Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Гласные-прекрасные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Данное занятие проведено в рамках проектной деятельности в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_glasnye-prekrasnye.docx | 40.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия
в подготовительной к школе группе для детей с ТНР
Тема: Гласные-прекрасные
Цель: обобщить представления детей о гласных звуках и буквах.
Коррекционно-образовательные задачи: закрепление четкого произношения и различения гласных звуков; закрепление понятий «гласный звук», «ударный гласный звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»; закрепление образа гласных букв; совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений с опорой на предметные картинки).
Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематического восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики, профилактика плоскостопия.
Коррекционно-воспитательные задачи: воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.
Оборудование: слайд-презентация; запись звуков эха; 4 карточки с изображением йотированных гласных букв; демонстрационная картинка с изображением цирковой арены; картинки с изображением животных (тигра, крокодила, слона, кенгуру, обезьян, бегемота, лисы); карточки (загоны) для слогового деления слов; 2 демонстрационные картинки с изображением гусениц с недописанными буквами; раздаточные карточки для задания «Соедини картинки»; массажные пазлы для выкладывания дорожки; 6 красных накидок для детей-гласных звуков, 1 зеленая накидка для ребенка – звука Й; накидка для логопеда; 2 мольберта; листья для танца; яблоко из папье-маше с призом; маркеры; карандаши.
Предварительная работа: проектная деятельность по теме «Гласные-прекрасные», целью которой было:
- обобщить знания детей о гласных звуках, их артикуляции и звучании,
- закрепить образы гласных букв,
- совершенствовать навык звукослогового анализа, развивать фонематический слух, слуховое и зрительное восприятие, творческое воображение на материале гласных звуков;
- сплотить взаимоотношения дети-педагог, дети-родители через совместную деятельность.
Этапами создания проекта были:
- подготовительный (планирование работы, подбор методического материала подбор игр и материалов для продуктивного этапа);
- основной (проведение подгрупповых занятий, включающих разнообразные дидактические игры для закрепления знаний о гласных звуках и буквах; заучивание стихов о гласных звуках и буквах; беседа «На что похожа буква?»; ведение рабочих тетрадей Е.О.Астафьевой «Играем, читаем, пишем»; создание рукотворной книги «Все они гласные»; подготовка выставки совместных работ детей и родителей на тему: «Все они разные – все они гласные»; проведение подгрупповых обобщающих занятий на тему: «Гласные-прекрасные»);
- итоги проекта (выпуск рукотворной книги «Все они гласные»; оформление выставки совместных работ детей и родителей на тему: «Все они разные – все они гласные»; проведение открытого занятия на заседании РМО).
Ход занятия:
1.Логопед: Начинаем представление – звуковое развлечение.
Много здесь у нас гостей. Позовем-ка и детей!
(Дети входят в зал под музыку.)
Дети: Мы приветствуем всех вас,
Мы – ребята– высший класс!
Логопед: Дети, а вы любите сказки? Сегодня я хочу рассказать вам замечательную историю, которая произошла в одной стране Фонетике (слайд).Там в красивом красном домике жили-поживали звуки. Они умели петь песенки. За их голос звуки так и назвали – гласные.
1-й ребенок:
Мы - красивые звуки речи,
Изучает фонетика нас.
Мы – певучие звуки речи,
Произносят и слышат нас.
2-й ребенок:
Дыхание свободно в каждой гласной,
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет.
Звук получается гласный.
3-й ребенок:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Песня «Маленькая страна»
Есть за горами, за лесами маленькая страна. Их отыскать мы сможем дружно, | Припев: Маленькая страна. |
Логопед: У каждого гласного звука была своя песенка (слайды).
Дети:
1.У надул капризно губки,
Их он вытянул, как трубки.
2.Ы хоть гласный, но тихоня,
Всё зевает он спросонья.
3.Мы вздыхаем – О-О-О.
Произносим звук легко.
Чуть мы губки округляем
И вперед их выдвигаем.
4.А - пошире рот открой,
Не ленись и громче пой.
5.Э вопросы задает,
Вопросительно поет.
Выгнув спинку язычка,
Изогнув ее слегка.
6.И- улыбка, весельчак,
Он смеётся звонко так.
На широком язычке
Скачет звук, как на седле.
2.Логопед: Любили гласные звуки гулять по осеннему лесу. Давайте присядем на полянку да эхо послушаем (слайд).
Проводится игра «Повтори песенку эха» (дети слышат сочетания АУО, УАЫЭ, ИАУЫ, ЭАО и т.д., повторяют их и определяют, сколько звуков услышали).
Логопед: Гласные звуки гуляли по дорожке и придумывали разные слова (слайд).
Дети называют слова на звуки А – У – И – О – Э. На символ звука Ы вспоминают правило: В русском языке, увы,
Не бывает слов на «Ы».
Логопед: Жили гласные звуки дружно, но их никто не видел, а только слышал.
Дети уходят за домик.
3.Логопед: Однажды мимо красного домика проезжала королева Азбука (надевает накидку королевы). Ей так понравилось пение звуков, что она захотела поближе познакомиться с ними. А когда узнала, что все звуки невидимы, то решила подарить каждому волшебный наряд. Он так понравились звукам, что они тут же его примерили и стали видимыми. Так наши звуки превратились в буквы. (Дети надевают красные жилеты с изображениями букв А У О И Э Ы, выходят из-за домика).
Логопед: Смотрят звуки на себя,
Смотрят-удивляются.
Ребенок: Каждый ведь теперь из них
Буквой называется.
Дети читают стихи про буквы.
-Знает Вова, знает Света –
А похожа на ракету.
-У – улитка на дорожке,
Протянула она рожки.
-Посмотри на колесо -
В нем увидишь букву О.
-На калитку посмотри –
Там увидишь букву И.
-Это – Э с открытым ртом
И большущим языком.
-Вот бедняжка – буква Ы
Ходит с палочкой, увы.
Раздается стук, выходит ребенок - Буква Й.
Ребенок: Погодите-ка, друзья,
Вы послушайте меня:
Й – согласный звук, но все же,
Прибежал сюда я тоже.
Может вам я пригожусь -
С вами быстро подружусь,
Буду тихо подпевать,
В паре с гласными стоять.
Логопед: Ну что ж, идем к нам.
Подружилась Й и А - получилась буква Я. Дети поочередно
Встали рядом Й и О – получилась буква Е. встают парами,
Взялись за руки Й, У – получилась буква Ю. на экране появляются
Встали парой Й и Э – получилась буква Е. буквы Я, Е, Ю, Е.
Логопед: Эти буквы – тоже гласные. Помог нам их произнести краткий звук Й. А теперь скажите, сколько же гласных букв получилось?
Ребенок: Звуков шесть, а букв – десять.
Будут в азбуке все вместе. (Слайд - на экране таблица с гласными буквами.)
4.Раздается хохот Кляксы (слайд)
Логопед: Кто это?
Голос: Это я – вредная-зловредная Клякса. Слышала я, что гласные петь умеют. Так вот я тоже петь умею. А вы меня не позвали. Тут к вам подружки гусенички собирались, так я им помешала. Дорожку им сломала. Ха-ха.
Логопед: Давайте поможем нашим гусеничкам и выложим вот такую дорожку (слайд). (Дети выкладывают дорожку из массажных пазлов.)
Логопед: Встаньте на дорожку. Давайте и мы с вами поиграем в игру «Верю - не верю». Делайте один шаг вперед по дорожке, если отвечаете на мой вопрос словом «Да». Стойте на месте, если отвечаете «Нет».
Проводится игра «Верю-не верю».
- Верите ли вы, что звуки мы слышим и произносим?
- Верите ли вы, что гласные звуки обозначаются синим цветом?
- Верите ли вы, что буквы мы пишем и видим?
- Верите ли вы, что буква И похожа на ракету?
- Верите ли вы, что буква Э вытянула свой язычок влево?
- Верите ли вы, что большая и маленькая буква А печатаются по-разному?
- Верите ли вы, что наша дорожка похожа на букву Э?
- Верите ли вы, что слово азбука начинается и заканчивается с гласного А?
- Верите ли вы, что слово эхо начинается со звука О?
- Верите ли вы, что в слове дом нет гласного звука?
- Верите ли вы, что в конце слова буквы слышим гласный Ы?
- Верите ли вы, что в слове школа звук О стоит в середине слова?
5. Логопед: Вредная Клякса и гусеничкам помешала, и буквы в словах съела.
Проводится игра «Клякса-буквоедка».
М___К С___П С___М К___Т
Дети подбирают подходящую гласную букву, читают слова.
6. Звучит музыка. Вы слышите, дети, к нам приехал цирк (слайд). Выступают известные артисты. Но посмотрите (слайд), вредная-зловредная Клякса успела и здесь напроказничать – она испачкала афишу, и наши артисты не знают, кому сегодня выступать. Помогите им.
Проводится игра «Цирковое представление».
- Кто будет выполнять акробатические прыжки, если известно, что в слове 3 слога, во 2 и 3-м слогах слышим гласный У? (Кенгуру)
- Кто будет прыгать через огненное кольцо, если известно, что в словах 1 слог с гласным И? (Тигр)
- Кто будет танцевать на тумбе, если известно, что в его названиях 3 слога, в третьем слоге слышим гласный О? (Бегемот)
- Кто будет смешить зрителей на канатах, в их названии – 4 слога, а в последнем гласный Ы? (Обезьяны)
- Кто выступает с дрессировщиком? В его названии 3 слога, в последнем слышим гласный И? (Крокодил)
- Кто сегодня не участвует в представлении? (Слон, лиса)
- В каком домике-загончике они будет сегодня отдыхать? (Дети помещают картинку в загоны с соответствующей схемой.)
- Сколько слогов в слове «слон»? Какой гласный мы слышим в этом слове?
- Сколько слогов в слове «лиса»? Какие гласные мы слышим в этом слове? Сколько их? Вспомните правило, которое мы знаем. (Сколько в слове гласных, столько и слогов.)
Логопед: Гласным так понравилось в цирке, что они тоже решили показать танцевальный номер, но не простой, а осенний.
Танец с листочками
7.Логопед: В цирке мы тоже не встретили гусеничек. Ну, где же они? Неужели нам не удастся их найти? А вот и замок Кляксы (слайд). Ворота закрыты на замок.
Голос Кляксы: Не откроете замОк, не попадете в зАмок.
Логопед: Одинаково ли звучат слова? Чем они отличаются? (Ударением, выделением голоса.) Назовите гласный, который мы выделяем голосом, в слове замОк, а в слове зАмок? Для чего нужно ударение? Вспомните правило.
Ребенок: У слова знать значение поможет ударение.
Такие слова-близнецы спрятались в картинках на столах. (Дети садятся за столы.) Назовите картинки. Найдите слова, похожие по звучанию. Соедините их линией. Какие картинки вы соединили? Назовите ударный гласный в каждом слове. Составьте с каждым словом предложение.
Папа собрал гвОздики в коробку. - Мама поставила гвоздИки в вазу.
Бабушка налила в крУжки горячий чай. – Девочка вырезала цветные кружкИ.
8.Логопед (ставит два мольберта.): А вот и наши гусенички. Молодцы, гласные, смогли их найти. Но что же с ними случилось? Они потеряли часть букв. Давайте их починим. Разделимся на две команды.
Проводится игра-соревнование «Почини буквы».
9. На экране появляется Клякса (слайд).
Клякса: Простите, меня, я не буду больше проказничать. (Меняется цвет Кляксы.) Я тоже хочу дружить с гласными буквами.
Логопед: Ну что ж, мы тебя прощаем. Наверное, ты поняла, что гласные звуки и буквы всем нужны. Приходи к нам на занятия, где мы учимся правильно произносить звуки, гласные и согласные, знакомимся с буквами. Ну, а вам, дети, за старание и знания, приз от гусеничек. (Вносит яблоко с призом.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР)
Этот конспект и приложения к нему мне особенно дороги, потому что при его подготовке мне помогали замечательные люди. Во-первых, мама придумала стихи для зрительной гимнастики (она у меня всю жизнь до...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР на тему: "Профессии"
Конспект подгруппового логопедического занятияв подготовительной группе на тему: "Профессии"...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема. Весна. Звук Ж
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема. Весна. Звук ЖОбразовательные области:Приоритетная: речевое развитиеВ интеграции: социально-коммуникати...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Домашние животные"
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе Тема «Дары осени»
Дошкольный возраст – важный и неповторимый период в развитии ребенка, особенно в плане развития его речи. Без формирования чистой и правильной речи невозможно приобретать навыки общения и учитьс...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе . Тема «В стране заколдованного звука»
Автоматизировать звук «Л» в словах и предложениях...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР
Тема: Путешествие на остров правильной речи.Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III р.у.)Возраст детей: 6-7летПриоритетная образовательная область: Речевое развитиеИнтеграция образовате...