Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»
    план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

    Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы».

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1._konsp_zan_zimuyushchie_ptitsy.docx19.8 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  логопедического занятия в старшей группе коррекционной направленности по формированию грамматического строя речи

    Тема: «Зимующие птицы»

    Цель: формировать грамматический строй речи, уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении, формировать понятие «зимующие птицы».

    Уточнить и активизировать словарь по теме, учить задавать вопросы, отвечать на вопросы, составлять предложения.

    Совершенствовать грамматический строй  речи,  использовать в речи простые и сложные предлоги,  совершенствовать навыки слогового анализа слов, умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

    Коррекционно-развивающие:

    Развитие зрительного внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные цели:

    Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

    Продолжать осваивать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

    Методы и приёмы:

    Наглядные (показ, демонстрация);

    Словесные (описания птиц, ответы на вопросы);

    Проблемные (создание «синквейнов»);

    Практические (собрать картинку).

    Педагогические технологии: АМО («синквейн», «интервью»), игровая, личностно-ориентированная.

    Оборудование: магнитная доска, картинки с изображением птиц, разрезные картинки с изображением  зимующих птиц (для работы в парах), мяч, макет кормушки, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки», микрофон (для работы в «Интервью»).

    Предварительная работа: чтение сказки В. Бианки «Синичкин календарь», чтение рассказов о птицах из книги «Рассказы о природе» В. Бианки и М. Пришвина, знакомство с понятием «зимующие», «перелетные», наблюдение за птицами, рассматривание картин о птицах, заучивание стихов о птицах, отгадывание и заучивание загадок о птицах, проведение игры «Синквейн» и «Интервью» на других занятиях.

    ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

    Этапы образовательной деятельности

    Организация рабочего пространства

    Деятельность взрослого

    Деятельность детей

    Психолого-педагогические условия

    Организационный момент

    Картинки с изображением зимующих птиц закреплены на разной  высоте над детьми.

    Л. Дети, вы обратили внимание, что появилось в нашей группе? Вы можете назвать этих птиц? я предлагаю вам вспомнить загадки о зимующих птицах. (Загадки в приложении).

    Л. Почему этих птиц называют «зимующими»?

    Дети называют птиц,

     отгадывают загадки.

    Дети объясняют.

    Основная часть

    На макете кормушки

    «сидит»  птичка (чучело).

    На магнитной доске  находится рисунок с кормушкой, на нее «прилетают» птицы.

    Действия логопеда у кормушки с чучелом птички.

    На столах конверты, в них разрезанные на восемь частей картинки с изображением зимующих птиц.

    На доске – изображение птицы, знаки-символы, обозначающие слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

    Л. Подумайте. как можно ответить на «хитрые вопросы» (логическое мышление):

    Чего больше у птиц – перьев или лап?

    Кто старше – птица или птенец?

    Кто быстрее летает – воробей или ворона?

    На доске вы видите зимующих птиц, а каких птиц  вы еще знаете?

    Л. Сегодня мы будем  изменять слово «птица» (склонение слова по падежам):

    На кормушку села (кто?)…(птица).

    На ветке нет (кого?)…(птицы).

    Корм насыпали (кому?)…(птице).

    Мы увидели (кого?)…(птицу).

    Мы следим за (кем?)…( за птицей).

    Мы заботимся о(о ком?)…(о птице).

    Мы с вами учились подражать голосам птиц. Давайте поиграем с мячом и вспомним  как птицы «разговаривают».

    Воробьи…чирикают.

    Синицы…тинькают.

    Вороны …каркают.

    Голуби …воркуют.

    Сороки …трещат.

    Совы …ухают.

    Л. Предлагает детям вспомнить стихотворение «Кормушка».

    Как вы думаете, кто смастерил кормушку?

    Ребята. Я вам предлагаю сосчитать сколько птиц прилетело к нашей кормушке.

    Пять синиц, семь воробьев, шесть голубей, пять снегирей…

    Л. Ребята, представьте, что ранним утром , когда еще никого не было, прилетела синичка проверить есть ли корм в кормушке.

    Как вы думаете, какие «маленькие» слова помогут рассказать где летала птичка?

    Игра « Птичка у кормушки» (использование предлогов).

    Л. Показывает движения птички: на кормушке, в кормушку, из кормушки, под кормушкой, за кормушкой, вокруг кормушки, из-за кормушки, из-под кормушки.

    Разминка для пальчиков «Дятел»:

    Я по дереву стучу, червячка добыть хочу.

    Хоть он скрылся под корой, все равно он будет мой.

    Физминутка:

    Ну-ка, птички, полетели,  (дети бегут друг за другом).

    Полетели и присели,          (приседают)

    Поклевали зернышки,        (двигают носом сверху вниз)

    Поиграли в полюшке,        (кружатся на месте)

    Водичку попили                 (двигают носом снизу вверх)

    Перышки помыли,             (двигают локтями)

    В стороны посмотрели,     (смотрят по сторонам)

    Прочь улетели.                   (разбегаются в стороны).

    Л: Ребята у меня есть конвертики  а в них игра, которая называется «Разрезные картинки» с птицами, предлагаю вам их собрать, а для этого вам нужно поделиться на пары, договоритесь кто с кем в паре будет собирать картинки. Какая пара соберет птичку первой – называет ее, прохлопывая название по слогам.

    Д/И «Разрезные картинки» Интерактивная технология  «Работа в парах».

    Назовите птицу и прошагайте ее название (воробей, синица, голубь, снегирь, сорока, свиристель, ворона, клест).

    Л. Ребята, картинки с птицами вы собрали, а сможете ли вы составить «синквейн»- маленькое стихотворение-рассказ о каждой птице?

    «Синквейн» (короткий рассказ-стихотворение из пяти строк).

    Образец составления синквейна:

    Воробей

     Веселый, шустрый, озорной

     Чирикает, летает, крошки собирает.

     Эта птица живет рядом с нами.

     Воробей – зимующая птица.

    Снегирь

    Красногрудый, чернокрылый

    Прилетает, сидит, клюет.

    Прилетает к нам зимой.

    Похож на яблоко.

    Свиристель

    Нахохлившаяся, с хохолком

    Прилетает, клюет, собирает

    Мы редко ее видим

    Называется как дудочка.

     Повторяем вслух получившееся стихотворение.

    Дети отвечают.

    Перелетные, домашние,

    водоплавающие, сухопутные,     травоядные, насекомоядные.

    Дети произносят слово в нужном падеже.

    Л. бросает мяч,

    дети ловят мяч по очереди  и называют действие.

    Дети считают, согласовывая существительные с числительными.

    Дети называют положение птички, используя предлоги.

    Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец  другой руки – клюв дятла. На каждую строчку

     четыре удара пальца по ладони.

     

    Дети собирают картинки, стоя за столами, и шагами делят ее на слоги.

    Дети, используя знаки-символы и картинки с изображениями птиц, составляют «синквейны»

    Создаются условия для мыслительной деятельности

    Условия для

    совершенствования грамматического строя речи

    Условия для развития памяти и расширения глагольного словаря.

    Условия для согласования сущ-ых с числительными и использования предлогов.

    Условия для

    развития

    тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

    .

    Условия для практической деятельности,

     развития навыков взаимодействия.

     Условия для проявления инициативы, решения проблемной ситуации.

    Создавать атмосферу доброжелательности и сотрудничества.

    Условия для проявления речевой активности.

    Заверше

    ние занятия

    Предложить детям микрофон, напомнить, как им пользоваться.

    В: Ребята, предлагаю вам поучаствовать в интервью. Для этого вы выберите одного корреспондента, который будет  вам задавать вопрос о  том, что вам показалась самым сложным и какое задание   понравилось больше всего, расскажите корреспонденту.

    Интерактивная технология «Интервью».

    Л. Вы порадовали меня своими ответами. Каждый чем-то отличился; вы много знаете о зимующих птицах; интересными были ответы на вопросы; умеете слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание подарим друг другу улыбку.

     

                                   

    Дети договариваются между собой и выбирают журналиста.

    Ребенок, используя микрофон, задает детям вопросы:

    Чем сегодня занимались?

    Что нового вы сегодня узнали о зимующих птицах?

    Что вы увидели сегодня?

    Дети составляют  ответы на заданные вопросы.

    Условия для выражения своих мыслей, речевой активности.

    Создавать ситуацию успеха, радости от совместного творчества

    Список литературы:

    Нищева Н.В. - Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. «Детство-пресс» С-Пб. 2005. Васильева С. А, Соколова Н. В. Логопедические игры для дошкольников. - М.: Школа-Пресс, 1999.С.Н.Сазонова. «Развитие речи дошкольников с ОНР».- Москва «Академия»,2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого коррекционного занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи Тема: «Великий праздник – День Победы»

    Цель: формирование патриотических чувств на основе обогащения знаний о Великой Отечественной войнеЗадачи:- Закрепить и систематизировать знания об основных событиях Великой Отечественной войны 19...

    Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

    Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

    Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

    Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

    КОНСПЕКТ логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности «Что нам стоит дом построить»

    Данное занятие было проведено в группе компенсирующей направленности. Большое внимание было уделено обогащению и активизации словарного запаса детей. Они узнали много новых слов, учились самостоятельн...

    Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»

    Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи...

    Занятие по РЭМП в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме: «Зимующие птицы»

    Цель: Закрепление навыков количественного и порядкового счета в пределах десяти.Образовательные задачи: Уточнить знания детей о последовательности дней недели. Упражнять детей в ориентировки на п...

    Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п

    Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Домашние птицы».Звук ПЬ. Буква П...