Главные вкладки

    Конспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики по теме "Зимовье зверей" для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

     Вдовина Ирина Александровна

    Данное занятие направлено на развитие речевой активности с помощью приемов логоритмики у детей 5 лет с  общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития). В ходе занятия у детей актуализируются знания о жизни животных зимой, воспитывается любовь к живой и неживой природе,  воспитывается умение наблюдать. Использование логоритмических технологий на занятии способствует развитию у детей речи с движением (с музыкальным сопровождением и без), развитию умения определять характер и темп музыки и согласовывать их с движениями.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon zanyatie_po_razvitiyu_rechi_s_elementami_logoritmiki.doc40.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект  занятия по развитию речи с элементами логоритмики для детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи

    Учитель-логопед Вдовина Ирина Александровна

    Лексическая тема – «Зимовье зверей».

    Цель-  развитие речевой активности воспитанников на материале лексической темы «Зимовье зверей».

    Задачи:

    Коррекционные

    -развитие речи с движением (с музыкальным сопровождением и без); развитие умения определять характер и темп музыки и согласовывать их с движениями; развитие выразительности речи и движений;

    -активизация словаря;

    -совершенствование грамматического строя речи;

    -развитие связной речи;

    -развитие общей и мелкой моторики;

    -развитие умения ориентироваться в пространстве;

    -развитие зрительного и слухового внимания;

     -развитие диафрагмального дыхания;

    -развитие памяти;

    -обучение рефлексии.

    Образовательные

    - обобщение и закрепление знаний детей о диких животных;

    -актуализация знаний о жизни животных зимой.

    Воспитательные

    -воспитание навыка сотрудничества;

    -воспитание любви к живой и неживой природе, воспитание умения наблюдать;

    -развитие творческих способностей;

    -формирование позитивного самоощущения.

    Оборудование: костюмы диких животных, интерактивная доска, презентация (слайды с изображением диких животных), барабан, платок; декорация (пни, деревья с норами животных).

    Музыкальное сопровождение: «Ходьба» - музыка Л.И. Минеевой; «Спокойная ходьба» - музыка М. Красева; музыка голосов диких животных; «Хоровод зверей» - музыка А.Филиппенко; музыка из к/ф «Усатый нянь»; игра «Волк и зайцы» - музыка С. Насауленко; музыка для релаксации – Johannes Brahms «Колыбельная для детей».

    Ход занятия

    Деятельность логопеда и музыкального руководителя

    Деятельность детей

    1.Организационный момент

    - Здравствуйте, дети. Поздоровайтесь с нашими гостями. Мы начинаем наше занятие.

    2.Введение в тему занятия

    - Ребята, а куда мы попали? Это зимний лес! А кто живет в зимнем лесу?

    - А как ежа, лису, волка и медведя назвать общими словами?

    - Раз, два, три, четыре, пять. Начинаю колдовать, ребят в зверюшек превращать. Давайте пойдем в зимний лес!

    3.Развитие дифференциации и воспроизведение темпа движений

    Музыкальный руководитель играет мелодию на пианино в спокойном темпе. Логопед стоит в центре зала, произносит слова стихотворного текста и показывает движения животных.

    - Как-то зимнею порой звери шли лесной тропой.

    За мамой зайчихой прыгал…(зайчонок).

    За мамой волчихой рыскал… (волчонок).

    За мамой лисицей крался …(лисенок).

    За мамой медведицей шел…(медвежонок).

    - В лесу так много снега, такие сугробы. Как тяжело животным пробираться по снегу.

    Музыкальный руководитель играет мелодию на пианино в медленном темпе. Логопед медленно произносит слова стихотворного текста и медленно показывает движения животных.

    4. Развитие общей моторики

    - Наконец-то мы выбрались на зимнюю полянку. Давайте посмотрим как тут красиво!

    Справа елочки стоят,

    Слева  здесь пеньки торчат,

    Вверху ветер шелестит,

    Под ногами снег скрипит.

    5. Развитие слухового внимания

    - Присядем отдохнуть на пенечки. Давайте послушаем голоса животных. Кто догадается, какое животное подает голос, поднимет руку.

    Звучат голоса животных.

    - Давайте посмотрим, правильно ли вы ответили?

     На интерактивной доске появляются слайды с изображением диких животных.

    6.Развитие выразительности речи и движений под музыку

    -Приглашаю в хоровод весь лесной народ.

    - «По завалам, по оврагам

    Шел медведь хозяйским шагом…»

    - Звери, вы готовы к зиме? Давайте присядем на пеньки.

    7. Активизация словаря по теме

    - Зимой холодно, тяжело приходится диким животным. А как животные подготовились к зиме, как  меняется их жизнь с приходом зимы?

    На интерактивной доске слайды с изображением  животных в зимнее и летнее время.

    - Вы много рассказали про животных. Давайте проверим, все ли вы вспомнили.

    -Какие животные меняют цвет шубки?

    - Как изменяется цвет шубки у зайца к зиме? А белка на какой цвет меняет шубку? - А как белочка запаслась к зиме?

    - Что делает зимой медведь?

     - Какие животные еще спят?

    - Кто мне покажет, где барсук на картинках? А где бурундук?

    Вы узнали бурундука? Что он делает?

    8. Координация речи с движением.

    -Звери, не холодно ли вам зимой? Я думаю, нам нужно погреться!

    9.Упражнение в образовании притяжательных прилагательных

    - Раз, два, три, четыре, пять. Приглашаю поиграть. Спрячьтесь в свои домики!

    - Раз, два, три, четыре, пять. Я иду искать.

    Логопед подходит к каждому животному и спрашивает:

    - Это чье ушко, это чьи лапки, чей хвостик, чей носик, чьи рога?

    10. Подвижная игра под музыку на развитие внимания «Кого нет?»

    - Спрятались – не отыскать, выходите в круг играть. А сегодня у нас круг будет наоборот!

    Звучит музыка из к/ф «Усатый нянь». Как только музыка останавливается, логопед накрывает платком по очереди каждого из детей.

    11. Развитие связной речи

    Логопед берет барабан.

    - Я иду. Иду, иду, барабан несу. Барабанчик ты возьми, кто ты назови.

    Я дам барабан тому, кто о себе правильно и красиво расскажет.

    Логопед дает каждому ребенку по очереди барабан.

    12. Подвижная игра «Волк и зайцы» с музыкальным сопровождением

    Логопед выбирает одного ребенка в роли волка, надевает на него шапку животного.

    13.Упражнение на развитие диафрагмального типа дыхания

    - Как вы весело играли

    И немножечко устали.

    Давайте вместе отдохнем.

    По полянке пройдем.

    Звучит музыка для релаксации. Логопед берет за руку детей и проходит по залу.

    -Обошел медведь весь лес          

    И в берлогу спать залез.

    Лапу в пасть засунул он            

    И увидел сон.

    И мы на спину легли                  

    И, как Мишка видим сны.

    Тише, тише, не шумите,          

    Никого не разбудите!

    -Мы немножко отдохнем,

    Правильно дышать начнем.

    Животик поднимается – шарик надувается.

    Животик опускается – шарик сдувается.

    - Потянитесь, хватит спать. Нам уже пора вставать!

    14. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей

    –Скажите, вам понравилось в нашем лесу? Но нам уже пора домой, давайте попрощаемся.

    -Наше занятие подошло к концу. Где мы были сегодня? Кого видели? Понравилось вам наше путешествие?

    -Мне тоже очень понравилось путешествие. Вы ребята молодцы. В нашем путешествии вы были очень смелые, умные, находчивые и веселые!

    Дети в костюмах диких животных входят в музыкальный зал, здороваются.

    Дети называют диких животных, называют обобщающее понятие.

    Дети идут по кругу в спокойном темпе, изображают диких животных и называют детенышей.

    Дети идут по кругу в медленном темпе, медленно показывают движения диких животных и называют детенышей.

    Дети совершают повороты головы в правую, левую стороны, вверх и вниз.

    Дети называют диких животных и как они подают голоса.

    Дети идут под музыку по кругу, каждый ребенок по очереди рассказывает часть стихотворения, остальные дети изображают движения этого животного.

    - По-лосиному красиво

    Ходит лось в лесу густом.

    По-мышиному пугливо              

    Семенит мышонок в дом.

    И по-заячьи зайчишка              

    Все спешит запутать след.

    По-медвежьи ходит мишка,        

    Косолап он с детских лет.

    - Отвечайте, звери, мне

    –Вы готовы ли к зиме?

    Дети:

    -Да!

    Дети рассказывают про изменения в жизни животных зимой.

    Дети подходят к доске, составляют предложения по картинкам.

    Дети выполняют пальчиковую гимнастику и произносят стихотворный текст:

    - Вяжет бабушка Лисица          

    Всем лисятам рукавицы:

    Для лисенка Саши,                

     Для лисички Маши,

    Для лисенка Коли,                  

    Для лисички Оли,

    А маленькие рукавички          

    Для Наташеньки - лисички.

    В рукавичках –да-да-да!      

     Не замерзнем никогда!

    Дети прячутся за деревья, называют части тела животных.

    Во время музыки дети идут по кругу, в это время логопед накрывает покрывалом одного ребенка. Как только музыка перестает играть, дети останавливаются и угадывают, какого животного нет.

    Дети, стоя в кругу, составляют короткие рассказы о животных, которых они изображают на занятии.

    Дети берут барабан и определяют количество слогов в названии животного, называют количество слогов.

    Дети в роли зайчат прыгают по залу под музыку. Как только выбегает волк — убегают от него и прячутся за пеньки.

    Дети спокойно ходят по залу.

    Ложатся на ковер и дышат.

    Медленно встают.

    Дети прощаются с зимним лесом:

    - До свиданья, зимний лес.

    Рады были встрече!

     Много было здесь чудес.

     Наступает вечер.

    Нам пора идти домой в этот поздний час.

    Детский садик наш родной ждет давно уж нас.

    Дети под спокойную игру на пианино совершают ходьбу змейкой по залу.

    Отвечают на вопросы.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО–ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЧЕРЕЗ ПОЗНАВАТЕЛЬНО – МАТЕМАТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Каждый  дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир.Поэтому развивая интеллектуально – творческие способности детей дошкольного возраст...

    Коррекционная работа по развитию творческого воображения детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития через изодеятельность

    Возникающее в дошкольном возрасте творческое вооброжение  важный показатель развития не только познавательной сферы, но и формированияличности ребенка в целом....

    Проект: «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством театрализованной деятельности»

    Можно  утверждать,  что  театрализованная  деятельность  является  источником  развития  чувств,  глубоких  переживаний  и  открытия...

    Статья "Использование элементов методики мнемотехники в развитии образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития"

    Данная научно-практическая статья посвящена развитию образной памяти у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с помощью элементов методики мнемотехники. В статье описыва...

    Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

    Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.

    Презентация "Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития" является подведением итога экспериментального и...