Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Гласные-прекрасные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Шириязданова Эльвира Вильевна

Данное занятие проведено в рамках проектной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_glasnye-prekrasnye.docx40.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия

в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Тема: Гласные-прекрасные

Цель: обобщить представления детей о гласных звуках и буквах.

Коррекционно-образовательные задачи: закрепление четкого произношения и различения гласных звуков; закрепление понятий «гласный звук», «ударный гласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закрепление образа гласных букв;  совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с опорой на предметные картинки).

Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики, профилактика плоскостопия.

Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Оборудование: слайд-презентация; запись звуков эха; 4 карточки с изображением йотированных гласных букв; демонстрационная картинка с изображением цирковой арены; картинки с изображением животных (тигра, крокодила, слона, кенгуру, обезьян, бегемота, лисы); карточки (загоны)  для слогового деления слов; 2 демонстрационные картинки с изображением гусениц с недописанными буквами; раздаточные карточки для задания «Соедини картинки»; массажные пазлы для выкладывания дорожки; 6 красных накидок для детей-гласных звуков, 1 зеленая накидка для ребенка – звука Й;  накидка для логопеда; 2 мольберта; листья для танца; яблоко из папье-маше с призом; маркеры; карандаши.

Предварительная работа: проектная деятельность по теме «Гласные-прекрасные», целью которой было:

  • обобщить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании,
  • закрепить образы гласных букв,
  • совершенствовать навык звукослогового анализа, развивать фонематический слух, слуховое и  зрительное восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков;
  • сплотить взаимоотношения дети-педагог, дети-родители через совместную деятельность.

Этапами создания проекта были:

  • подготовительный (планирование работы, подбор методического материала подбор игр и материалов для продуктивного этапа);
  • основной (проведение подгрупповых занятий, включающих разнообразные дидактические игры для закрепления знаний о гласных звуках и  буквах; заучивание стихов о гласных звуках и буквах; беседа «На что похожа буква?»; ведение рабочих тетрадей Е.О.Астафьевой «Играем, читаем, пишем»; создание рукотворной книги «Все они гласные»; подготовка выставки совместных работ детей и родителей на тему: «Все они разные – все они гласные»; проведение подгрупповых обобщающих занятий на тему: «Гласные-прекрасные»);  
  • итоги проекта (выпуск рукотворной книги «Все они гласные»; оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему: «Все они разные – все они гласные»; проведение открытого занятия на заседании РМО).

Ход занятия:

1.Логопед: Начинаем представление – звуковое развлечение.

                Много здесь у нас гостей. Позовем-ка и детей!

                (Дети входят в зал под музыку.)

Дети: Мы приветствуем всех вас,

           Мы – ребята– высший класс!

Логопед: Дети, а вы любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам замечательную историю, которая произошла  в одной стране Фонетике (слайд).Там в красивом красном домике  жили-поживали звуки. Они умели петь песенки. За их голос звуки так и назвали – гласные.

 1-й ребенок:

Мы  - красивые  звуки речи,

Изучает фонетика нас.

Мы – певучие звуки речи,

Произносят и слышат нас.

2-й ребенок:

Дыхание свободно в каждой гласной,

Воздух свободно идет через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовет.

Звук получается гласный.

3-й ребенок:

Гласные тянутся в песенке звонкой,

Могут заплакать и закричать,

Могут в кроватке баюкать ребенка,

Но не желают свистеть и ворчать.

Песня «Маленькая страна»

Есть за горами, за лесами маленькая страна.
Кто мне расскажет, кто подскажет,
Где она, где она.
В эту страну попасть нам нужно,
Гласные там живут.

Их отыскать мы сможем дружно,
Песни они поют.

Припев:

Маленькая страна.
Грамотная страна.
Там говорят все звуки верно,
Всем нам нужна она. (
2 раза)

Логопед:  У каждого гласного звука была своя песенка (слайды).                                

Дети: 

1.У надул капризно губки,

Их он вытянул, как трубки. 

2.Ы хоть гласный, но тихоня,

Всё зевает он спросонья. 

3.Мы вздыхаем – О-О-О.

Произносим звук легко.

Чуть мы губки округляем

И вперед их выдвигаем.

4.А - пошире рот открой,

Не ленись и громче пой.

5.Э вопросы задает,

Вопросительно поет.

Выгнув спинку язычка,

Изогнув ее слегка.

6.И- улыбка, весельчак,

Он смеётся звонко так.

На широком язычке

Скачет звук,  как на седле.

2.Логопед: Любили гласные звуки гулять по осеннему лесу. Давайте присядем на полянку да эхо послушаем (слайд).

Проводится игра «Повтори песенку эха» (дети слышат сочетания АУО, УАЫЭ, ИАУЫ, ЭАО и т.д., повторяют их и определяют, сколько звуков услышали).

Логопед: Гласные  звуки гуляли по дорожке  и придумывали разные слова (слайд).

Дети называют слова на звуки А – У – И – О – Э. На символ звука Ы вспоминают правило: В русском языке, увы,

                                     Не бывает слов на «Ы».

Логопед: Жили гласные звуки дружно, но их  никто не видел, а  только слышал.

 Дети уходят за домик.

3.Логопед: Однажды мимо красного домика проезжала королева Азбука (надевает накидку королевы). Ей так  понравилось пение звуков, что она захотела поближе познакомиться с ними. А когда узнала, что все звуки невидимы, то решила подарить каждому волшебный наряд. Он так понравились звукам, что они тут же его примерили и стали видимыми. Так наши звуки превратились в буквы. (Дети надевают красные жилеты с изображениями букв А   У   О   И   Э   Ы, выходят из-за домика).

Логопед: Смотрят звуки на себя,

Смотрят-удивляются.

Ребенок: Каждый ведь теперь из них

Буквой называется.

Дети читают стихи про буквы. 

-Знает Вова, знает Света –

А похожа на ракету. 

 – улитка на дорожке,

Протянула она рожки. 

-Посмотри на колесо -

В нем увидишь букву О.

-На калитку посмотри –

Там увидишь букву И.

-Это – Э с открытым ртом

И большущим языком. 

-Вот бедняжка – буква Ы

Ходит с палочкой, увы.

Раздается стук, выходит ребенок  - Буква Й. 

Ребенок: Погодите-ка, друзья,

Вы послушайте меня:

Й – согласный звук, но все же,

Прибежал сюда я тоже.

Может вам я пригожусь -

С вами быстро подружусь,

Буду тихо подпевать,

В паре с гласными стоять.

Логопед: Ну что ж, идем к нам.

Подружилась Й и А - получилась буква Я.                     Дети поочередно

Встали рядом Й и О – получилась буква Е.                     встают парами,

Взялись за руки Й, У – получилась буква Ю.              на экране появляются

Встали парой Й и Э – получилась буква Е.                      буквы Я, Е, Ю, Е.

Логопед: Эти буквы – тоже гласные. Помог нам их произнести краткий звук Й. А теперь скажите, сколько же гласных букв получилось?

Ребенок: Звуков шесть, а букв – десять.

   Будут в азбуке все вместе. (Слайд - на экране таблица с гласными буквами.)

4.Раздается хохот Кляксы (слайд)

Логопед: Кто это?

Голос: Это я – вредная-зловредная Клякса. Слышала я, что гласные петь умеют. Так вот я тоже петь умею. А вы меня не позвали. Тут к вам подружки гусенички собирались, так я им помешала. Дорожку им сломала. Ха-ха.

Логопед: Давайте поможем нашим гусеничкам  и выложим вот такую дорожку (слайд). (Дети выкладывают дорожку из массажных пазлов.)

Логопед: Встаньте на дорожку. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Верю - не верю». Делайте один шаг вперед по дорожке, если отвечаете на мой вопрос словом «Да». Стойте на месте, если отвечаете «Нет».

Проводится игра «Верю-не верю».

- Верите ли вы, что звуки мы слышим и произносим?  
- Верите ли вы, что гласные звуки обозначаются синим цветом?

- Верите ли вы, что буквы мы пишем и видим?

- Верите ли вы, что буква И похожа на ракету?

- Верите ли вы, что буква Э вытянула свой язычок  влево?

- Верите ли вы, что  большая и маленькая буква А печатаются по-разному?

- Верите ли вы, что наша дорожка похожа на букву Э?

- Верите ли вы, что слово азбука начинается и заканчивается с гласного А?

- Верите ли вы, что слово эхо начинается со звука О?

- Верите ли вы, что в слове дом нет гласного звука?
- Верите ли вы, что в конце слова
буквы  слышим гласный Ы?

- Верите ли вы, что в слове школа звук О стоит в середине слова?

5. Логопед: Вредная Клякса и гусеничкам помешала, и буквы в словах съела.

Проводится игра «Клякса-буквоедка».

М___К      С___П     С___М     К___Т

Дети подбирают подходящую гласную букву, читают слова.

6. Звучит музыка. Вы слышите, дети, к нам приехал цирк (слайд). Выступают известные артисты. Но посмотрите (слайд), вредная-зловредная Клякса успела и здесь напроказничать – она испачкала афишу, и наши артисты не знают, кому сегодня выступать. Помогите им.

Проводится игра «Цирковое представление».

- Кто будет выполнять акробатические прыжки, если известно, что в слове 3 слога, во 2 и 3-м слогах слышим гласный У? (Кенгуру)

- Кто будет прыгать через огненное кольцо, если известно, что в словах 1 слог с гласным И? (Тигр) 

- Кто будет танцевать на тумбе, если известно, что в его названиях 3 слога, в третьем слоге слышим гласный О? (Бегемот)

- Кто будет смешить зрителей на канатах, в их названии – 4 слога, а в последнем гласный Ы? (Обезьяны)

- Кто выступает с дрессировщиком? В его названии 3 слога, в последнем слышим гласный И? (Крокодил)

- Кто сегодня не участвует в представлении? (Слон, лиса)

- В каком домике-загончике они будет сегодня отдыхать? (Дети помещают картинку в загоны с соответствующей схемой.)

- Сколько слогов в слове «слон»? Какой гласный мы слышим в этом слове?

- Сколько слогов в слове «лиса»? Какие гласные мы слышим в этом слове? Сколько их? Вспомните правило, которое мы знаем. (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)

Логопед: Гласным так понравилось в цирке, что они тоже решили показать танцевальный номер, но не простой, а осенний.

 

Танец с листочками

7.Логопед: В цирке мы тоже не встретили гусеничек. Ну, где же они? Неужели нам не удастся их найти? А вот и замок Кляксы (слайд). Ворота закрыты на замок.

Голос Кляксы: Не откроете замОк, не попадете в зАмок.

Логопед: Одинаково ли звучат слова? Чем они отличаются? (Ударением, выделением голоса.)  Назовите гласный, который мы выделяем голосом, в слове замОк, а в слове  зАмок? Для чего нужно ударение? Вспомните правило.

Ребенок: У слова знать значение поможет ударение.

Такие слова-близнецы спрятались в картинках на столах. (Дети садятся за столы.) Назовите картинки. Найдите слова, похожие по звучанию. Соедините их линией. Какие картинки вы  соединили? Назовите ударный гласный в каждом слове. Составьте с каждым словом предложение.  

       Папа собрал гвОздики в коробку. - Мама поставила гвоздИки в вазу.

Бабушка налила в крУжки горячий чай. – Девочка вырезала цветные кружкИ.

8.Логопед (ставит два мольберта.): А вот и наши гусенички. Молодцы, гласные, смогли их найти.  Но что же с ними случилось? Они потеряли часть букв. Давайте их починим.  Разделимся на две команды.

Проводится игра-соревнование «Почини буквы».

9. На экране появляется Клякса (слайд).

Клякса: Простите, меня, я не буду больше проказничать.  (Меняется цвет Кляксы.) Я тоже хочу дружить с гласными буквами.

Логопед: Ну что ж, мы тебя прощаем. Наверное, ты поняла, что гласные звуки и буквы всем нужны. Приходи к нам на занятия, где мы учимся правильно произносить звуки, гласные и согласные, знакомимся с буквами. Ну, а вам, дети, за старание и знания, приз от гусеничек. (Вносит яблоко с призом.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)

Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Профессии"

Конспект  подгруппового логопедического  занятияв подготовительной группе на тему: "Профессии"...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема. Весна. Звук Ж

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема. Весна. Звук ЖОбразовательные области:Приоритетная:  речевое развитиеВ интеграции: социально-коммуникати...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема «Дары осени»

Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...

Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР

Тема: Путешествие на остров правильной речи.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)Возраст детей: 6-7летПриоритетная образовательная область: Речевое развитиеИнтеграция образовате...