Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Плотникова Анастасия Геннадиевна

«Составление описательного рассказа

по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» ».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:

«Составление описательного рассказа

по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» ».

   

Из опыта работы

учителя – логопеда

МАДОУ ЦРР – д/с№18

Плотниковой А.Г.

2015г.

Тема. Составление описательного рассказа по картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода».

Цель: Обучать  детей описывать пейзажную картину с опорой на картинно-графический план.

Задачи:

1. Учить детей понимать замысел картины, видеть особенности композиции и цветового фона.

2. Обогащать словарный запас детей эмоционально-окрашенной оценочной лексикой, эпитетами, образными выражениями.

3. Продолжать работу по развитию связности, последовательности, целостности высказываний.

4. Упражнять в дополнении предложений однородными членами и дальнейшем их использовании в ходе описания пейзажа.

5. Упражнять в образовании действительных  причастий настоящего времени.

6. Развивать интерес к пейзажной живописи, помогать детям осмысливать свои чувства, отношение к пейзажу.

7. Воспитывать   любовь к родному краю. Оборудование: репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода»; картинно-графический план, мягкая игрушка – солнышко, запись А.Вивальди  «Весна».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

 Дети входят в группу под музыку  А. Вивальди «Весна» из  цикла «Времена года».

- Вам знакома эта чудесная музыка? Как она называется? О чем она?

 - Давайте сейчас каждый из вас скажет о весне, какая она? (долгожданная, ранняя, поздняя,  теплая, цветущая, звонкая, веселая)

 2. Сообщение темы занятия

- А сейчас послушайте, как писал о весне поэт И.С. Никитин.

Логопед зачитывает четверостишие:

Полюбуйся: весна наступает,

Журавли караваном летят,

В ярком золоте день утопает

И ручьи по оврагам шумят…

- Какое настроение хотел донести до нас поэт? (Радостное, веселое.)

- Да, весна несет всем людям радость жизни, творчества. Поэты пишут о ней стихи, композиторы музыку, а художники картины.

 - С одним  из замечательных весенних пейзажей  мы познакомились на прошлом занятии. Сегодня  на занятии вы станете  настоящими искусствоведами,  будете его описывать.

3. Беседа по картине.

 Выставляется репродукция картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

 - Вспомните, как  называется эта картина, кто ее автор ? (И.И. Левитан  «Весна. Большая вода»).

- Какое явление здесь запечатлено? (Разлив реки, половодье).

 - Когда бывает половодье? (В апреле.) 

- Что можно сказать о воде, какая она? (Прозрачная, спокойная, обильная, холодная.)

- В какой день И.И. Левитан писал этот пейзаж? (Весенний, апрельский, яркий, солнечный.) 

- Какие цвета художник использовал  чаще всего? (Оттенками синего и желтого.)

- Что вы чувствуете, глядя на эту картину? (Радостные чувства: наступила весна, светит солнце, скоро станет совсем тепло.  Но, немного жаль деревьев, которые оказались в воде.)

4. Коррекционные упражнения.

 Игра «Скажи иначе» (образование причастий настоящего времени)

- Послушайте, как скажу я, и скажите иначе, изменив слово-действие.

Домишки стоят в воде – стоящие в воде домишки.

Тени лежат на земле – лежащие на земле  тени.

Лучи скользят по ветвям – скользящие по ветвям  лучи.

Облака плывут по небу – плывущие по небу облака.

На деревьях набухают почки – набухающие на деревьях почки.

Игра «Волшебная цепочка» (Распространение предложений.)

 - Скажите, что же заставляет таять снег, голубеть небо, набухать почки. Кто является главным помощником весны? (Солнышко). 

- Оно улыбается вам, и вы улыбнитесь ему в ответ. Давайте поиграем с ним в игру «Волшебные цепочки»?

- Слушайте внимательно, запоминайте и добавляйте в цепочку новые звенья – слова.

Логопед предлагает детям запомнить предложение, а затем повторить, добавив новое слово.

На картине изображен  день. По небу плывут облака. Вода затопила низины. По берегу легли тени. Березки стоят в воде. Вдалеке виднеются домишки. На картине изображен весенний  день. На картине изображен весенний апрельский день. По небу плывут белые облака. По голубому небу плывут белые облака. Холодная  вода затопила низины. Холодная  вода затопила низины, лес, дома. По рыжему берегу легли тени. По рыжему берегу легли темные тени. Стройные березки стоят в воде. Стройные березки стоят в холодной воде. Вдалеке виднеются деревянные домишки. Вдалеке виднеются  деревянные домишки, стоящие в воде.

5.Физкультминутка «Веснянка»

Солнышко, солнышко,                        (дети идут по кругу)

Золотое донышко,

 Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,                        (дети бегут по кругу)

Прилетели сто грачей,

 А сугробы тают, тают,                        (приседают)

А цветочки расцветают.                     (встают на носочки)

 6. Составление плана рассказа в виде картинно-графического плана.

 - А сейчас давайте составим план, который поможет вам составить рассказы.

Логопед выставляет картинки-пункты плана вразброс, дети восстанавливают  их последовательность:

  • Название картины, автор
  • Место действия
  • Время действия
  • Погода
  • Композиция картины
  • Цветовая палитра
  • Настроение картины
  • Твое отношение к картине

7. Составление рассказов:

 а) по цепочке (принимают участие все дети)

б) индивидуально

8. Оценка рассказов детей.

Логопед оценивает рассказы детей.

- Ваши рассказы получились полными, последовательными, в них не было длительных  остановок, вы использовали в своих описаниях длинные предложения, подобрали много красивых слов, высказали свое отношение к картине.

 9. Итог занятия.

 - О чем мы узнали,  что почувствовали, чем любовались  на занятиях по этой картине? (Узнали о половодье, почувствовали приход весны, любовались красотой русской природы).

- Как же мы должны относиться к природе, чтобы не испортить ее красоту? (Бережно. Защищать  и охранять все живое).

- Давайте любить  свою Родину, восхищаться  красотой каждого ее уголка,    как это делал великий русский художник И. Левитан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Речевой досуг КВН «Ах, какая зимушка в гости к нам пришла!»

Данное занятие в в занимательной досуговой форме позволяет систематизировать и обобщить знания детей по лексической теме «Зима»...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:

«Дифференциация звуков Р-Л. Путешествие в сказку — Золушка»....

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленно-сти. Тема: «Зоопарк».

Конспект занятия «Зоопарк», направлен на коррекцию и предупреждение речевых нарушений путем развития и воспитания у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, поэтому его мо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Пчёлке Мае помогаем и гласные звуки повторяем»

Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;Закреплять понятия “гласный звук”Активизировать и обогащать словарный запас....

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «Скоро в школу!»

Конспект родительского собрания в подготовительной группе №5 компенсирующей направленностина тему: «Скоро в школу!»...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему "Ранняя весна"

Конспект занятия для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему "Ранняя весна"...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...