Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Энгель Видана Валентиновна

Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь довольно успешна проработала врачом - офтальмологом). Гусениц, набитых желудями и каштанами, которые после прохождения испытаний "опадают как листва", связала воспитатель нашей группы Луиза Октамовна, детям очень понравился такой сюрпризный момент в конце. А творческий и вечно молодой дворник нашего детского сада озвучил реплики Старичка - Лесовичка. Здорово, правда? Один конспект, а столько людей активизировалось благодаря ему. Всем моим дорогим помощникам говорю ОГРОМНОЕ СПАСИБО! Подарок коллегам - все музыкальные фрагменты и запись голоса (в ПРИЛОЖЕНИЯХ-см.следующие публикации).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_zanyatie_derevya.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

на тему «Деревья осенью»

с использованием здоровьесберегающих технологий.

Подготовила: учитель – логопед МБДОУ д/с № 4 Энгель В. В.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнять, закреплять активизировать словарный запас по теме.
  • Развивать навыки словоизменения.
  • Продолжать учить образованию относительных прилагательных.
  • Развивать умение ориентироваться в пространстве.
  • Развивать речевое дыхание (вырабатывать умение делать плавный выдох).
  • Развивать связную речь.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать чувство ритма.
  • Развивать зрительное, слуховое, кинестетическое восприятие.
  • Развивать общую, мелкую и мимическую моторику через использование элементов массажа, самомассажа, логоритмики и кинезиологических упражнений.

Воспитательные:

  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Продолжать воспитывать умение дружно взаимодействовать в группе, внимательно слушать друг друга.

Материал:

Предметные и сюжетные картинки по лексической теме, коврограф, корзина, сосновые и еловые шишки, каштаны, жёлуди, стойка для развития дыхания, бумажные листья.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

        Стук в дверь (открываем, появляется Старичок - Лесовичок).

Л-д: Здравствуй, Старичок - Лесовичок! Что привело тебя к нам?

С.-Л.: (запись голоса, говорит грустно) Здравствуйте, ребята. В нашем волшебном лесу беда! Злая колдунья напустила на лес густой туман, и наши деревья совсем запутались: берёза ждёт, когда на ней появятся каштаны, рябина решила, что её плоды -  жёлуди, а клён удивляется, куда исчезла его белая кора. Но это ещё не всё: колдунья отправила целую армию прожорливых гусениц уничтожить лес. Спасти нас может только одно. Нужно пройти все нелёгкие испытания колдуньи, и тогда злые чары рассеятся, лес станет прежним. Но я слишком стар, мне самому не справится. (Плачет) Одна надежда на вас. Я слышал, что в этом детском саду много умных и добрых детей….

Л-д: Ребята, что же нам делать? …Поможем Старичку – Лесовичку?

С.- Л.: Спасибо! Вот карта, которая поможет пройти тернистый путь и спасти лес (логопед поворачивает магнитную доску, а на ней – карта предстоящего путешествия). Желаю Вам удачи, друзья!

Л-д: Ну что, отправимся в волшебный лес? (Да!) Давайте закроем глаза и перенесёмся туда силой нашей мысли…

(Музыка). Откройте, пожалуйста, глаза.

(Стоит корзина).

А вот и первое испытание.

1. Дидактическая игра «Какой лист?».

Л-д: Ребята, по очереди берите листья из корзины и говорите, что вы сделали. Можно мне начать? Я взяла из корзины дубовый лист.

2. Дидактическая игра «Найди листочки» (на картинке зашумленные изображения листьев).

А теперь внимательно посмотрите на картинку и поднимите свои листья, если вы их увидели на ней. Настя, какие листья ты видишь на картинке? («Я вижу листья клёна (3), «Я вижу листья дуба» и т. д. (2), «Я вижу лист каштана» (1), «Я вижу лист осины» (1).

Вы все листья нашли? (Да!)

Л-д: А сейчас мы с вами немножко отдохнем. Для этого попрошу вас положить свои листья в корзину и встать в круг.

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

                    (Н. В. Нищева)

Дети медленно кружатся и взмахивают руками.

Встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку, начиная с больших пальцев.

Опускают руки,

приседают.

3. Массаж с дарами природы.

 Л-д: Присаживайтесь, пожалуйста. Ребята, в корзинке есть что-то ещё. Что же это? (Сосновые шишки.)

- Давайте зарядимся энергией от даров природы – сделаем массаж рук с шишками.

(Выполняются круговые движения шишкой между ладонями и тыльной стороной рук, сопровождаемые речью.

               Шишку я держу в руке,

               Зажимаю в кулаке.

               Отпускаю, разжимаю

               И ладошками катаю.

                                               (Н. В. Нищева)

4. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Л-д: Мы зарядились силой сосновых шишек и готовы к выполнению сложных заданий колдуньи.

(На коврографе размещены картинки (по четыре картинки в три ряда).

Л-д: Посмотрите внимательно на коврограф. Вам нужно определить, какая картинка лишняя в каждом ряду и полным ответом объяснить, почему.

5. Дыхательная гимнастика.

(Звучит музыка: дует ветер).

Л-д: Ребята, что это за звук? (Это дует ветер, шелестят листья). Пойдёмте посмотрим, что там происходит (выходят в другое помещение).

(Дети выходят из групповой комнаты и видят стойку для выполнения дыхательных упражнений. На ней закреплены бумажные листья).

Л-д: Злая колдунья приготовила очередное задание!

Встаньте, пожалуйста, друг напротив друга: девочки - по правую руку от меня, мальчика - слева от меня. Легко вдохните через нос (плечи не поднимайте) и, выдыхая через рот, длительно подуйте на осенние листья (щёки не надувайте).

6. Работа с предлогами (с использованием природного материала: шишек, каштанов и желудей).

Дети возвращаются, садятся за столы. У каждого на столе шишки, каштаны и желуди; на столе – письмо.

Л-д: Отдыхать некогда. Нас ждёт новое испытание! Перед вами шишки, каштаны и жёлуди. А это письмо от колдуньи с указаниями, что нужно сделать, чтобы пройти его.

«Положи сосновую шишку между двумя каштанами».

Что ты сделала, Настя? (Я положила шишку между двумя каштанами).

«Положи в ряд слева направо жёлудь, каштан, сосновую шишку».

Что ты сделал, Богдан? (Положил в ряд жёлудь, каштан, сосновую шишку).

7. Кинезиологическое упражнение.

Потрудились на славу, а теперь разомнём наши руки.

Выполним упражнение «В лесу».

              Мы с утра в лесу гуляли и деревья изучали.

              Это - ель, а там - сосна. Вот берёза, вот ольха.

              Это - тонкая осинка. Там - кудрявая рябинка.

              Мы устали, утомились и в итоге заблудились.

8. Зрительная гимнастика.

А почему мы заблудились? Наверное, глаза нас подвели, устали. Так давайте выполним зрительную гимнастику! (Движения выполняются в соответствии с текстом).

Долго по лесу мы ходим, глазкам нужно отдохнуть,

Для начала поморгаем и начнём несложный путь.

Глазки вверх поднимем дружно, там на небе облака.

На них пальчиком покажем, поднимается рука.

А теперь посмотрим ниже - ивушка плакучая.

К дубу ветви опускает, сила в нём могучая.

Ну а слева: что за чудо? Клён красивый, лист резной.

Дунул ветер, листья сбросил и понёс их за собой.

А теперь пошли по кругу: у деревьев хоровод.

Пальчиком своим рисуем круг назад и круг вперёд.

Поморгали, поморгали, пальчик вытянем вперёд.

Потихоньку ведём к носу как пушинку вертолёт.

А теперь летим обратно и посмотрим прямо вдаль.

Вон, на дереве кормушка, видна каждая деталь.

                                                           (Г. И. Должикова)

И вот оно – чудо! Вы превращаетесь в волшебный лес.

(Музыка).

9. Сказка «Волшебные деревья». 

С.-Л.: Чудесные короны, появитесь! В волшебный лес, ребята, превратитесь!

Л-д: Осенние деревья, выходите! И о себе загадки расскажите.

(Дети надевают маски с изображением тех деревьев, загадки о которых они выучили).

Это дерево в серёжках.
Словно в беленьких сапожках...
По весне среди ветвей распевает соловей.
Осень – в золото нарядит, и  такой ей люди рады.
В серебре – зимой в морозы
Белоствольная ...
(берёза).

Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила.
А о чём она грустит,
Никому не говорит.
(Ива)

Возле дома он растёт.
Листья, как моя ладошка.
Не цветами, но цветёт.
Посмотри-ка ты в окошко.
Ветер дунул – полетели,
Как на крыльях семена,
Словно маленький пропеллер,
Самолётик для меня.
Что за дерево? Кто он?
Это стройный русский ...(
клён).

Зелена весь год, стройна,
Вся в иголочках она.
Мы на новый год зимой
Принесли её домой.
(Ель)

Хоть неплохо я одета,
Бьет озноб меня всегда.
И весной, и жарким летом
Вся дрожу, как в холода.
(Осина) 

Хвойное дерево. Ветки лохматые,
Словно олени и лоси – рогатые.
В шишках – для белок и птиц семена.
Вечнозелёная это ...
 (сосна).

Много ягодок – огней
Будет осенью на ней.
И подарит для Марины
Бусы красная ...(
рябина).

С.-Л.:  Себя, деревья, вы прекрасно показали!

            И о себе чудесно рассказали!

            И гусеницы, как листва, опали раз и навсегда!

Вы избавили осенний лес от злых чар. Спасибо вам, ребята! Перед тем, как попрощаться, я хочу подарить каждому из вас дары леса: жёлуди и каштаны, из которых получатся замечательные осенние поделки. А теперь возвращайтесь в свою группу!

            Волшебные короны, удалитесь!

            В ребят опять, деревья, превратитесь!

Музыка. (Дети садятся в круг).

III. Итог занятия.

Л-д: Ребята, где мы с вами сегодня побывали? (В осеннем лесу).

Какую пользу приносят нам деревья? (Дают свежий воздух, плоды, тень и прохладу в жаркий день, тепло во время холодов. Из них делают бумагу, мебель, строят дома. Лес – это дом зверей и птиц).

В какие игры мы играли? (Дети перечисляют).

Оценка деятельности детей на занятии.

(Логопед оценивает каждого ребёнка, называя его по имени). Все дети сегодня хорошо занимались, отвечали, справились со всеми заданиями, великолепно показали сказку «Волшебные деревья». Спасибо!

Рефлексия.

(На коврографе прикреплены две ели – высокая и низкая, детям раздаются еловые шишки из фетра).

Если вам понравилось наше сегодняшнее путешествие, повесьте свои шишку на самую высокую ель, если было очень много сложностей и задания были скучные, неинтересные, повесьте шишку на маленькую ёлочку. А если вам пока сложно определиться, положите шишку между ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Гласные-прекрасные"

Данное занятие проведено в рамках проектной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи: «Профессии – Родину защищать»

Конспект логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности по формированию грамматического строя речи...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Профессии"

Конспект  подгруппового логопедического  занятияв подготовительной группе на тему: "Профессии"...

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР Здравствуй, Зимушка-Зима!Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНРЗдравствуй, Зимушка-Зима!Цель: развивать навыки сотрудничества, доброжелательн...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подгрупповое занятие в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Пчёлке Мае помогаем и гласные звуки повторяем»

Учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;Закреплять понятия “гласный звук”Активизировать и обогащать словарный запас....

Конспект логопедического квест-занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Путешествие в сказочный зимний лес"

Логопедическое занятие в форме квест - игры направленное на формирование грамматического строя речи, на развитие внимания, памяти, мышления, общей и мелкой моторики, на развитие умения отвечать на воп...