Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._konsp_zan_zimuyushchie_ptitsy.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия в старшей группе коррекционной направленности по формированию грамматического строя речи

Тема: «Зимующие птицы»

Цель: формировать грамматический строй речи, уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении, формировать понятие «зимующие птицы».

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить задавать вопросы, отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй  речи,  использовать в речи простые и сложные предлоги,  совершенствовать навыки слогового анализа слов, умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Продолжать осваивать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Методы и приёмы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (описания птиц, ответы на вопросы);

Проблемные (создание «синквейнов»);

Практические (собрать картинку).

Педагогические технологии: АМО («синквейн», «интервью»), игровая, личностно-ориентированная.

Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением птиц, разрезные картинки с изображением  зимующих птиц (для работы в парах), мяч, макет кормушки, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки», микрофон (для работы в «Интервью»).

Предварительная работа: чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь», чтение рассказов о птицах из книги «Рассказы о природе» В. Бианки и М. Пришвина, знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами, рассматривание картин о птицах, заучивание стихов о птицах, отгадывание и заучивание загадок о птицах, проведение игры «Синквейн» и «Интервью» на других занятиях.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этапы образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Организационный момент

Картинки с изображением зимующих птиц закреплены на разной  высоте над детьми.

Л. Дети, вы обратили внимание, что появилось в нашей группе? Вы можете назвать этих птиц? я предлагаю вам вспомнить загадки о зимующих птицах. (Загадки в приложении).

Л. Почему этих птиц называют «зимующими»?

Дети называют птиц,

 отгадывают загадки.

Дети объясняют.

Основная часть

На макете кормушки

«сидит»  птичка (чучело).

На магнитной доске  находится рисунок с кормушкой, на нее «прилетают» птицы.

Действия логопеда у кормушки с чучелом птички.

На столах конверты, в них разрезанные на восемь частей картинки с изображением зимующих птиц.

На доске – изображение птицы, знаки-символы, обозначающие слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Л. Подумайте. как можно ответить на «хитрые вопросы» (логическое мышление):

Чего больше у птиц – перьев или лап?

Кто старше – птица или птенец?

Кто быстрее летает – воробей или ворона?

На доске вы видите зимующих птиц, а каких птиц  вы еще знаете?

Л. Сегодня мы будем  изменять слово «птица» (склонение слова по падежам):

На кормушку села (кто?)…(птица).

На ветке нет (кого?)…(птицы).

Корм насыпали (кому?)…(птице).

Мы увидели (кого?)…(птицу).

Мы следим за (кем?)…( за птицей).

Мы заботимся о(о ком?)…(о птице).

Мы с вами учились подражать голосам птиц. Давайте поиграем с мячом и вспомним  как птицы «разговаривают».

Воробьи…чирикают.

Синицы…тинькают.

Вороны …каркают.

Голуби …воркуют.

Сороки …трещат.

Совы …ухают.

Л. Предлагает детям вспомнить стихотворение «Кормушка».

Как вы думаете, кто смастерил кормушку?

Ребята. Я вам предлагаю сосчитать сколько птиц прилетело к нашей кормушке.

Пять синиц, семь воробьев, шесть голубей, пять снегирей…

Л. Ребята, представьте, что ранним утром , когда еще никого не было, прилетела синичка проверить есть ли корм в кормушке.

Как вы думаете, какие «маленькие» слова помогут рассказать где летала птичка?

Игра « Птичка у кормушки» (использование предлогов).

Л. Показывает движения птички: на кормушке, в кормушку, из кормушки, под кормушкой, за кормушкой, вокруг кормушки, из-за кормушки, из-под кормушки.

Разминка для пальчиков «Дятел»:

Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой.

Физминутка:

Ну-ка, птички, полетели,  (дети бегут друг за другом).

Полетели и присели,          (приседают)

Поклевали зернышки,        (двигают носом сверху вниз)

Поиграли в полюшке,        (кружатся на месте)

Водичку попили                 (двигают носом снизу вверх)

Перышки помыли,             (двигают локтями)

В стороны посмотрели,     (смотрят по сторонам)

Прочь улетели.                   (разбегаются в стороны).

Л: Ребята у меня есть конвертики  а в них игра, которая называется «Разрезные картинки» с птицами, предлагаю вам их собрать, а для этого вам нужно поделиться на пары, договоритесь кто с кем в паре будет собирать картинки. Какая пара соберет птичку первой – называет ее, прохлопывая название по слогам.

Д/И «Разрезные картинки» Интерактивная технология  «Работа в парах».

Назовите птицу и прошагайте ее название (воробей, синица, голубь, снегирь, сорока, свиристель, ворона, клест).

Л. Ребята, картинки с птицами вы собрали, а сможете ли вы составить «синквейн»- маленькое стихотворение-рассказ о каждой птице?

«Синквейн» (короткий рассказ-стихотворение из пяти строк).

Образец составления синквейна:

Воробей

 Веселый, шустрый, озорной

 Чирикает, летает, крошки собирает.

 Эта птица живет рядом с нами.

 Воробей – зимующая птица.

Снегирь

Красногрудый, чернокрылый

Прилетает, сидит, клюет.

Прилетает к нам зимой.

Похож на яблоко.

Свиристель

Нахохлившаяся, с хохолком

Прилетает, клюет, собирает

Мы редко ее видим

Называется как дудочка.

 Повторяем вслух получившееся стихотворение.

Дети отвечают.

Перелетные, домашние,

водоплавающие, сухопутные,     травоядные, насекомоядные.

Дети произносят слово в нужном падеже.

Л. бросает мяч,

дети ловят мяч по очереди  и называют действие.

Дети считают, согласовывая существительные с числительными.

Дети называют положение птички, используя предлоги.

Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец  другой руки – клюв дятла. На каждую строчку

 четыре удара пальца по ладони.

 

Дети собирают картинки, стоя за столами, и шагами делят ее на слоги.

Дети, используя знаки-символы и картинки с изображениями птиц, составляют «синквейны»

Создаются условия для мыслительной деятельности

Условия для

совершенствования грамматического строя речи

Условия для развития памяти и расширения глагольного словаря.

Условия для согласования сущ-ых с числительными и использования предлогов.

Условия для

развития

тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

.

Условия для практической деятельности,

 развития навыков взаимодействия.

 Условия для проявления инициативы, решения проблемной ситуации.

Создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

Условия для проявления речевой активности.

Заверше

ние занятия

Предложить детям микрофон, напомнить, как им пользоваться.

В: Ребята, предлагаю вам поучаствовать в интервью. Для этого вы выберите одного корреспондента, который будет  вам задавать вопрос о  том, что вам показалась самым сложным и какое задание   понравилось больше всего, расскажите корреспонденту.

Интерактивная технология «Интервью».

Л. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый чем-то отличился; вы много знаете о зимующих птицах; интересными были ответы на вопросы; умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

 

                               

Дети договариваются между собой и выбирают журналиста.

Ребенок, используя микрофон, задает детям вопросы:

Чем сегодня занимались?

Что нового вы сегодня узнали о зимующих птицах?

Что вы увидели сегодня?

Дети составляют  ответы на заданные вопросы.

Условия для выражения своих мыслей, речевой активности.

Создавать ситуацию успеха, радости от совместного творчества

Список литературы:

Нищева Н.В. - Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-пресс» С-Пб. 2005. Васильева С. А, Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.С.Н.Сазонова. «Развитие речи дошкольников с ОНР».- Москва «Академия»,2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему:«Лето. Насекомые»

На занятии активизируются понятия по темам: " Насекомые", "Полевые цветы",  "Дикие животные", "Лето, летние забавы". Проводится как итоговое. В занятии исп...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи...

Занятие по РЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Зимующие птицы»

Цель: Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти.Образовательные задачи: Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Упражнять детей в ориентировки на п...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...