Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1._konsp_zan_zimuyushchie_ptitsy.docx | 19.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе коррекционной направленности по формированию грамматического строя речи
Тема: «Зимующие птицы»
Цель: формировать грамматический строй речи, уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении, формировать понятие «зимующие птицы».
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить задавать вопросы, отвечать на вопросы, составлять предложения.
Совершенствовать грамматический строй речи, использовать в речи простые и сложные предлоги, совершенствовать навыки слогового анализа слов, умение подбирать слова-признаки и слова-действия.
Коррекционно-развивающие:
Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Продолжать осваивать культуру общения со взрослыми и сверстниками.
Методы и приёмы:
Наглядные (показ, демонстрация);
Словесные (описания птиц, ответы на вопросы);
Проблемные (создание «синквейнов»);
Практические (собрать картинку).
Педагогические технологии: АМО («синквейн», «интервью»), игровая, личностно-ориентированная.
Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением птиц, разрезные картинки с изображением зимующих птиц (для работы в парах), мяч, макет кормушки, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки», микрофон (для работы в «Интервью»).
Предварительная работа: чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь», чтение рассказов о птицах из книги «Рассказы о природе» В. Бианки и М. Пришвина, знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами, рассматривание картин о птицах, заучивание стихов о птицах, отгадывание и заучивание загадок о птицах, проведение игры «Синквейн» и «Интервью» на других занятиях.
ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Этапы образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия |
Организационный момент | Картинки с изображением зимующих птиц закреплены на разной высоте над детьми. | Л. Дети, вы обратили внимание, что появилось в нашей группе? Вы можете назвать этих птиц? я предлагаю вам вспомнить загадки о зимующих птицах. (Загадки в приложении). Л. Почему этих птиц называют «зимующими»? | Дети называют птиц, отгадывают загадки. Дети объясняют. | |
Основная часть | На макете кормушки «сидит» птичка (чучело). На магнитной доске находится рисунок с кормушкой, на нее «прилетают» птицы. Действия логопеда у кормушки с чучелом птички. На столах конверты, в них разрезанные на восемь частей картинки с изображением зимующих птиц. На доске – изображение птицы, знаки-символы, обозначающие слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. | Л. Подумайте. как можно ответить на «хитрые вопросы» (логическое мышление): Чего больше у птиц – перьев или лап? Кто старше – птица или птенец? Кто быстрее летает – воробей или ворона? На доске вы видите зимующих птиц, а каких птиц вы еще знаете? Л. Сегодня мы будем изменять слово «птица» (склонение слова по падежам): На кормушку села (кто?)…(птица). На ветке нет (кого?)…(птицы). Корм насыпали (кому?)…(птице). Мы увидели (кого?)…(птицу). Мы следим за (кем?)…( за птицей). Мы заботимся о(о ком?)…(о птице). Мы с вами учились подражать голосам птиц. Давайте поиграем с мячом и вспомним как птицы «разговаривают». Воробьи…чирикают. Синицы…тинькают. Вороны …каркают. Голуби …воркуют. Сороки …трещат. Совы …ухают. Л. Предлагает детям вспомнить стихотворение «Кормушка». Как вы думаете, кто смастерил кормушку? Ребята. Я вам предлагаю сосчитать сколько птиц прилетело к нашей кормушке. Пять синиц, семь воробьев, шесть голубей, пять снегирей… Л. Ребята, представьте, что ранним утром , когда еще никого не было, прилетела синичка проверить есть ли корм в кормушке. Как вы думаете, какие «маленькие» слова помогут рассказать где летала птичка? Игра « Птичка у кормушки» (использование предлогов). Л. Показывает движения птички: на кормушке, в кормушку, из кормушки, под кормушкой, за кормушкой, вокруг кормушки, из-за кормушки, из-под кормушки. Разминка для пальчиков «Дятел»: Я по дереву стучу, червячка добыть хочу. Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой. Физминутка: Ну-ка, птички, полетели, (дети бегут друг за другом). Полетели и присели, (приседают) Поклевали зернышки, (двигают носом сверху вниз) Поиграли в полюшке, (кружатся на месте) Водичку попили (двигают носом снизу вверх) Перышки помыли, (двигают локтями) В стороны посмотрели, (смотрят по сторонам) Прочь улетели. (разбегаются в стороны). Л: Ребята у меня есть конвертики а в них игра, которая называется «Разрезные картинки» с птицами, предлагаю вам их собрать, а для этого вам нужно поделиться на пары, договоритесь кто с кем в паре будет собирать картинки. Какая пара соберет птичку первой – называет ее, прохлопывая название по слогам. Д/И «Разрезные картинки» Интерактивная технология «Работа в парах». Назовите птицу и прошагайте ее название (воробей, синица, голубь, снегирь, сорока, свиристель, ворона, клест). Л. Ребята, картинки с птицами вы собрали, а сможете ли вы составить «синквейн»- маленькое стихотворение-рассказ о каждой птице? «Синквейн» (короткий рассказ-стихотворение из пяти строк). Образец составления синквейна: Воробей Веселый, шустрый, озорной Чирикает, летает, крошки собирает. Эта птица живет рядом с нами. Воробей – зимующая птица. Снегирь Красногрудый, чернокрылый Прилетает, сидит, клюет. Прилетает к нам зимой. Похож на яблоко. Свиристель Нахохлившаяся, с хохолком Прилетает, клюет, собирает Мы редко ее видим Называется как дудочка. Повторяем вслух получившееся стихотворение. | Дети отвечают. Перелетные, домашние, водоплавающие, сухопутные, травоядные, насекомоядные. Дети произносят слово в нужном падеже. Л. бросает мяч, дети ловят мяч по очереди и называют действие. Дети считают, согласовывая существительные с числительными. Дети называют положение птички, используя предлоги. Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец другой руки – клюв дятла. На каждую строчку четыре удара пальца по ладони.
Дети собирают картинки, стоя за столами, и шагами делят ее на слоги. Дети, используя знаки-символы и картинки с изображениями птиц, составляют «синквейны» | Создаются условия для мыслительной деятельности Условия для совершенствования грамматического строя речи Условия для развития памяти и расширения глагольного словаря. Условия для согласования сущ-ых с числительными и использования предлогов. Условия для развития тонкой и общей моторики, координации речи с движением. . Условия для практической деятельности, развития навыков взаимодействия. Условия для проявления инициативы, решения проблемной ситуации. Создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества. Условия для проявления речевой активности. |
Заверше ние занятия | Предложить детям микрофон, напомнить, как им пользоваться. | В: Ребята, предлагаю вам поучаствовать в интервью. Для этого вы выберите одного корреспондента, который будет вам задавать вопрос о том, что вам показалась самым сложным и какое задание понравилось больше всего, расскажите корреспонденту. Интерактивная технология «Интервью». Л. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый чем-то отличился; вы много знаете о зимующих птицах; интересными были ответы на вопросы; умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.
| Дети договариваются между собой и выбирают журналиста. Ребенок, используя микрофон, задает детям вопросы: Чем сегодня занимались? Что нового вы сегодня узнали о зимующих птицах? Что вы увидели сегодня? Дети составляют ответы на заданные вопросы. | Условия для выражения своих мыслей, речевой активности. Создавать ситуацию успеха, радости от совместного творчества |
Список литературы:
Нищева Н.В. - Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-пресс» С-Пб. 2005. Васильева С. А, Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.С.Н.Сазонова. «Развитие речи дошкольников с ОНР».- Москва «Академия»,2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему:«Лето. Насекомые»
На занятии активизируются понятия по темам: " Насекомые", "Полевые цветы", "Дикие животные", "Лето, летние забавы". Проводится как итоговое. В занятии исп...
Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"
Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».
Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»
Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи...
Занятие по РЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Зимующие птицы»
Цель: Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти.Образовательные задачи: Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Упражнять детей в ориентировки на п...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...
Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Осень. Приметы осени»
конспект логопедического занятия про осень...