

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

 

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

 

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

 

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

 

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный. 

 

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

 

 Физкультминутка.

 

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

 

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

 

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

 

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)

 

В: – На нашем пути следующее испытание.

 

В космосе сквозь толщу лет

 

Ледяной летит объект.

 

Хвост его – полоска света,

 

А зовут объект…

 

Д (хором): – Комета.

 

.Определение звука на слух.

 

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих  словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт ,полёт, земля, космос., звёздочка, луна, звёздопад, планета.( если в слове есть звук з дети хлопают руками)

 

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.

 

Рассыпалось к ночи зерно,

 

Глянули утром – нет ничего.

 

Д: –  Звёзды.

 

 Гимнастика для глаз

 

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.

 

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

 

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

 

В: – Что  такое родственные слова?

 

Д: – Слова родные друг другу.

 

В: – Как понимаете слово звездопад?

 

Д: – Явление, когда падают звёзды.

 

В: – Какое это слово простое или сложное?

 

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей. 

 

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

 

 Игра «Составь слова из букв».

 

В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а с буквами. Прочитайте их, придумайте с ними слова: Р,Е,А,К,Т,А. Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов. (Дети  придумывают с ними слова : РАК, КАРЕТА,РАКЕТА,РЕКА,ТАК,КЕТА, АРЕНА,КАТЕР,КАРЕ,  а потом придумывают со словом РАКЕТА предложение и определяют сколько слов в нём. :КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА ВЗЛЕТЕЛА ВВЫСЬ.).

 

« Много с буквами хлопот

   Уж такой они народ,

   Но когда с умом толково

   Их построить в четкий ряд,

   Превратятся буквы в слово

   И с тобой заговорят.»

 

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).

 

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

 

Д: –  АЗБУКА.

 

В: –  Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

 

Д (хором):  – Из полёта возвратились

 

 И на Землю приземлились.

 

(Звучит запуск ракеты)

 

 Подведение итогов.

 

В: – Вот мы и вернулись домой.  Чем мы занимались сегодня на занятии?

 

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

 

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями. А жители планеты прислали вам подарки (рисунки с изображением космических планет, ракет и т.д.) , их надо вам раскрасить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon polyot_v_kosmos.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 141

Открытое занятие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

Тема: « Полёт в космос»

Подготовила и провела

воспитатель: Корнева Лидия Николаевна

Апрель, 2015 год

Итоговое занятие по обучению грамоте (кружковая работа)

в подготовительной группе № 3 МБДОУ №141

Тема: Полёт в космос.

Задачи:

образовательные – продолжить обучать звуковому анализу и синтезу слов, учить детей образовывать имена прилагательные от имен существительных;

развивающие – закреплять умение детей делить слова на слоги, отвечать на вопрос воспитателя полным ответом, упражнять в придумывании предложений с заданным словом и  составлении схем, развивать навык чтения слогов и слов, мышление, внимание, память;

воспитательные – создать хорошее настроение, воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: ракета; изображения космических объектов: планета, чёрная дыра, комета, звездопад; звёзды с буквами А, З, Б, У, К, А; звёзды со слогами; предложение «В добрый путь!», разделённое на слоги; фонограмма старта космической ракеты; карточки с буквами;  учебник «Азбука»; рисунок звезды для гимнастики для глаз; цветные фишки для звукового анализа слова.  

Ход занятия:

Орг. момент.

Воспитатель (В): – Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети (Д): – Здравствуйте.

Эмоциональная настройка.

В: – Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Д:  – Хорошее, радостное, веселое.

В: – Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

. Беседа о времени года. 

В: – Ребята, какое время года наступило?

Д: – Наступила весна.

В: – Весна какая?

Д: – Солнечная, тёплая, ясная, красивая, весёлая, нарядная, долгожданная.

В: – Какие весенние месяцы вы знаете?

Д: – Март, апрель, май.

В: – Какой сейчас месяц?

Д: – Сейчас месяц апрель.

Постановка учебной задачи.

В: – Какой праздник отмечала вся страна 12 апреля?

Д: – Вся страна отмечала день Космонавтики.

В: –  Сегодня у нас будет необычное занятие: мы с вами полетим в космос, потому что жители планеты Грамотейка – грамотейцы просят нас о помощи. Космические пираты похитили у них одну очень ценную книгу. Поможем вернуть её? Чтобы мы не смогли найти эту книгу, космические пираты приготовили много разных заданий. За каждое выполненное задание грамотейцы будут присылать нам звезды, и в конце занятия мы узнаем, какую же книгу похитили космические пираты. Чтобы узнать, на чём мы отправимся в путь, давайте отгадаем загадку.

До Луны не может птица

Долететь и прилуниться.

Но зато умеет это

Делать быстрая …

Д (хором): – Ракета.

В: – Правильно, ребята, мы полетим на ракете. Чтобы давать чёткие ответы, нам надо потренировать язычки.

Артикуляционная гимнастика (выполняется хором).

Чу – чу – чу, в космос полететь хочу.

Им – им – им, на ракете полетим.

Ды – ды – ды, долетим мы до звезды.

Ой – ой – ой, затем вернёмся мы домой.

 Игра «Образуй прилагательные от существительных»

В: – Нам надо занять свои места, а для этого вам надо образовать от слов, отвечающих на вопрос что? слова, отвечающие на вопрос какой? Весна – весенний, дождь – дождливый, звезда – звездный, туман – туманный, солнце – солнечный, луна – лунный, ночь – ночной, лето – летний, дерево – деревянный, стекло – стеклянный, бумага – бумажный, золото – золотой, серебро – серебряный, соль – солёный, холод – холодный, лес – лесной, снег – снежный, книга – книжный.

В: – Молодцы, все справились с заданием. Это была у нас разминка. А сейчас заняли свои места, приготовились к старту. Что такое? Наша ракета не может взлететь, космические пираты повредили пароль. Чтобы его восстановить, вам надо прочитать предложение : В доб – рый путь. (Дети читают хором)

В: – Прочитайте, что у вас получилось.

Д: – В добрый путь!

В: – Молодцы. За это задание грамотейцы прислали нам первую звезду (А). Наша ракета теперь в порядке, можем отправляться в полёт. (Звук запуска ракеты)

 Деление слов на слоги.

В: – На нашем пути три планеты – «Слогознайки». Пираты смешали все картинки. Надо помочь жителям этой планеты. У вас на столах картинки посмотрите на них внимательно и произнесите это слово, определите количество слогов в этом слове. Карточки нужно разложить на больших картинках таким образом: где вагончик с одним окошком- карточки со словами из одного слога, где с двумя окошками- из двух слогов, с  тремя- из трёх слогов.

Д: –Кот, слон, кит, волк, тигр, еж. Эти слова состоят из одного слога

    Д: –Лиса, кошка, заяц, медведь, кролик, коза.  Эти слова   состоят из двух слогов.

Д: – Курица, колобок, корова, лошадка . Эти слова состоят из трёх слогов.  

В: – Молодцы, помогли словам вернуться домой. За это грамотейцы прислали нам вторую звезду (З).

В: –  А мы отправляемся дальше. На нашем пути … отгадайте что.

     Всё комета облетела,

Всё на небе осмотрела.

Видит, в космосе нора –

Это чёрная…

Д (хором): – Дыра.

 Звуковой анализ слов.

В: – Чтобы нас не затянуло в эту дыру, давайте сделаем звуковой анализ этого слова. (Анализ слова дыра)

В: – Сколько слогов в слове дыра?

Д: – В слове дыра два слога ды – ра.

В: – На какой слог падает ударение?

Д: – Ударение падает на второй слог.

В: – Дайте характеристику звуку [ д ].

Д: – Звук [ д ]согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Охарактеризуйте звук [ ы ].

Д: – Звук [ ы ] гласный, безударный.

В: – Дайте характеристику звуку [ р ].

Д: – Звук [ р ] согласный, твёрдый, звонкий.

В: – Дайте характеристику звуку [ а ].

Д: – Звук [ а ] гласный, ударный.  

В: – Благополучно пролетели мимо чёрной дыры, получили третью звезду (Б) и отправляемся дальше. Половину пути мы уже пролетели, пора немного отдохнуть.

 Физкультминутка.

В небе ясном солнце светит, (дети делают круг руками)

Космонавт летит в ракете. (наклоны в стороны)

А внизу леса, поля –  (наклоны вперёд)

Расстилается земля .(дети разводят руки в стороны)

В: – На нашем пути следующее испытание.

В космосе сквозь толщу лет

Ледяной летит объект.

Хвост его – полоска света,

А зовут объект…

Д (хором): – Комета.

.Определение звука на слух.

В: – На хвосте кометы разместились слова, В этих  словах, вы должны поймать звук (з) . Телескоп, звезда, солнце, созвездие, звездочет, астроном, космонавт ,полёт, земля, космос., звёздочка, луна, звёздопад, планета.( если в слове есть звук з дети хлопают руками)

В: – Ну что ж, и с этим заданием мы справились, получили ещё одну звезду (У). А на нашем пути следующее испытание.

Рассыпалось к ночи зерно,

Глянули утром – нет ничего.

Д: –  Звёзды.

 Гимнастика для глаз

В: – Давайте нарисуем звезду глазами по стрелкам.

В: – Подберите родственные слова к слову звезда.

Д: – Звёздочка, звёздный, созвездие, звездочет, звездолёт, звездопад.

В: – Что  такое родственные слова?

Д: – Слова родные друг другу.

В: – Как понимаете слово звездопад?

Д: – Явление, когда падают звёзды.

В: – Какое это слово простое или сложное?

Д: – Это слово сложное, потому что оно состоит из двух частей.  

В: – Молодцы, с этим заданием мы справились, получили звезду (К).

 Игра «Составь слова из букв».

В: – Посмотрите, с неба упали звёзды, но не простые, а с буквами. Прочитайте их, придумайте с ними слова: Р,Е,А,К,Т,А. Необходимо составить из имеющихся букв как можно больше слов. (Дети  придумывают с ними слова : РАК, КАРЕТА,РАКЕТА,РЕКА,ТАК,КЕТА, АРЕНА,КАТЕР,КАРЕ,  а потом придумывают со словом РАКЕТА предложение и определяют сколько слов в нём. :КОСМИЧЕСКАЯ РАКЕТА ВЗЛЕТЕЛА ВВЫСЬ.).

« Много с буквами хлопот

   Уж такой они народ,

   Но когда с умом толково

   Их построить в четкий ряд,

   Превратятся буквы в слово

   И с тобой заговорят.»

В: – Молодцы, и за это задание нам дали звезду (А).

В: – Вот мы и долетели до планеты Грамотейка, выполнили все задания космических пиратов и теперь можем узнать, какую же книгу они похитили.

Д: –  АЗБУКА.

В: –  Это очень нужная и важная книга, по ней вы будете учиться читать и писать. Мы помогли вернуть азбуку на планету Грамотейка, а теперь нам пора возвращаться домой. Закройте глаза и скажите волшебные слова:

Д (хором):  – Из полёта возвратились

 И на Землю приземлились.

(Звучит запуск ракеты)

 Подведение итогов.

В: – Вот мы и вернулись домой.  Чем мы занимались сегодня на занятии?

Д: – Составляли слова из слогов, делали звуковой анализ слов, придумывали предложения, подбирали родственные слова, определяли количество слогов в словах, из имён существительных образовывали имена прилагательные, отгадывали загадки.

В: –На этом наше занятие окончено, попрощайтесь с гостями. А жители планеты прислали вам подарки (рисунки с изображением космических планет, ракет и т.д.) , их надо вам раскрасить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)

Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Программное содержание: • Закрепить умение определять местоположения звука в слове; • Упражнять в звуковом анализе слов; • Закрепить знания о различии гласных и согласных звуков; • Закрепить понят...

Конспект открытого занятия по Обучению Грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Путешествие в Страну Знаний» (с использованием ИКТ)

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему "Путешествие в Страну Знаний" (с использованием ИКТ)....

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Звуки Н-Нь и буква Н»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе  группе«Звуки Н-Нь  и буква Н»Цель: Закрепить знания детей о звуках [Н], [Нь] и букве Н.Задачи:Коррекцио...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему «Уроки грамоты»

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:·        закреплять понятия «звук», &la...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...