Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности на тему: "Дифференциация согласных звуков "
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Шурховецкая Ирина Александровна

Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой. Дифференцируя звуки, мы учим ребёнка различению (смешиваемых) звуков, учим правильному употреблению их в речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dif_sogl_zvukov.docx23.85 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 1 г. Кропоткин

Дифференциация согласных звуков

 в подготовительной

группе компенсирующей направленности.

                                                                             Составила:

Учитель-логопед Шурховецкая И.А.

2023г.

                Тема: «Дифференциация согласных звуков».

Цель: 

Формировать навык различения гласных и согласных звуков и букв.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Закреплять навыки различения гласных и согласных звуков.
  2. Закреплять знания о характеристиках звуков.
  3. Развивать навыки звукобуквенного анализа слов.
  4. Совершенствовать буквенный гнозис и праксис.
  5. Развивать навыки звукового анализа и синтеза.
  6. Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.
  7. Формировать навыки словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • Совершенствовать фонематическое восприятие; артикуляционную моторику, мимические мышцы лица;
  • Развивать плавный выдох, подвижность органов артикуляционного аппарата.
  • Систематизировать знания об осени и осенних явлениях;
  • Активизировать словарь по данной теме.

Воспитательные:

  • Воспитывать положительную мотивацию к занятиям.
  • Воспитывать усидчивость, аккуратность, организованность, дисциплинированность.
  •  Воспитывать интерес к занятиям с логопедом.
  • Расширять представления об окружающем мире и воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: листья деревьев, картина «Осень», муляжи овощей , предметные картинки, плакат «Сентябрь», карточки со словами , карточки с набором букв, карточки с письменными заданиями, компьютер.        

Ход урока:

I. Организационный момент.

1. Приветственное слово учителя-логопеда. 

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами будем учиться различать согласные звуки. Мы с вами уже знаем, что гласные отличаются от согласных тем, что произносятся голосом, без каких либо преград, а вот согласные -наоборот, произносятся с помощью язычка, горлышка, губ, мышц рта.

        

II. Актуализация опорных знаний.

Отгадайте загадку.

Дни стали короче,

Длиннее стали ночи.

Урожай собирают,

Когда это бывает? (Осенью)

Логопед:  Ребята, сегодня поговорим про осень, и проведём дыхательную гимнастику.

Работа по развитию дыхания.

1. Развитие мимических мышц.

-Вот после осеннего дождя выглянуло солнышко, и вы улыбнулись, обрадовались.

-Но вдруг набежала тучка, и вы нахмурились, огорчились.

-Но ветер унес тучки, и вы снова улыбнулись.

1. Упражнения на развитие длинного плавного выдоха.

Логопед: Как дует ветер? Давайте сдуем  листики с руки.

Логопед:  А сейчас проведём артикуляционную гимнастику:

2. Артикуляционная гимнастика.

2. Упражнения на развитие подвижности органов артикуляции.

- «Язычок вышел погулять. Посмотрел на небо, на травку, влево, вправо. Удивился: «Ах! Как красиво вокруг!» Улыбнулся язычок (губы в улыбке), «Ух! Хорошо» (губы трубочкой)», а теперь почистил зубки – упражнение «Чистим зубки», ну и конечно он захотел подкрепиться , решил съесть вкусного варенья, упражнение «Вкусное варенье», теперь он поиграл в футбол, упражнение «Футбол», и решил присесть под грибок, отдохнуть – упражнение «Грибок».

III. Изучение нового материала.

 (Выставляется картинка «Осень»)

Логопед: Ребята, давайте мы с вами поиграем в игру «Вопрос-ответ», я буду задавать вам вопросы об осени, а вы будете на них отвечать, глядя на эту картинку.

Упражнения по развитию лексико-грамматической стороны речи.

Приходит (что?)-…

Плывут (что?)-…

Дует (что?)-…

Вянут (что?)-…

Желтеют (что?)-…

Улетают (кто?)-…

Готовятся к зиме (кто?)-…

Моросит (что?)-

-«Подбери признак»

Листья осенью (какие?)-…

Дождь осенью (какой?)-…

Погода осенью (какая?)-…

- Игра «Один – много»

Дождь – дожди, день - …., ветер - …,

туча - …, дерево - …, лист - …,

трава - …, гриб - ….

IV. Сообщение темы урока.

Логопед:  Сегодня мы будем ЗАКРЕПЛЯТЬ умения различать гласные и согласные звуки

1) Отличия гласных и согласных звуков.

- Перечислим все отличия гласных и согласных звуков (пособие на доске).

Гласные

Согласные

можно петь

нельзя петь

нет преграды

преграда

(рис. губы, зубы, язык)

голос

шум

шум+голос


2) Развитие долговременной памяти.

Логопед: Разучим стихотворение.

Если гласный говорят -

Нет во рту у нас преград.

А если согласный сказать надо

Во рту возникает преграда.

Логопед: На письме звуки обозначаются буквами.

-Каким цветом обозначаются  гласные звуки ? - красным, а  согласные? – синим.

-Сколько гласных букв мы с вами знаем? (а, о, у, и, ы, е, ё, э, ю, я- их 10)

-Cколько согласных букв? (21, и ъ б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ, )

3) Развитие фонематического восприятия.

Игра «Выбери картинку»

- Назовите предметы на картинках (10 предметов).

- Назовите только те, в названиях которых вы слышите звук

А - 8 картинок (АВТОБУС, АРБУЗ, АПЕЛЬСИН, ТЫКВА, ИГРУШКА,РЫБА, ПАЛЬТО, АНАНАС)

О - 2 карт.( ПАЛЬТО, АВТОБУС)

У – 5 карт.(ДУБ, ЛУК, УЛИТКА,АРБУЗ, АВТОБУС)

Ы – 2 карт. (РЫБА, ТЫКВА).

V. Работа над закреплением гласных и согласных.

Прочитайте слова, назовите (согласные). Посчитайте буквы, напишите количество. Учитель даёт образец. (Дети выходят к доске)

Слова: дождь, осень, листья, ветер, сентябрь.

Работа над словообразованием.

  1. Отгадайте, о чём мы будем говорить дальше.

Загадка.

Растут – зеленеют.

Упадут – пожелтеют.

Полежат – почернеют.

- Правильно, ребята, это листья.

- Назовите ласково «лист». (Листочек)

- Как называется явление, когда падают листья? (Листопад)

- Узнайте, какое слово я загадала (логопед по звукам произносит слово «л,и,с,т,и,к».

  1. Логопед показывает листья с различных деревьев и кустарников:

берёза, осина, рябина, клён, ива, дуб.

- С какого дерева лист? (с берёзы)

- Значит, какой это лист? (берёзовый лист).

Далее проводится аналогичная работа и с листьями других деревьев: клён – кленовый, рябина – рябиновый, ива – ивовый, дуб – дубовый и т.д.

  1. Логопед выставляет листья, дети внимательно разглядывают их. Затем закрывают глаза, а логопед убирает один лист.

- Какого листа не стало?

Развитие буквенного праксиса, гнозиса, фонематических представлений.

Игра «Волшебный мешочек» или «Чудесная корзина».

- В «Волшебном мешочке» перемешались муляжи овощей.

Подходите по одному. Доставай овощ, ощупывай, узнавай.

Называем первый звук, даём ему полную характеристику?

VI.  Итоги урока. Рефлексия.

Логопед: О каком времени года говорили?

- Какие звуки мы сегодня учились различать?

- Чем они различаются?

(Можно дать дом. задание на печатных листочках).

Оценка деятельности детей. Рефлексия.

Логопед:  Подойдите все к лесенке успеха.

- Соберите пазл «Осень и Смешарики».

- Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо. Наведите порядок на столах.

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cловах»

Конспект  открытого коррекционно-образовательного занятия по развитию фонетических средств языка в старшей группе компенсирующей направленности  по теме: «Дифференциация звуков С – Ш в cлова...

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Представляю вашему вниманию конспект логопедического занятия для детей 4-5 лет....

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с ОНР (с участием родителей)

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующейнаправленности для детей 6-7 лет с ОНР(с участием родителей)...

Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по теме «Дифференциация звуков [П-Б]. Буквы – П и Б»

Цели данного занятия: диффегенциация звуков [П] - [Б], закрепление знаний букв "П", "Б". На занятии формируется умение выделять и различать закрепляемые звуки П - Б; закрепить обра...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему "Осень" (Подготовительная группа) Цели :Коррекционно-образовательная: - закреплять и...

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ».

Конспект логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей от 5 до 6 лет «Звук [в], [в’] ». Цели:- Коррекционно-образовательные: Знакомство с согласн...