Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме: "Домашние птицы". Звук ПЬ. Буква П п
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект логопедического занятия в старшей группе
компенсирующей направленности
Тема: «Домашние птицы».
Звук ПЬ. Буква П
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_ptitsy_konspekt.docx | 41.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия в старшей группе
компенсирующей направленности
Тема: «Домашние птицы».
Звук ПЬ. Буква П
Коррекционно-образовательные задачи. Закрепление представлений о домашних птицах, их внешнем виде, образе жизни, повадках. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы» Совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных с суффиксами -онок-, -ёнок). Совершенствование слоговой структуры слов. Знакомство со звуком [Пь]. Развитие фонематических представлений (подбор слов на заданный звук)
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие диалогической речи, слухового внимания, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: конверт, проектор, аудиозапись, сигнальные таблички, мешочки с кормом, листы с заданиями, наклейки с изображением птиц.
Ход занятия
- Организационный момент. [Объявление темы занятия. Создание эмоционально положительного фона]
Логопед встречает детей в группе, организует приветствие, предлагает детям присесть на стульчики.
Логопед: Ребята, сегодня утром к нам в детский сад пришло письмо. Давайте узнаем от кого же оно?
- Основная часть.
Логопед читает письмо: «Дорогие ребята, пишет вам птичница Мария. В моем птичьем дворе произошла беда. Все птицы стали спорить друг с другом, выяснять кто из них важнее? Я никак не могу их успокоить. Прошу вас приехать в гости и навести порядок.
Логопед: Поможем птичнице Марии помирить птиц? (ответы детей)
Л: Отлично. Только дело это будет нелёгким, вам предстоит выполнять много самых разных заданий.
Сейчас я предлагаю стать вам в круг и произнести заклинание, которое поможет нам оказаться на птичьем дворе.
Встали вкруг, покружились,
На птичьем дворе очутились.
Вот мы свами и на месте. Посмотрите, как здесь интересно. (слайд, с изображением пустого птичьего двора). Только вот почему-то пусто, совсем не видно птиц. Почему же они спрятались от нас?
Дети: Видимо они испугались.
Л: Я сейчас загадаю вам загадки об этих птицах, и вы узнаете, кто же от нас прячется?
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами - стук,
Как зовут его - ...
Д: Индюк. (слайд)
Л: Он носом в землю постучит,
Взмахнёт крылом и закричит.
Кричит он даже сонный,
Крикун неугомонный.
Д: петух (слайд)
Л: Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает.
Д: курица (слайд)
Л: Он твердит одно - га-га,
Кто обидел? Где? Когда?
Никого я не боюсь,
Ну конечно это - ...
Д: Гусь. (слайд)
Л: Ходит вразвалку,
Плывёт утюжком.
В пруду поныряет
И снова — пешком.
Лапы широкие, Сплющенный нос…
Что это за птица? Ответь на вопрос!
Д: Утка. (слайд)
Л: Ребята, а как индюка, петуха, гуся, утку назовем одним словом?
Д: Птицы
Л: Какие именно это птицы?
Д: Домашние.
Л: Верно, почему их называют домашними?
Д: Они живут рядом с человеком, и он о них заботиться.
Л: Правильно.
Для то, чтобы подружиться с ними, я предлагаю вам назвать их по-доброму, ласково.
Д/игра «Назови ласково»
Л: Курица?
Д: Курочка
Л: Утка?
Д: Уточка
Слова: индюшка, гусь, петух.
Л: Птицам очень понравилось, как вы вежливо и ласково к ним обращались. Они решили с вами познакомиться.
- Рассматривание картины «На птичьем дворе» и беседа по ней. (Закрепление знаний о домашних птицах. Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние птицы»)-слайд
Л: Кто живет на птичьем дворе? Кого вы увидели на картине?
Д: На птичьем дворе живут домашние птицы?
Л: Как называется домик, где живут домашние птицы?
Д: Птичник
Л: Верно. Как вы думаете, как птичница Мария, заботиться о своих птицах?
Д: Птичница их кормит, дает им воды, чистит им жилище
Л: Какую пользу приносят птицы людям?
Д: Несут яйца, дают людям перья, пух, мясо)
Л: Правильно. Ребята, слышу птицы расшумелись. Давайте послушаем их голоса и отгадаем, кто как кричит. (Логопед включает аудиозапись с голосами домашних птиц)
- Игра «Кто как голос разговаривает?»
петух - кукарекает.
курица – кудахчет
утка – крякает
гусь – шипит, гогочет
индюк – болбочет
цыпленок – пищит
Л: Молодцы, вы правильно отгадали птичьи голоса. Я вижу птицы проголодались, давайте их покормим.
Ига «Покорми домашних птиц»
Ребята, я попросила у Марии много вот таких мешочков с разным кормом. Ваша задача, выбрать только те мешочки с кормом. Которые подойдут птицам. Подойдите вместе и возьмите нужные мешочки.
Дети выполняют задание.
Л: Мешочки, с каким кормом вы взяли?
Д: Мы выбрали мешочек со специальным птичьим кормом, с крупой, кукурузой, с хлебными крошками.
Л: Вы хорошо потрудились, накормили всех птиц.
Л: Ребята, вы знаете, что у птиц точно так же, как и у вас есть своя семья? (ответы детей).
Давайте покажем птицам, как хорошо вы все о них знаете? Назовите членов каждой птичьей семьи.
- Игра «Кто в семье?»
петух – курица – цыпленок.
гусь – гусыня – гусенок;
утка – селезень – утенок;
индюк – индюшка – индюшонок (слайд, с изображением членов птичьих семей)
Л: Отлично, всё правильно назвали.
Петушок,
- Упражнение «Петух»
Шел по берегу петух,
(высокий шаг, «крылья»)
Поскользнулся,
(«мельница»)
В речку - бух!
(наклоны)
Будет знать петух,
Что впредь
(грозят указательным пальцем правой руки)
Надо под ноги смотреть!
Л: Ребята, пока мы ходили ходили вместе с петухом мамы -птицы потеряли своих детенышей.
Помогите каждой меме найти своего детеныша. Для этого возьмите листочки, которые находятся у вас на столах, проведите на них сначала линии от мамы птицы к детенышу. А затем раскрасить картинки.
- Работа на бумажных листах.
Дети выполняют задание. Соединяют картинку курица с цыпленком, утки с гусенком, индюшки с индюшонком, гусыни с гусенком, затем раскрашиваю птиц.
- Игра «Будь внимателен» [Развитие навыков фонематического анализа. Определение место звука в словах]
Логопед раздаёт детям «Сигнальные таблички»
Сейчас мы свами поиграем. Я буду называть вам слова, а вы должны определить в них место [пь].Но прежде чем приступить к игре, расскажите какой он звук Пь.
Д: Согласный, воздух встречает преграду-губы.
Л: Верно, а по твёрдости-мягкости, как я его произнесла?
Д: Мягкий
Л: Звенело ли ваше горлышко?
Д: Нет, звук глухой.
Далее логопед произносит слова со звуком пь (петух, пингвин, пил, перо и т.д)
Л: Молодцы, вы всё правильно назвали.
Посмотрите, что я увидела на птичьем дворе. (Картинки на слайде)
- Игра «Чей, чья, чьё?»
Л: Чей это хвост?
Д: Это петушиный хвост.
Л: Чье перо?
Д: Это гусиное перо.
Л:Чей след?
Д: Это утиный след
Л: Чья голова?
Д: Это куриная голова.
Л: Здорово, вы хорошо справились и с этим заданием.
Я не пойму, мне показалось, что на птичьем дворе появились чужие птицы. Посмотрите на слайд и назовите лишнюю птицу.
- Игра «Четвертый лишний»
Картинки (курица-петух-утка-синица; ласточка, индюк, гусь, утка; гусёнок-воробей, цыплёнок, утёнок; гусь, утка, голубь, петух) -слайд
- Окончание занятия. (Оценка работы детей)
Ребята вы справились со всеми заданиями, подружили домашних птиц друг с другом. Птицы убедились, что все они важные, нужные, приносят пользу людям. Птичница Мария очень вам благодарна за помощь. В знак благодарности, она вам дарит красочные наклейки, с изображением домашних птиц. Нам пора возвращаться в группу.
Занятие 2
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние птицы». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных с предлогами, образование однокоренных слов). Совершенствование навыков звукового анализа и синтеза. Выделение звука [Пь] из ряда звуков, слогов, слов. Развитие синтаксической стороны речи (знакомство с понятием предложение).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие фонематических представлений, зрительного внимания, восприятия, речевого слуха, связной речи, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением, тактильных ощущений.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование: проектор, предметные картинки, с изображением птицы и корма, мяч, прописи, карандаши., букварь.
Ход занятия
- Организационный момент [Создание эмоционально положительного фона занятия. Актуализация словаря по теме «Домашние птицы». Развитие памяти и зрительного внимания.]
Логопед приглашает детей и здоровается с ними, предлагает занять места рядом со стульчиками.
Логопед: Я разрешу сесть тому, кто вспомнит название домашних птиц.
Дети по очереди называют птиц и садятся на места.
Л: А теперь я проверю, действительно ли хорошо вы знаете домашних птиц. Сейчас вы отгадаете птиц по их тени (слайд)
Дети выполняют задание
Л: Вспомните, что едят домашние птицы. Соедините картинку, на которой нарисована птица, с картинкой-кормом.
Логопед раздаёт детям предметные картинки. Дети подбирают картинку с кормом для своей птицы.
Л: Вы хорошо выполнили задание. И сегодня мы будем вновь говорить о домашних птицах, познакомимся с новой буквой, поиграем и почитаем.
- Игра с мячом «Слова одной семейки» (Образование однокоренных слов)от слова петух)
Л:Сейчас мы с вами попробуем образовать слова от названия домашней птицы гусь. Я даю вам задание и бросаю мяч, вы ловите мяч, образуете слово с одной семейки со словом гусь и бросаете мяч мне. Как назвать маленького петуха?
1-й ребёнок. Петушок.
Л: А еще как можно назвать?
2-й ребёнок. Петушенок
Л: А как назвать большого петуха?
3-й ребёнок. Петушище
Л: Как можно назвать хвост петуха?
4-й ребёнок. Петушиный.
Л: Молодцы! Отлично.
- Упражнение «Присядь, когда услышишь звук[пь]». [Развитие фонематического восприятия, речевого слуха, памяти.
Логопед убирает мяч и предлагает детям рассредоточиться по ковру.
Л: А теперь скажите мне, с какого звука начинаются все образованные слова?
Д: со звука пь.
Л: Произнесите этот звук и дайте ему характеристику. Расскажите всё об этом звуке.
Д: Согласный, мягкий, звонкий, обозначается зелёным цветом.
Л: Сейчас я буду произносить слова, а вы когда услышите звук пь будете приседать.
Л: птица, яйцо, пингвин, перо, купил, поил, пух, пищит….
Дети выполняют задание логопеда
- «Найди лишнюю птицу»
На слайде картинки птиц
Л: Ребята посмотрите на доску. Кого вы увидели?
Д: птиц.
Л: Посмотрите внимательно и назовите лишнюю птицу?
Дети выполняют задание
Л: молодцы
- Работа по книге «Мой букварь»
Л: Посмотрите на верхнюю правую часть страницы. Кого вы видите?
Д: Ребят. Мальчика и девочку.
Л: Правильно, мальчика зовут Павел, а девочку Полина. С какого звука начинаются имена детей?
Д: Со звука П.
Л:Посмотрите на картинку и назовите еще слова с этим звуком.
На письме звуки п и пь обозначаются буквой П. Посмотрите на нее. На что она похожа?
Д: Перекладина, турник, качеля.
Л: Почему под буквой два кружочка? Синий и зеленый?
Д; Буква П обозначает два звука.
Л: Сколько частей у буквы?
Д: Три.
Л: Какие?
Д: Две длинные палочки и одна покороче.
Л: Верно.
- Пальчиковая гимнастика
Давайте разотрем каждый пальчик так, чтобы почувствовать тепло. А теперь с помощью пальцев рук построим букву П.
- Работа в прописи
Л: Возьмите в руку простые карандаши, давайте напишем букву П в воздухе.
А теперь откроем прописи и напишем в них букву П.
Дети печатают в тетрадях-прописях
- Игра «Составь предложения»
Л: Ребята, веселый петушок (слайд) предлагает вам придумать предложения о его друзьях домашних птицах.
Составьте предложение словами гусыня , яцйа.
Ребенок: Гусыня снесла яйца
Л:хвост, индюк.
Ребенок:У индюка красивый хвост.
Аналогично составляют предложения со словами: гусь, перо, корм, птицы, двор, птичница и т.д.
- Окончание занятия (Оценка работы детей)
Логопед предлагает детям вспомнить чем они занимались, какие задания выполняли. Что понравилось больше всего, а что показалось сложным.
Занятие3
Коррекционно-образовательные задачи. Активизация и актуализация словаря по теме «Домашние птицы». Совершенствование грамматического строя речи (употребление имен существительных в форме родительного падежа). Совершенствование навыка слогового и звукового анализа слов. Совершенствование навыков составления и чтения и печатания слогов и слов с буквой П. Развитие синтаксической стороны речи (закрепление понятия предложение, составление предложений по картинкам).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие зрительного внимания и восприятия, общей, и тонкой моторики, координации речи с движением, фонематического восприятия и представлений.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности
Оборудование: бумажные листы, трафареты «Птицы», карандаши, картинки-домики, предметные картинки, с изображением домашних птиц, разрезные картинки, мяч, прописи.
Ход занятия
- Организационный момент
Логопед встречает детей в группе, здоровается с ними предлагает подойти к столу, собрать разрезные картинки.
Дети выполняют задание.
Л: кто у вас получился на картинках?
Дети перечисляют названия картинок.
Л:Как мы их назовем одним словом?
Д: Домашние птицы.
Л: Молодцы. Напомните мне, какую пользу они приносят людям?
Д: Несут яйца, дают мясо, пух, перо.
Л: Вы хорошо все запомнили
- Упражнение «Обводилочка и штриховка»
Л: Возьмите трафареты и листочки, которые находятся у вас на столах и пододвиньте. Сейчас каждый из вас будет обводитьту птицу, которую я ему скажу.
Ваня обведет утку, Вика-гуся, Богдан-петуха, Саша-курицу и т.д
Дети обводят «Домашних птиц»(трафарет контур)
Л: У вас получились очень аккуратные птицы. А сейчас сделайте на них красивые штрихи, как у меня на доске.
Покажите какие теперь домашние птицы получились.
Ребята, сейчас я хочу послушать о ваших птицах. Для этого каждый из вас немножко расскажет о ней.
- Упражнение «Подбери признак»
Л: Курочка какая?
Ребенок- маленькая, серенькая, красивая.
Л:Петух какой?
Ребенок крикливый, большой, краснобородый.
Л: Утка какая?
Ребенок: Серая, маленькая, домашняя, коротколапая.
Аналогичную работу выполняют все дети.
- «Рассели по домикам»
Ребята, у меня на доске находятся домики, вы хорошо с ними знакомы. Сейчас я раздам вам картинки с изображение домашних птиц. Ваша задача определить сколько слогов в названии вашей птицы. Отправить в тот домик, сколько слогов. Если 1 слог в названии значит птица будет жить в первом домике с 1 окошком, если 2, то во втором с двумя и т.д
Логопед раздаёт картинки детям.
Л: Саша какая у тебя птица?
Ребёнок: У меня утка. В слове утка два слога. Значит утка будет жить во 2 домике.
Л: Семен кто у тебя?
Д: У меня гусь в слове гусь 1 слог. Отправляю гуся в 1 домик.
Слова: индюк, курица, цыпленок, утята, селезень, гусята, цыпленок.
Л: Молодцы, вы всё правильно сделали.
- Упражнение «Скажи наоборот»
Логопед приглашает детей пройти на коврик. Я буду называть вам слова, а вы мне должны сказать наоборот. Во время выполнения упражнения будем перебрасывать друг другу мяч.
Л: У гуся длинная шея, а у курицы?
Д: Короткая
Л:У Петуха длинный хвост , а у курицы?
Д: короткий
Л: Гусь высокий, а утка?
Д:низкая и т.д.
- Пальчиковая гимнастика
Раз, два – шли утята.
Три, четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал,
А восьмой уже устал.
А девятый всех догнал,
А десятый напугал.
Громко, громко запищал:
Пи – пи – пи! Не пищи,
Мы тут рядом, поищи.
- Работа в прописи
Печатание слогов, слов с буквой П
- Игровое упражнение «Хлопай не зевай» (развитие фонематических представлений
Л: Послушайте меня внимательно и хлопните в ладоши. когда услышите звук Пь: мышка, пирамидка, Петя, мишка, письма, лиса, кошка, пионер, кага, песня.
Дети выполняют задания.
Л:Вы отлично справились.
- Упражнение «Составь предложение»
Л: Я буду называть слова, ваша задача составить из них предложения, подружить их.
Л: Лапки, гуся, у, красные
Д: У гуся красные лапки
Л: Корм птичница птицам дает
Д: Птичница даёт корм птицам
Л: крякать умеет громко утка
Д: Утка умеет громко крякать
Л: У вас получились хорошие предложения.
- Окончание занятия (Оценка работы детей)
Логопед предлагает детям перечислить все задания, которые они выполнили. Затем оценивает работу каждого ребенка.
Занятие 4
Коррекционно-образовательные задачи. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Домашние птицы». Совершенствование умения задавать вопросы. Обучение составлению рассказа по картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных).
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, мышления, памяти, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, общей и тонкой моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Воспитание бережного отношения к живой природе.
Оборудование: плоскостные изображения птиц, мешочек, раскраски с изображением домашних птиц, схема для рассказа, цветные карандаши.
Ход занятия
- Организационный момент (Развитие тактильной чувствительности, актуализация словаря по теме «Домашние птицы»)
Логопед встречает детей с мешочком в руках и предлагает им по очереди опустить руку в мешочек, нащупать плоскостное изображение птицы и назвать её. Дети выполняют задание. Логопед приглашает их в кабинет. Дети садятся на стульчики, стоящие вокруг стола, и кладут плоскостные изображения перед собой.
- Подбор слов со звуком Пь.
Л: Ребята, я предлагаю у строить небольшое соревнование. Я разделю вас на две команды. Вы должны назвать слова со звуком Пь. Побеждает та команда, которая назовет больше слов.
Л: Хорошо, много слов назвали с нужным звуком.
- Игровое упражнение «Подбери действие»
Л: Ребята ответьте на мом вопросы
Л: Петух что делает?
Д: Кукарекает, кричит, ходит, ищет.
Л: Утка что делает?
Д: Крякает, ходит.
Л: Гусь что делает?
Д: Гогочет, шипит, клюет и т.д.
- «Назови части птицы»
Л: Вспомните и назовите части домашней птицы
Д: Туловище, голова, лапы, крылья, хвост, перья, клюв, гребешок.
- Пальчикова гимнастика «Уточка»
- Составление описательных рассказов о домашних птицах по коллективно составленному плану
Л: Давайте вспомним план рассказа о птице, который мы составляли на индивидуальной работе.
С чего начнете рассказ?
Д: Мы назовем птицу и скажем, что она домашняя
Л: Затем что опишите?
Д: Потом скажем, какая она по размеру и окраске.
Л: Затем, что опишите?
Д: Мы опишем части тела
Л: Далее?
Д: Расскажем какой голос подает, чем питается, как передвигается, кто детеныши.
Л: Затем?
Д: Где живет
Л:Чем закончите рассказ?
Д: Какую пользу приносит людям.
Л: Подумайте несколько минут и начинайте рассказывать по очереди.
Составление рассказов детьми.
- Работа с раскраской
Возьмите раскраски, на столе и сделайте ваших птиц красивыми.
- Окончание занятия (Оценка работы детей)
Логопед оценивает детям оценить работу друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического раз...
Презентация логопедического занятия в старшей группе к лексической теме : "Домашние животные и их детеныши"
Цели образовательной работы: расширять кругозор детей; формировать заботливое отношение к домашним животным и их детенышам, закрепить знания об их назначении и пользе для человека....
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической теме Домашние животные
Конспект логопедического занятия в старшей группе по лексической темеДомашние животные подготовилаучитель - логопедФадеева Я. А....
Конспект логопедического занятия с использованием компьютерной обучающей программы «Играем и учимся». «Звук и буква А»
Представлен авторский конспект логопедического занятия на тему "Звук и буква А"....
Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста по теме "Домашние животные"
Конспект логопедического занятия для старшего дошкольного возраста по теме "Домашние животные"...
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с ТНР. Звук [ы] Буква Ы
В данном конспекте даны игры и упражнения, где дети закрепляют навык четкого произношения звука [ы], знакомятся с буквой ы....
Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему: "Дифференциация согласных звуков "
Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащи...