Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Плотникова Анастасия Геннадиевна

«Дифференциация звуков Р-Л.

Путешествие в сказку — Золушка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 18

города Кропоткин муниципального образования Кавказский район

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:

«Дифференциация звуков Р-Л.

Путешествие в сказку — Золушка».

   

Из опыта работы

Учителя – логопеда

МАДОУ ЦРР – д/с№18

Плотниковой А.Г.

2015г.

Тема: «Дифференциация звуков Р-Л. Путешествие в сказку — Золушка».

Цели:

- Учить дифференцировать звуки р-л.

- Упражнять в образовании сложных (двукоренных) слов.

- Упражнять в составлении предложений – Деформированная фраза.

- Развитие связной речи.

- Развитие фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Оборудование: картина «Золушка», карточки со слогами, словами, предложениями; фишки; разрезная азбука; предметные картинки; схемы предложений; пособие « Пословицы».

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Игра «Вежливость и грубость».

- Жили – были девочки. Одна была вежливая и ласковая, две другие – грубые.

Логопед схематично рисует три лица: улыбающееся и два - недовольных.

 - Сейчас вы по очереди будете называть свои имена, и мы с вами узнаем, как их произносили вежливая и грубые девочки.

 Оля – Оленька – Олька, Галя  - Галечка – Галька, Валя — Валечка - Валька, Толя — Толечка — Толька,  Коля  -  Коленька - Колька, Уля – Улечка - Улька, Юля – Юленька - Юлька, Эля – Элечка - Элька, Поля – Полечка - Полька.

- Сегодня на занятии мы отправимся в путешествие. Куда мы отправимся – вы должны отгадать сами.  

Логопед прикрепляет на доску карточку с буквами: К З А А С К. Под буквами написаны цифры: 2, 4, 6, 3, 1, 5. Дети отгадывают слово: сказка.

 - В этом путешествии нам встретятся вежливые и грубые герои. Отгадайте, какая сказка нас ждёт:

Так быстро от принца девица бежала,

Что туфельку даже она потеряла. (Золушка).

 - Скажите, кто такая Золушка? Почему её так называли?

2. Игра «Расскажем, какая была Золушка?» (образование сложных слов).

- У Золушки были голубые глаза - она голубоглазая, светлые волосы - она светловолосая, чёрные брови - она чернобровая, у неё белое лицо — она белолицая, добрая душа — она добродушная, доброе сердце -добросердечная. Она всегда любила мир, никогда не ссорилась — она миролюбивая, всегда трудилась - она трудолюбивая.

- Какую работу выполняла Золушка? Подскажите нужные слова.

Золушка полы (мыла, подметала. протирала, скоблила); печь (топила); обед (варила, готовила); бельё (стирала, полоскала, гладила); грядки (полола), посуду (мыла, чистила).

Чем похожи эти слова? (они оканчиваются на слог – ла).

- С кем жила Золушка? (с мачехой и двумя сёстрами. Чем занимались сёстры Золушки?

 3. Физминутка

В зеркало глядятся (Дети делают большой воображаемый овал руками)

Золушкины сестрицы (небольшой поворот головы влево-вправо)

Они надели утром (круговые движения руками вокруг шеи до середины груди)

 Бусы с перламутром. (Поглаживающие движения обеими руками на уровне «бус».)

- Давайте ещё раз произнесём слово: перламутр. На какой звук оканчивается это слово? (Р). Какой звук находится в середине слова? (Л). - Сегодня на занятии мы будем различать звуки «Р-Л».

Характеристика звуков.

4. Речевая разминка.

Ри – ли – ри – загорелись фонари.

Ло – ро – ло — в нашей комнате светло.

Лы – ры – лы – моет Золушка полы.

5. Физминутка .

До вечерней поры          (Поднять руки, медленно опустить вниз)

Мыла Золушка полы.   (Наклониться вперед, раскачивающиеся движения  

                                        обеими руками вперёд-назад) 

А когда убралась           (Вытереть пот со лба).

 Села, чаю напилась.    (Присесть на корточки и имитировать чаепитие).

 6. Игра «Что около»?

На доске логопед размещает предметные картинки:

Ложка — вилка — тарелка – салатница.

Дети говорят: Около ложки - вилка, около вилки - ложка и тарелка, около тарелки - вилка и салатница; около салатницы – тарелка. 

7. Игра «Замени звук «Р» в слове на звук «Л».

Выкладывание слова из букв разрезной азбуки. Звукобуквенный анализ слов. Логопед раздаёт детям карточки со словами на звук «Р».

Дети должны заменить звук на «Л» и выложить слово. Затем определить звуки.

 Слова:   Мир - мил, дар - дал, игра - игла, стар - стал, жарко - жалко, рак - лак, рад - лад, рожки - ложки, пир - пил,  рожь - ложь. 

8. Составление слов из перепутанных слогов. Чтение слов.

Логопед раздаёт детям карточки и просит детей составить и прочитать волшебные слова.

ЦА-ВОЛ-НИ-ШЕБ – волшебница         КА-ПА-ЛОЧ-палочка

РЕ-ТА-КА-карета                                    КЕЙ-ЛА-лакей

ВА-РО-ЛЕ-КО-королева

 9. Составление предложений. Деформированная фраза.

Логопед раздаёт детям карточки со словами. Дети из данных слов составляют и читают предложения. Составление схемы предложений.

Волшебница послала Золушку в огород. Золушка сорвала большую тыкву. Волшебница превратила тыкву в карету. Мышей волшебница превратила в лошадей. Ящериц волшебница превратила в слуг. Платье Золушки волшебница превратила в белоснежный наряд. Золушка в карете уехала на бал. Золушка на балу танцевала с принцем.

10. Отгадывание пословицы по первым звукам: «Терпение и труд всё перетрут».  

Логопед прикрепляет на доску пособие, на котором наклеены предметные картинки.

11. Итог занятия.

 - Откуда берётся добро и зло?

-  Из человеческого сердца.

- Что сильнее добро или зло?

- Добро всегда сильнее.

- Запомните волшебные слова: «Доброта и красота - Твоя лучшая черта». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по теме:

«Составление описательного рассказапо картине И. И. Левитана «Весна. Большая вода» »....

Конспект логоритмического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленно-сти. Тема: «Зоопарк».

Конспект занятия «Зоопарк», направлен на коррекцию и предупреждение речевых нарушений путем развития и воспитания у детей двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой, поэтому его мо...

Конспект ООД в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности на тему: «День Победы»

Цель: создание условий для развития общих речевых навыков.Коррекционно-образовательные задачи:расширять и активизировать словарь по теме « День Победы»совершенствовать грамматический ...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»

Занятие составлено с использованием интерактивных технологий: «дерево решений», проблемного обучения и ТРИЗ, что несомненно способствует развитию образного и логического мышления старших д...

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности с ТНР по теме «Моя Армия – самая сильная!»

Приоритетная область: познавательное  развитиеИнтеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие познавательное развитие физическое развитиеречевое развитиеПедагогич...

Конспект занятия для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему "Ранняя весна"

Конспект занятия для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности на тему "Ранняя весна"...