Конспект логопедического занятия с использованием компьютерных технологий по теме "Домашние птицы" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Гречко Ирина Александровна

В данном конспекте представлено занятие, направленное на развитие лексико-грамматического строя речи у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи (III уровень развития речи) и задержкой психического развития. В ходе занятия с использованием презентации у детей закрепляются представления о деревне и домашних птицах, обогащается словарный запас, развивается логическое мышление, воспитывается любовь к птицам и животным .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_s_ispolzovaniem_ikt.doc44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия с использованием компьютерных технологий для детей  подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Тема: Домашние птицы.

Цель занятия: закреплять  представления детей о домашних птицах.

Задачи:

- активизировать   словарь по теме «Домашние птицы»;

- обучать составлению простых и распространенных предложений;

- формировать  умения образовывать сложносочиненные предложения с противительным союзом «а»;

- упражнять   в образовании множественного числа существительных;

-  упражнять в образовании  уменьшительно-ласкательных форм    существительных;

- развивать  речь  с использованием пальчиковой гимнастики;

- развивать слуховое  восприятие и внимание;

- обучать детей гимнастике для глаз с целью  снятия переутомления;

 - продолжать воспитывать уважение к сверстникам и педагогу: умение слушать, не перебивать друг друга.

Оборудование:  презентация на компьютере, звукозапись 1 «Электричка», звукозапись 2 «Голоса птиц», мяч, яйцо, перо, пух,  предметные картинки,  речевой материал.

Ход занятия

1 Организационный момент.

Логопед приглашает детей в кабинет, где на столе стоит компьютер.

Дети проходят к столу и садятся на стульчики. На экране компьютера  изображена электричка.

Логопед. Здравствуйте ребята. Мы сегодня с вами отправимся на электричке в деревню. Давайте послушаем и изобразим звук движущихся вагончиков.

Логопед включает на компьютере звукозапись «Электричка»

 Дети.  Чух-чух-чух. Чух-чух-чух.

2 Сообщение темы занятия.

На экране компьютера изображение деревни и птичьего двора.

Логопед.  Вот и наша остановка. Мы прибыли в деревню и отправимся на птичий двор. Кто мне скажет, кого мы там увидим: диких или домашних птиц?

Дети.  На птичьем дворе мы увидим домашних птиц.

Логопед.  А почему их называют домашними птицами?

Дети.  Потому что они живут рядом с домом  человека.

Логопед.  Мы  сегодня поговорим о домашних птицах.

3 Актуализация словаря по теме «Домашние птицы».

Логопед вывешивает на доску картинки с изображением домашних птиц. Просит детей подойти к доске.

Логопед.  Ребята, давайте вспомним, каких вы знаете домашних птиц. Назовите картинки по образцу: «Это курица».

Дети называют картинки.

Логопед.  Кто знает, где живут домашние птицы? Как называется дом, который человек построил для них? Свой ответ дайте в виде полного предложения, начиная со слов: «Птицы живут в…».

 Ребенок. Птицы живут в птичнике.

4 Упражнение в образовании множественного числа существительных.

Логопед берет мяч и приглашает детей встать в круг.

Логопед.  Ребята, давайте поиграем в игру «Один – много». Я буду называть одну птицу, а вы много. Например: «Индюшка – индюшки».

Дети играют в игру «Один – много».

5 Развитие речи с использованием пальчиковой гимнастики.

Логопед. Ребята, покажите мне свои ручки. Давайте сделаем гимнастику для пальчиков. Повторяйте за мной.

Логопед произносит по слогам слова стихотворения и загибает по очереди пальцы рук при произнесении слогов. Дети выполняют пальчиковую гимнастику и повторяют за логопедом стихотворение.

Я здо-ро-ва-юсь ве-зде:

                                               До-ма и на у-ли-це.

            Да-же «здрав-ствуй» го-во-рю

 Я со-сед-ской ку-ри-це.

6 Формирование умения образовывать сложносочиненные предложения с противительным союзом «а».

Дети садятся за стол. На экране компьютера картинка с изображением домашних птиц и коровы на птичьем дворе.

Логопед.  Дети, посмотрите, кто лишний на птичьем дворе? Кого мы там не встретим и почему?

Ребенок. Корова лишняя, потому что она – домашнее животное, а не птица.

 Логопед.  А как вы определили, что это животное, а не птица?

1 Ребенок. У коровы нет крыльев.

2 Ребенок. У нее на голове рога.

Логопед.  Давайте посмотрим, что общего у домашних птиц и животных, и в чем же состоят различия.

На экране компьютера изображена корова и петух.

Логопед. Петух – это кто птица или животное? А корова?

1 Ребенок. Петух – это домашняя птица.

2 Ребенок. Корова – это домашнее животное.

Логопед. Назовите, что общего у коровы и петуха.

1 Ребенок. У петуха и коровы есть голова, тело, хвост, лапы.

Логопед. У птиц и животных есть много общего, а отличий еще больше. Сравните их по образцу: « У коровы на голове рога, а у петуха гребешок».

Дети сравнивают корову и петуха.

7 Гимнастика для глаз.

Логопед. Ребята, кто мне напомнит, какой сегодня день недели?

1 Ребенок. Среда.

Логопед. Давайте сделаем гимнастику для наших глазок. 

В среду в жмурки мы играем,

                                         Крепко глазки закрываем.

                                         Раз, два, три, четыре, пять,

                                         Будем глазки открывать.

                                         Жмуримся и открываем

                                         И занятие мы продолжаем.

Дети выполняют гимнастику для глаз.

8 Упражнения на образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.

На экране компьютера изображены птенцы и птицы (утка, гусыня, индюшка, курица).

Логопед.  Птенцы далеко ушли от своих мам и потерялись на птичьем дворе. Найдите каждому птенцу маму. Отвечайте по образцу: «У утенка мама утка».

Дети называют мам птенцов.

9 Развитие слухового восприятия и внимания.

Логопед.  Птички голодные и просят есть.  Закройте глаза и послушайте голоса домашних птиц.

Логопед включает звукозапись «Голоса домашних птиц».

10 Упражнения на образование простых и распространенных предложений.

Логопед. Давайте вспомним, как домашние птицы подают голос. Отвечайте полными предложениями.

1 Ребенок Гусь гогочет.

2 Ребенок. Утка крякает.

3 Ребенок. Индюк болобочет.

1 Ребенок. Курица кудахчет.

2 Ребенок. Петух кукарекает.

Логопед. Давайте покормим наших птичек. Что они любят есть?

Ребенок.  Домашние птицы едят хлеб, фрукты, зерна.

Логопед. Выберите любую птицу и скажите, чем вы ее хотите угостить.

Я, например, накормлю гуся яблоками.

Дети отвечают по образцу логопеда.

11 Уточнение и активизация словаря по теме.

Логопед.  Человек бережно ухаживает за домашними птицами: он строит удобное жилье для них - птичник, кормит, поит.  За это человеку  куры, индюшки и гуси приносят пользу, как вы думаете -  какую?

Дети отвечают: куры несут яйца, у домашних птиц - мягкий пух и перья.

Логопед. Посмотрите, что я принесла. Как эти предметы можно использовать в хозяйстве?

Логопед кладет на стол яйцо, перо, пух.

1 Ребенок. Из яиц готовят еду.

2 Ребенок. Из перьев делают подушки.

3 Ребенок. Из пуха вяжут  платки.

12 Итог занятия

Логопед.  Ребята, нам с вами пора возвращаться в город. Вспомните, где мы побывали сегодня? Кого мы повстречали на птичьем дворе? Чем мы сегодня занимались?

Дети подводят итоги занятия, логопед дает оценку деятельности детей на занятии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализир...

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме "Животные Севера и Жарких стран" для детей подготовительной к школе группы с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

Данный конспект позволить педагогу провести с детьми подготовительного к школе возраста увлекательное и познавательное занятие по теме "Животные Севера и Жарких стран". Занятие направлено на развитие ...

Особенности неречевых психических функций у детей с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи дошкольного возраста

Важнейшей задачей, стоящей перед педагогами специальных дошкольных и школьных   образовательных     учреждений,        является...