Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
    план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

     Вдовина Ирина Александровна

    В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического развития. В ходе занятия с использованием презентации у детей закрепляются представления о деревне и домашних птицах, обогащается словарный запас, развивается логическое мышление, воспитывается любовь к птицам и животным .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_ikt.doc44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием компьютерных технологий для детей  подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

    Тема: Домашние птицы.

    Цель занятия: закреплять  представления детей о домашних птицах.

    Задачи:

    - активизировать   словарь по теме «Домашние птицы»;

    - обучать составлению простых и распространенных предложений;

    - формировать  умения образовывать сложносочиненные предложения с противительным союзом «а»;

    - упражнять   в образовании множественного числа существительных;

    -  упражнять в образовании  уменьшительно-ласкательных форм    существительных;

    - развивать  речь  с использованием пальчиковой гимнастики;

    - развивать слуховое  восприятие и внимание;

    - обучать детей гимнастике для глаз с целью  снятия переутомления;

     - продолжать воспитывать уважение к сверстникам и педагогу: умение слушать, не перебивать друг друга.

    Оборудование:  презентация на компьютере, звукозапись 1 «Электричка», звукозапись 2 «Голоса птиц», мяч, яйцо, перо, пух,  предметные картинки,  речевой материал.

    Ход занятия

    1 Организационный момент.

    Логопед приглашает детей в кабинет, где на столе стоит компьютер.

    Дети проходят к столу и садятся на стульчики. На экране компьютера  изображена электричка.

    Логопед. Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправимся на электричке в деревню. Давайте послушаем и изобразим звук движущихся вагончиков.

    Логопед включает на компьютере звукозапись «Электричка»

     Дети.  Чух-чух-чух. Чух-чух-чух.

    2 Сообщение темы занятия.

    На экране компьютера изображение деревни и птичьего двора.

    Логопед.  Вот и наша остановка. Мы прибыли в деревню и отправимся на птичий двор. Кто мне скажет, кого мы там увидим: диких или домашних птиц?

    Дети.  На птичьем дворе мы увидим домашних птиц.

    Логопед.  А почему их называют домашними птицами?

    Дети.  Потому что они живут рядом с домом  человека.

    Логопед.  Мы  сегодня поговорим о домашних птицах.

    3 Актуализация словаря по теме «Домашние птицы».

    Логопед вывешивает на доску картинки с изображением домашних птиц. Просит детей подойти к доске.

    Логопед.  Ребята, давайте вспомним, каких вы знаете домашних птиц. Назовите картинки по образцу: «Это курица».

    Дети называют картинки.

    Логопед.  Кто знает, где живут домашние птицы? Как называется дом, который человек построил для них? Свой ответ дайте в виде полного предложения, начиная со слов: «Птицы живут в…».

     Ребенок. Птицы живут в птичнике.

    4 Упражнение в образовании множественного числа существительных.

    Логопед берет мяч и приглашает детей встать в круг.

    Логопед.  Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много». Я буду называть одну птицу, а вы много. Например: «Индюшка – индюшки».

    Дети играют в игру «Один – много».

    5 Развитие речи с использованием пальчиковой гимнастики.

    Логопед. Ребята, покажите мне свои ручки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков. Повторяйте за мной.

    Логопед произносит по слогам слова стихотворения и загибает по очереди пальцы рук при произнесении слогов. Дети выполняют пальчиковую гимнастику и повторяют за логопедом стихотворение.

    Я здо-ро-ва-юсь ве-зде:

                                                   До-ма и на у-ли-це.

                Да-же «здрав-ствуй» го-во-рю

     Я со-сед-ской ку-ри-це.

    6 Формирование умения образовывать сложносочиненные предложения с противительным союзом «а».

    Дети садятся за стол. На экране компьютера картинка с изображением домашних птиц и коровы на птичьем дворе.

    Логопед.  Дети, посмотрите, кто лишний на птичьем дворе? Кого мы там не встретим и почему?

    Ребенок. Корова лишняя, потому что она – домашнее животное, а не птица.

     Логопед.  А как вы определили, что это животное, а не птица?

    1 Ребенок. У коровы нет крыльев.

    2 Ребенок. У нее на голове рога.

    Логопед.  Давайте посмотрим, что общего у домашних птиц и животных, и в чем же состоят различия.

    На экране компьютера изображена корова и петух.

    Логопед. Петух – это кто птица или животное? А корова?

    1 Ребенок. Петух – это домашняя птица.

    2 Ребенок. Корова – это домашнее животное.

    Логопед. Назовите, что общего у коровы и петуха.

    1 Ребенок. У петуха и коровы есть голова, тело, хвост, лапы.

    Логопед. У птиц и животных есть много общего, а отличий еще больше. Сравните их по образцу: « У коровы на голове рога, а у петуха гребешок».

    Дети сравнивают корову и петуха.

    7 Гимнастика для глаз.

    Логопед. Ребята, кто мне напомнит, какой сегодня день недели?

    1 Ребенок. Среда.

    Логопед. Давайте сделаем гимнастику для наших глазок. 

    В среду в жмурки мы играем,

                                             Крепко глазки закрываем.

                                             Раз, два, три, четыре, пять,

                                             Будем глазки открывать.

                                             Жмуримся и открываем

                                             И занятие мы продолжаем.

    Дети выполняют гимнастику для глаз.

    8 Упражнения на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

    На экране компьютера изображены птенцы и птицы (утка, гусыня, индюшка, курица).

    Логопед.  Птенцы далеко ушли от своих мам и потерялись на птичьем дворе. Найдите каждому птенцу маму. Отвечайте по образцу: «У утенка мама утка».

    Дети называют мам птенцов.

    9 Развитие слухового восприятия и внимания.

    Логопед.  Птички голодные и просят есть.  Закройте глаза и послушайте голоса домашних птиц.

    Логопед включает звукозапись «Голоса домашних птиц».

    10 Упражнения на образование простых и распространенных предложений.

    Логопед. Давайте вспомним, как домашние птицы подают голос. Отвечайте полными предложениями.

    1 Ребенок Гусь гогочет.

    2 Ребенок. Утка крякает.

    3 Ребенок. Индюк болобочет.

    1 Ребенок. Курица кудахчет.

    2 Ребенок. Петух кукарекает.

    Логопед. Давайте покормим наших птичек. Что они любят есть?

    Ребенок.  Домашние птицы едят хлеб, фрукты, зерна.

    Логопед. Выберите любую птицу и скажите, чем вы ее хотите угостить.

    Я, например, накормлю гуся яблоками.

    Дети отвечают по образцу логопеда.

    11 Уточнение и активизация словаря по теме.

    Логопед.  Человек бережно ухаживает за домашними птицами: он строит удобное жилье для них - птичник, кормит, поит.  За это человеку  куры, индюшки и гуси приносят пользу, как вы думаете -  какую?

    Дети отвечают: куры несут яйца, у домашних птиц - мягкий пух и перья.

    Логопед. Посмотрите, что я принесла. Как эти предметы можно использовать в хозяйстве?

    Логопед кладет на стол яйцо, перо, пух.

    1 Ребенок. Из яиц готовят еду.

    2 Ребенок. Из перьев делают подушки.

    3 Ребенок. Из пуха вяжут  платки.

    12 Итог занятия

    Логопед.  Ребята, нам с вами пора возвращаться в город. Вспомните, где мы побывали сегодня? Кого мы повстречали на птичьем дворе? Чем мы сегодня занимались?

    Дети подводят итоги занятия, логопед дает оценку деятельности детей на занятии.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

    Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

    Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

    Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

    Особенности неречевых психических функций у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи дошкольного возраста

    Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами специальных дошкольных и школьных   образовательных     учреждений,        является...