Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

Кононова Эльвира Александровна

Занятие составлено с использованием интерактивных технологий: «дерево решений», проблемного обучения и ТРИЗ, что несомненно способствует развитию образного и логического мышления старших дошкольников. В ходе занятия используется большое кол-во методов передачи наглядной и словесной информации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха);познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений);социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы); беседа, вопросы поискового характера, размышление.Интеграция образовательных областей:социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие; позволяет усваивать материал на более высоком уровне. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект "Зима"23.54 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III год обучения).

Возраст детей: 6 лет.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Используемые интерактивные технологии: «дерево решений», элементы проблемного обучения, ТРИЗ.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:

- Методы словесной передачи информации: беседа, вопросы поискового характера.

- Методы наглядной передачи информации: наглядный материал.

- Методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха); познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений); социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).

- Методы контроля и самоконтроля: устные, самоконтроль и взаимоконтроль.

Цель: создание условий для развития речевой и познавательной активности

детей 6 лет.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы.

- Упражненять в согласовании прилагательных с существительными в роде (подбор предметов к признакам).

- Продолжать учить детей точно и четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свою точку зрения, делать выводы.

- Закреплять умение детей сравнивать, обобщать, сопоставлять факты, проявлять любознательность.

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи,

доказательную речь.

- Развивать умение формулировать выводы на основе умозаключений.

- Развивать память, внимание, воображение, умение снимать мышечное и

зрительное напряжение во время продолжительной умственной работы.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать умение слушать, не перебивая друг друга, взаимодействовать в группе.

- Воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию.

- Приобщать к элементарным общепринятым нравственным и безопасным правилам и нормам поведения.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о зиме; беседы о признаках зимы; о безопасном поведении в зимнее время года, закаливании, правильном питании; составление ствола и веток дерева на фланелеграфе.

Демонстрационный и раздаточный материал: наборный фланелеграф «дерево знаний», картинки с изображением предметов, явлений; картинки снежинки для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

  1. Подведение к теме занятия. Побуждение детей к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов. Чтение стихотворений.

Логопед: Ребята, послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила

- О чем это стихотворение? (О зиме.)

- С каким настроением, интонацией я его прочитала? (Радость.)

- Послушайте еще одно стихотворение

Вот, север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима

- А это стихотворение как прочитано? (Настороженно, загадочно.)

  1. Уточнение словаря по теме. Упражнение в согласовании

прилагательных с существительными в роде (Подбор предметов к признакам.)

Ребята, какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа.) 

— Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль.) 

— Что происходит зимой на водоёмах? (Вода становится льдом.)
— Какой бывает снег? (Лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный.) 

— Как называется маленькая частичка снега? (Снежинка.)

— Что можно сказать про снежинки? Они какие? (Легкие, красивые, хрупкие.)

Давайте вместе подумаем, а зима – это хорошо или плохо?

  1. Педагог объясняет условие игры.  Дети делятся на две команды. Каждой команде (ребенку) выдаются карточки с изображением положительных и отрицательных сторон зимнего периода. Образуют два круга – внутренний и внешний (внутренний – плюс, внешний – минус). Движение начинает внутренний круг – переходя от одного участника к другому, ребята показывают картинку, называя её и спрашивая: «Хорошо или плохо?» (Зимой скользко, можно поскользнуться и упасть – это хорошо или плохо?) Если плохо, то карточку забирает участник из внешнего круга, если плюс – остается у участника внутреннего круга.

После того как все карточки закончились, педагог просит прикрепить карточки к таблицам «+» и «-»

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

  1. Проблемная ситуация «Где снежинки» по рассказу Н. Калининой

- Ребята, а как называется частичка снега (снежинка)

Проблемная ситуация «Где снежинки» по рассказу Н. Калининой

- Леночке очень нравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите какие красивые!» А на рукавицах блестят только капельки воды.

- Где же снежинки? (Ответы детей.)

- Что же делать? Как полюбоваться снежинками? (Ответы детей.)

- Очень хочется полюбоваться снежинками прямо сейчас! Но мы не можем сейчас выйти на улицу. У меня есть снежинки из бумаги, давайте с ними поиграем и полюбуемся ими. Надевайте варежки, внимательно слушайте задание и повторяйте за мной движения.

  1. Физпауза

Вот моя снежинка – на моей ладошке

Показать ладошки.

Поднесу поближе, посмотрю немножко.

Посмотреть на руку перед собой

Вот снежинка далеко 

Максимально отвести от себя руку вперед

А теперь уж – близко

Приблизить руку к лицу

Снежинка в небе высоко 

Поднять руку и посмотреть вверх

И опустилась низко

Опустить, посмотреть вниз

Вправо руку отвожу, и на снежинку я гляжу

Отвести руку вправо, проследить взором

Влево руку отведу, снежинку взглядом провожу

То же движение влево

Вправо – влево смотрят глазки, Снежинка прямо как из сказки

На каждое слово переводить взгляд вправо – влево

Снежинке уже спать пора,
глазки закрываю 

Закрыть глаза без напряжения

Посчитаю: раз, два, три, быстро поморгаю 

Моргать глазками

Раз, два, три, четыре, пять,
Снежинке нужно улетать!

Вытянуть руки вверх, потянуться, помахать

  1. «Дерево решений»

- Мы выяснили с вами, в каких случаях зима – это хорошо, а в каких плохо. Я предлагаю вам составить дерево решений, с помощью которого мы найдем решение – ответ еще на один вопрос: «Что нужно сделать, чтобы зима приносила нам радость». Посмотрите на наше дерево. Его ствол – это наш с вами вопрос – проблема. Его ветки – это пути решения проблемы – с помощью чего мы её решим. Мы найдем эти пути и подберём примеры – приклеим картинки-примеры. Вспомните ещё раз минусы и плюсы зимы. Найдите и прикрепите картинки с ответами к веткам. (в случае затруднения, педагог помогает детям наводящими вопросами найти пути решения, примеры дети выбирают и наклеивают сами). Молодцы, справились.

Так что нужно сделать, чтобы зима приносила нам радость?

Обобщающие ответы детей:

- укреплять здоровье (занятие физкультурой и зимними забавами, прививки,

витамины, одежда);

- правильно питаться (кушать больше овощей, фруктов, орехи, мед);

- соблюдать безопасность (не ходить близко под крышей – может упасть снег и сосульки, носить не скользкую обувь, не лазить по сугробам в незнакомых

местах, не толкаться на горке и т.д.);

- оказывать помощь животным (изготавливать кормушки для птиц,

подкармливать бездомных животных вместе со взрослыми).

7. Итог занятия.

Оценка и самооценка деятельности детей.

Молодцы, теперь каждый, кто посмотрит на наше дерево, поймет, что нужно

делать, чтобы зима приносила нам радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР.

Конспект итогового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Весна"....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"

Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...

Конспект фронтального занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»

Лексическая тема: «Масленица. Развитие связной речи»Цель:развитие связной речи.Задачи:Закрепление знаний о праздновании Масленицы.Закрепление словаря по лексической теме.Развитие функции с...