Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_zan_prof-_rodinu_zashchishchat.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи

Тема: «Профессии – Родину защищать»

Цель: формировать грамматический строй речи, уточнять и расширять знания детей об армии и родах войск.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

Уточнить и расширить представление о профессиях защитников Отечества.

Уточнить и активизировать словарь по теме, отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй  речи,  использовать в речи простые и сложные предлоги,  совершенствовать навыки звуко-слогового анализа слов, умение подбирать слова-признаки и слова-действия.

Знакомство с понятиями «военно-воздушные войска», «военно-морские войска», «сухопутные войска», военная профессия «радист».

Коррекционно-развивающие:

Развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, памяти, логического мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к Родине, чувство уважения к воинам Российской Армии.

Методы и приёмы:

Наглядные (показ, демонстрация);

Словесные (описания, ответы на вопросы);

Проблемные (расшифровать слово);

Практические (построить схемы предложений).

Педагогические технологии: АМО ( «интервью»), игровая, личностно-ориентированная..

Оборудование: предметные картинки с изображением флага и герба России, слайды с фотографиями представителей военных профессий, схемы для  предложений, магнитная доска, мяч, микрофон.

Предварительная работа: чтение былин о русских богатырях, чтение рассказа «Наше Отечество» К.Д.Ушинского, «Мальчиш-Кибальчиш» А.П.Гайдара, стихов «Дозор» З.Александровой, «На заставе» А.Барто,  рассматривание картин «Три богатыря», «На границе», просмотр альбомов «Богатыри», «Великая Отечественная война», заучивание стихов о воинах, беседа с детьми на тему «День Защитника Отечества»,   проведение «Интервью» на занятиях по ознакомлению с животным миром, с профессиями, с правилами этикета.

ХОД НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Этапы образовательной деятельности

Организация рабочего пространства

Деятельность взрослого

Деятельность детей

Психолого-педагогические условия

Организационный момент

Картинки с изображением военных и военной техники.

Л. Дети, вы обратили внимание, что появилось в нашей группе? Сегодня мы будем говорить о нашей родной Российской Армии, о воинах и о воинских профессиях.

Наша армия родная и отважна и сильна.

Никому не угрожает, охраняет  мир она.

Нашей Армии Российской!

День рождения в феврале!

Слава ей непобедимой!

Слава миру на земле!

(Проходит беседа о празднике День Защитника Отечества)

Логопед: Ребята, подумайте и скажите, о каком празднике говорилось в стихотворении?

Ребята: О празднике 23 февраля.

Логопед: Верно, ребята, 23 февраля – это праздник День Защитника Отечества. Вы знаете, что мы живем в стране, которая называется Россией. Россия – наша Родина, наше Отечество. Отечеством мы зовем нашу страну потому, что в ней жили наши отцы, деды, прадеды. А теперь живем мы с вами в мирное и светлое время.

Логопед: Ребята, вы знаете, как выглядит наш Российский флаг?

Ребята: Да.

Логопед: Какие три цвета символизируют Российский флаг?

Ребята: Белый, синий, красный.

Логопед: Молодцы! А вы знаете, что символизирует каждый цвет на флаге?

Дети: Белый цвет – благородство и чистоту мыслей. Синий – верность и честность. Красный – мужество, смелость и любовь к Отчизне.

Составить из белой, синей, красной полосок флаг России.         Белый цвет – березка,

                        Синий – неба цвет.

                        Красная полоска –

                        Солнечный рассвет.

Дети называют

 

Дети объясняют.

Дети  рассказывают, объясняют.

Основная часть

Логопед показывает слайды с изображениями военных.

Действия логопеда.

Показ слайдов.

На доске – фотографии военных.

 Логопед: Итак, ребята, кого мы называем Защитниками Отечества? Кто охраняет и защищает нашу Родину?

Дети: Солдаты, военные.
Логопед: Солдаты защищают нашу Родину, они сильные и смелые. Солдат - всегда защитник, он защищает каждого ребенка, защищает его жизнь, его дом.

Логопед: Ребята, какие вы знаете военные профессии?

Ребята: танкист, летчик, моряк, вертолетчик, десантник, пограничник, минер, сапер.

А теперь мы поиграем в игру « Один – много» (с мячом).

Танкист – много танкистов.

Моряк – много моряков.

Вертолетчик – много вертолетчиков.

Пограничник – много пограничников.

Матрос – много матросов.

Защитник – много защитников.

Летчик – много летчиков.

Игра « Скажи какой?» (слова-признаки)

Логопед задает вопрос, дети отвечают.

Солдат (какой?) – смелый, бесстрашный, отважный.

Пограничник (какой?) – осторожный, храбрый, ловкий.

Командир (какой?) – справедливый, умный, заботливый.

 Логопед: Ребята, а сейчас я предлагаю вам назвать профессии военных, в названии которых есть звук «Р».

Игра «Повтори шифр» (азбука Морзе) отправь секретное сообщение.

Открытие детьми нового знания.

Логопед: Вы справились, молодцы! А теперь посмотрите на  доску, мы с вами выполним интересное задание.

 

Игра « Кто и как нас защищает?»

Логопед: Ребята, что делает пограничник?

Ребята: Пограничник охраняет границу нашей Родины – России.

Логопед: Что делает летчик?

Ребята: Летает на самолете. Охраняет мирное небо.

Логопед: Ребята, что делает пехотинец?

Ребята: Охраняет нас на земле.

Логопед: Как вы думаете, что делает моряк?

Ребята: Моряк охраняет нас на воде.

Логопед: Вы ребята молодцы!

Логопед: Ребята мы с вами узнали, какие бывают военные профессии. А теперь назовем виды войск?

Логопед помогает детям отвечать.

1.Сухопутные войска. К ним относятся солдаты, пехотинцы, пограничники, артиллеристы, саперы.

2.Военно – воздушные войска. К ним относятся летчики, вертолетчики, парашютисты.

3.Военно – морской флот. К ним относятся моряки, матросы кораблей и подводных лодок.

Физминутка: «Летчик»

Быть шофером хорошо, а летчиком -  лучше,

Я бы в летчики пошел, пусть меня научат.

Наливаю в бак бензин, завожу пропеллер.

«В небеса мотор вези, чтобы птицы пели».

Самостоятельное применение нового знания на практике.

Логопед: Ребята, посмотрите на фотографии. На них вы видите военных. Составьте о них предложения. Выберите нужное маленькое слово (предлог) и выложите схемы этих предложений.

Танкист едет…. танке (на).

Матросы спускаются…трап (по).

Подводная лодка погрузилась ….воду (под).

Летчик вышел…..самолета (из).

Мальчики мечтают служить…армии (в).

Дети отвечают.

Дети ловят мяч и называют военных в родительном падеже множественного числа.

Дети, используя знаки-символы и картинки,  подбирают слова-признаки.

Дети отхлопывают ритм, заданный точками и тире на полосках на доске

Дети проговаривают название слов, в которых прячется звук.

Дети знакомятся с понятиями «военно-воздушные войска», «военно-морские войска», «сухопутные войска».

Дети выполняют движения в соответствии со словами.

Дети выполняют задания парами: подставляют нужный слог и составляют схемы предложений на доске.

Создаются условия для мыслительной деятельности

Условия для

совершенствования грамматического строя речи

Условия для развития памяти и расширения глагольного словаря.

Условия для

развития

тонкой и общей моторики.

Условия для проявления речевой активности.

Условия для смены деятельности.

Условия для использования в речи предлогов и  выделения их на схемах предложений.

Условия для практической деятельности,

 развития навыков взаимодействия

Заверше

ние занятия

Предложить детям микрофон, напомнить, как им пользоваться.

  Рефлексия (итог):

Ребенок-корреспондент задает детям вопросы:        Как называется наша страна? Как называются граждане нашей страны? Ребята, какие военные профессии вы сегодня узнали? Чем занимаются радисты? Как выглядит Российский флаг? Кем бы вы хотели стать, если бы были военными?

                       

Дети договариваются между собой и выбирают журналиста.

Ребенок, используя микрофон, задает детям вопросы:

Дети составляют  ответы на заданные вопросы.

Условия для выражения своих мыслей, речевой активности.

Создавать ситуацию успеха, радости от совместного творчества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»

Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:

«Составление описательного рассказапо картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» »....

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленно-сти. Тема: «Зоопарк».

Конспект занятия «Зоопарк», направлен на коррекцию и предупреждение речевых нарушений путем развития и воспитания у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, поэтому его мо...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи. Тема: «Зимующие птицы»

Данный материал помогает расширить у детей представление о зимующих птицах, их строении, понятии «зимующие птицы»....