Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Гладышева Инна Валерьевна

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл per._ptitsy_starshaya_gr._zanyatie.docx24.48 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности № 1

( в рамках Дня открытых дверей)

Тема: «Перелётные птицы»

Разработала: учитель – логопед Гладышева И.В.

Цель. Совершенствование фонетико-фонематических, лексико-грамматических навыков и навыков связной речи по теме.

Задачи.

I.Коррекционно-образовательные.

Закреплять в активном словаре детей названия перелётных птиц.

Совершенствовать навык образования родственных слов с помощью ласкательных суффиксов.

Дифференцировать звуки [ш] – [ж] по звонкости – глухости на уровне слухового восприятия.

Вырабатывать  умение находить внешние отличительные признаки перелётных птиц.

Совершенствовать навык составления небольшого рассказа – сообщения о перелётной птице с использованием сложных предложений.

II. Коррекционно-развивающие.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, фонематическое восприятие, координацию речи и движения, артикуляционную, общую и мелкую моторику, чёткость дикции.

III.Воспитательные.

Прививать любовь к птицам, желание их беречь и защищать.

Воспитывать навыки сотрудничества, самостоятельности, взаимопомощи, организованности.

Предварительная работа.

Рассматривание картинок с изображением перелётных птиц. Рассматривание репродукции картины А.К.Саврасова «Грачи прилетели». Отгадывание загадок о перелётных птицах. Чтение художественной литературы: С.Михалков «Зяблик», А.Барто «Журавли», русская народная сказка «Лиса и журавль».

Оборудование. Магнитная доска. Демонстрационный материал из цикла «Перелётные птицы». Кукла – мальчик.  Индивидуальные зеркала, карточки с изображением контуров перелётных птиц, колокольчики, фломастеры чёрного, коричневого цвета по количеству детей. Сундучок.

Ход занятия

1.Организационный момент. Подвижная игра «Веснянка»

Солнышко, солнышко, золотое донышко!  Идут по кругу, взявшись за руки.

Гори, гори ясно, чтобы не погасло!

Побежал в саду ручей,                                    Бегут по кругу.           

Прилетели сто грачей.                                    «Летят» по кругу.

А сугробы тают, тают,                                    Медленно приседают.

А цветочки подрастают.                                 Тянутся на носках, руки вверх.

Н. Нищева

- О каком времени года говорится в стихотворении? (о весне). Кто возвращается весной? (перелётные птицы). О каких перелётных  птицах упоминается в стихотворении? (о грачах).

Логопедическая пятиминутка. Игра на развитие слухового внимания и логического мышления «Если знаешь, покажи!».

- Но не только грачи возвращаются к нам  весной. Сейчас я буду называть птиц. Если птица перелётная, то вы машете руками, как крыльями, если птица не перелётная, то вы спокойно стоите.

Слова: ласточка, сова, дятел, журавль, цапля, воробей, сорока, аист, ворона, галка, кукушка, голубь, синица, скворец.

2.Сообщение темы занятия. – Вы догадались, о ком сегодня мы будем говорить? (да, мы будем говорить о перелётных птицах). К нам сегодня в гости пришли не только ваши мамы, но и очень умный мальчик Петя (выставляется кукла – мальчик). Он очень любит птиц, много о них знает и хочет узнать, что знаете о птицах вы. Проходите на стульчики, и Петю мы тоже посадим на стульчик.

Дети проходят и садятся на свои места. На магнитной доске – картинки с изображением перелётных птиц.

3.Актуализация знаний о перелётных птицах. Упражнение «Отгадай-ка!» (развитие логического мышления, слухового восприятия).

-Петя приготовил для вас загадки о перелётных птицах.

Эта птица никогда не совьёт себе гнезда.

Соседкам яйца оставляет и о птенцах не вспоминает.  (Кукушка)

Это старый наш знакомый.

Он живет на крыше дома.

Длинношеий, длинноклювый,

Длинноносый, безголосый.

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.                      (Аист)

Всех перелётных птиц черней.

Он чистит пашню от  червей.                    (Грач)

Под крышей я леплю гнездо 

Из комочков глины.

Для птенцов стелю на дно

Мягкую перину.                                 (Ласточка)

На шесте – дворец,

Во дворце – певец.                             (Скворец)

- Молодцы! Отгадали все загадки Пети.

4.Развитие артикуляционной моторики.

-Ребята, а Петя на какое занятие пришёл? На математику? (нет, на логопедическое). Значит, мы покажем Пете, как умеем играть с нашими язычками.

 Артикуляционные упражнения.

-У цапли какой клюв: широкий или узкий? (узкий), короткий или длинный? (длинный). А зачем ей длинный узкий  клюв? (чтобы ловить лягушек в болоте). Вытянем губы узкой трубочкой, как клюв цапли (дети выполняют).

А у дикой утки какой клюв? (тоже длинный, но широкий). Округлим губы и вытянем их вперёд, как клюв у дикой утки. А теперь чередуем: клюв цапли – клюв утки (5-6 раз).

- А сейчас покажем, как птицы чистят себе пёрышки: приоткроем ротики, потянемся язычками сначала к носику, потом к подбородку (5-6 раз).

- Представим, что птенцы птиц хотят есть и широко открывают клювики: широко откроем рты, уголки рта отведём в стороны и немного  подержим ротик открытым (3 раза).

 5.Физкульминутка. Упражнение «Возвращаются певцы»

-Мы немного устали и сейчас отдохнём. Выходите на ковёр (дети выходят на ковёр).

От полуденных лучей                   Бегут по кругу
Побежал с горы ручей,
И подснежник маленький            
Приседают
Вырос на проталинке.
Возвращаются скворцы –            
Встают, машут руками, как крыльями
Работяги и певцы,
Воробьи у лужицы                        
Кружатся на месте
Шумной стайкой кружатся.
И малиновка, и дрозд                  
4 прыжка  
Занялись устройством гнёзд:
Носят, носят в домики                
Шагают на месте
Птицы по соломинке.  Вытянуть вперёд сначала правую, потом левую руку.
(Г.Ладонщиков)

- А теперь можно пройти и сесть на своё место.

6.Упражнение «Скажи ласково о птице» (образование  родственных слов с помощью ласкательных суффиксов).

- Ребята! Петя очень любит птиц. А вы любите? (да!). Тогда как мы ласково скажем о журавле? (журавушка), о соловье? (соловушка), о скворце? (скворушка), о лебеде? (лебёдушка), о крыле? (крылышко), о гнезде? (гнёздышко).

7.Развитие фонематического восприятия. Дифференциация звуков [ш]-[ж] по звонкости – глухости. Игра «Звенит или молчит?»

-А какой звук повторяется в ласковых словах, которые вы сейчас произносили? ([ш]).

-Какой первый звук в словах «жаворонок», «журавль»? ([ж]).

-Что мы знаем о звуке [ш]? (он глухой, потому что когда мы его произносим, голосок спит).

-А что мы знаем о звуке [ж]? (он звонкий, потому что когда мы его произносим, голосок просыпается и поёт).

- Покажем Пете, как хорошо мы умеем различать эти звуки.

Игра «Звенит или молчит?» (дети закрывают уши, когда слышат слово со звуком [ш], звенят в колокольчики, когда слышат слово со звуком [ж]).

Слова: шум, жаба, лягушка, камыши, журавль, шорох, кукушка, ужи, жуки, шелест, жаворонок, скворушка, гнёздышко, животные, лужи, мышка, крылышко.

-Молодцы! Наш гость Петя и ваши мамы убедились в том, что вы умеете различать звуки [ш] и [ж].

8.Пальчиковая гимнастика. Упражнение «Птички».

-Покажем мамам и Пете, как умеем играть с пальчиками.

Дети выполняют упражнение.

9.Развитие мелкой моторики. Развитие связной речи.

Игра с участием родителей «Узнай птицу и расскажи о ней».

- Ребята! Петя спрашивает вас: чем птицы отличаются друг от друга? (размером, формой клюва, длиной шеи, ног, цветом перьев). – Молодцы! Петя хочет узнать, сможете ли вы узнать птицу по контуру и рассказать всем, чем она отличается от других птиц. Каждый сейчас достанет из Петиного сундучка карточку с контуром перелётной птицы, вы внимательно посмотрите на птицу, постараетесь её узнать, потом возьмёте фломастер и обведёте птицу по контуру. А ваши мамы к вам подойдут и помогут вам составить короткий рассказ о том, чем эта птица отличается от остальных.

        Дети выполняют задание, мамы подходят к детям и помогают им составить небольшое сообщение о птице, ей отличительных внешних признаках. Дети рассказывают о птицах. Детям, у которых не пришли мамы, помогают воспитатель и учитель - логопед.

 -Молодцы, ребята! Вы выполнили все задания Пети! Он расскажет своим друзьям о том, какие вы умные и внимательные. А сейчас Пете пора уходить. Он с вами прощается, но ненадолго. Скоро он к вам снова придёт. До свидания, Петя! (учитель-логопед убирает куклу за дверь).

10.Итог занятия.

-Ребята! О ком мы сегодня говорили на занятии? (о перелётных птицах).

-Как к ним нужно относиться? (их нужно любить, как Петя, беречь, защищать, ведь они приносят пользу людям).

-В какие игры сегодня мы играли? (дети перечисляют).

- А кто сегодня помогал вам на занятии? (наши мамы).

-Вы все молодцы! Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы»....

Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...

Конспект итогового фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Профессии людей»

Цель:Расширение и уточнение представлений, знаний о разных профессиях. Коррекционно-образовательные цели.Расширить представления о труде взрослых, его необходимости и общественной значимости и ор...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...

Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»

В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленнос...