Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Фаиля Минигарифовна Колесникова

Материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_frontalnogo.docx143.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого фронтального

логопедического занятия

по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР

Тема: «Звук и буква У».

Лексическая тема: «Игрушки».

Цель:   Закреплять правильное произношение звука [у], познакомить с буквой У.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • уточнить произношение звука [у];
  • определять позицию звука [у] в слове;
  • познакомить с буквой У.

Коррекционно-развивающие:

  • учить детей выделять звук  [у] из ряда гласных звуков;
  • развивать фонематический слух и восприятие;
  • развивать речевое внимание;
  • развивать умение образовывать приставочные глаголы.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать умение внимательно слушать педагога и сверстников.

Оборудование: Красный замок и его хозяйка, кукла Уля, красиво оформленная коробочка для картинок, картинки (улей, ужи, улица, укроп, усы, удод), игрушки (поезд, утка с утятами, утюг, удочка), буквенные кассы, демонстрационные буквы У, у, звуковая линейка, интерактивная игра «Услышь звук У».

Ход занятия

1.        Организационный  момент

Психогимнастика. Релаксация.

Вносится кукла. Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло.

Шла Ульяна с огорода,

Повстречала там урода.

А урод стоит на палке

 С бородою из мочалки.

Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное пугало. Ой, какое оно страшное!

Логопед и дети изображают испуг.

Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук, туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые, никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.

2. Развитие общей моторики

                                            «Лошадка»

Я люблю свою лошадку,

Причешу ей шёрстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

                                      А. Барто

Скачут на воображаемой лошадке.

Поглаживающие движения сверху вниз по туловищу.

Приглаживают хвостик.

Скачут на воображаемой лошадке.

2. Развитие артикуляционной моторики

По утрам Уля, как и мы, любит делать гимнастику для язычка. Давайте все вместе поупражняемся.

«Улыбочка-хоботок»

«Улыбка» - Удержание губ в улыбке. Зубы не видны.
«Хоботок» - Вытягивание сомкнутых губ вперёд.

Улыбайся народ,
Потом губы – вперёд!
И так делаем раз шесть.
Всё! Хвалю! Начало есть!

«Заборчик»

- Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

Подъезжает шофёр,
Ну, а впереди – забор.
Тормозит и назад.
И так восемь раз подряд.

«Лопаточка» - Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

Язык широкий покажи
И лопатку подержи.

«Часики»

- Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

Маятник туда, сюда
Делает вот так: «Раз – два»

3.Развитие голоса

Изображать звук паровозика: У-У-У-У…. Громко (близко подъехал), тихо (далеко отъехал).

4. Сообщение темы занятия

Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый звук вы услышали в слове Уля? (Звук [у].) Где мы можем услышать звук [у] ? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер воет ... (у-у-у). Звук [у] произносится с усилением и ослаблением голоса.

Сегодня мы будем произносить много слов со звуком [у], познакомимся с буквой У.

5.        Характеристика звука [у]  по артикуляционным и акустическим признакам

Выставляется игрушка  — поезд.

Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у). Произнесите звук [у]. Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук [у] . «Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.) Какой это звук? Звук [у]   называется гласным.

Выставляется Красный замок. Хозяйка  показывает, в каком окошке будет «жить» звук [у].

Сколько гласных звуков поселилось в замке? (Два звука.) На первом этаже живет ... (звук а.) На втором этаже живет ... (звук у). Звук [у]  будем обозначать красным кружочком, как и звук [а]. Как мы назовем оба звука? (Гласные звуки.) Их можно долго, долго тянуть, петь.

Для пения гласные звуки важны,

Они и напевны и очень нежны.

Летят, как птицы, эти звуки в синеву — А-у, а-у, а-у.

6. Выделение звука [у]  из ряда гласных.  Игра «Услышь  звук У»

Скриншот 31-01-2017 180203

7.Произношение звука [у]  в словах. Словоизменение

Выставляется красиво оформленная коробочка. Уля принесла вам такую красивую коробочку. В ней — картинки и предметы. Отгадайте загадки и вы узнаете, что в коробочке.

Что это у Галочки?

 Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в воде.

                    (Удочка.)

Имитация ловли рыбы.

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.) Где вы услышали звук [у]  — в начале, середине или в конце слова? (В начале слова.)

Дети нажимают пальчиком на полоску. Слева на ней нанесена метка, обозначающая начало слова.

Слушайте другую загадку: «Сама ползет, на себе дом везет». Это ... (улитка). У кого глаза на ногах, а дом на спине? (У улитки.) Покажите пальчиками, как она высовывает рога, прячется в раковину. Какой первый звук в слове улитка? (Звук [у].)

Давайте с вами договоримся: если будем слышать звук в начале слова, наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова — значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку: «Ходит вперевалочку, плавает, ныряет, на пруду и в речке пищу добывает». Кто это? (Утка.) Поймайте пальцами звук [у]. Где вы его произносили? (В начале слова.) Утка здесь не одна, с кем она? (С утятами.) У нее много... (утят). Сосчитайте, сколько их. (Три утенка. Пять утят.)

8.Физическая пауза

Покажите, как ходят утята, как они загребают воду, как ищут корм. В сундучке остался еще один предмет, угадайте, что это?

По реке Простыне

Плывет пароход.

А за ним такая гладь —

Ни морщинки не видать.

                                       (Утюг.)

Имитация работы с утюгом.

Чем ты гладишь? (Утюгом.)

9.Развитие речевого внимания

Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки. Определяется позиция звука у и место символа звука [у]  в Звуковом домике. Игра «Подскажите словечко».

Жи-жи-жи, ползут ... (ужи).

Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы).

В названии какой части тела есть звук [у]? (Уши.)

Мы слушаем усами? (Нет, ушами.)

У ужей нет ... (ушей).

А у нас два ... (уха).

Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха).

Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)

Послушайте, какие слова «заблудились».

Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.)

Ныряли вместе с удочкой. (Уточкой.)

Улитка просит удочку:

— Закинь-ка в реку уточку.

Удочка закинула,

Уклейку-рыбку вынула.

                                     Г. Сапгир

Повторение исправленного стихотворения.

Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)

10.Физминутка

А сейчас вы — пчелки.

Пчелки в ульях сидят,

На цветы они глядят,

Пчелки, с ульев вылетайте!

Мед скорее собирайте!

11.Выделение слов со звуком [у].

Психогимнастика. Дети, послушайте стихотворение:

Удод у дороги                А уж зашуршал

Увидел ужа,                И уполз в камыши,

Удод улетел,                Над глупым удодом

От испуга дрожа.        Смеясь от души.

И. Костарев

Я еще раз прочитаю стихотворение, а вы изобразите удода и ужа.

12.Образование приставочных глаголов

Уля спрашивает, кто из вас запомнил слова со звуком [у]  из стихотворения про ужа и удода. (Уполз, увидел, улетел, удод, уж.) Что сделал удод? (Улетел.) Удод улетает, а уж ... (уползает). Пчелки улетают или уползают? (Улетают.) Улитка... (уползает). Утка ... (уплывает).

13.Развитие слухового внимания и фонематического восприятия. Знакомство со звуковой линейкой

Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладошки, если слово сказано правильно:

улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка;

утюг, мутюг, витюг, утюг.

Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звуки. Если хоть один звук «заблудился», слово уже становится непонятным. Лилитка — правильное слово или нет? (Нет.)

Есть длинные и короткие слова. Слова, в которых мало звуков, — короткие слова.

Демонстрируется звуковая линейка.

Скажем слово уж и посмотрим, сколько окошек открылось. (Два окошка.) Скажите слово утка.

Слова произносятся медленно, с выделением каждого звука.

Произнесите слово умывальник. Какое это слово? (Длинное.) Почему вы так считаете? (В нем много звуков.)

А сейчас посмотрите, как я могу отхлопать ритм разных слов. У-ли-ца (три хлопка), у-жи (два хлопка), уж (один хлопок), у-мы-валь-ник (четыре хлопка). По количеству хлопков тоже можно догадаться, какое слово — длинное или короткое.

14.Знакомство с буквой У.

Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву.

Демонстрируются буквы  у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и различия.

На что похожа буква у?

 Ответы детей.

У — сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву У.

В. Степанов

Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы у. Найдите в кассах букву у.

Буква у выставляется в окошко Красного замка.

15. Итог занятия

Подарим хозяйке Красного замка слова со звуком [у]. Я буду произносить часть слова, без звука [у]. Вы дополните его звуком [у] и скажете все слово. _казка (указка), _дав (удав), _лыбка (улыбка), _ченик (ученик), _голъ (уголь), _гол (угол), _шко(ушко), _зел (узел). Молодцы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком [А]»

Этот материал поможет молодым специалистам выстроить работу по формированию звукопроизношения и знакомству со звуками с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе. Конспект содержит разнообра...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по теме «Весна» в подготовительной группе

Цель:- уточнить и расширить знания детей по теме «Весна»;- расширить и активизировать словарь детей по данной теме...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР

Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...