Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Денисова Наталья Николаевна

В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленности с общим недоразвитием речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx29.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект

открытого итогового логопедического занятия

в старшей группе для детей с ТНР

«Путешествие на весеннюю полянку»

Подготовила:

Учитель-логопед

МДОУ «Детский сад №41 «Золотой ключик» г. Георгиевска»

Денисова Н.Н.

2023г.

Конспект

открытого итогового логопедического занятия

в старшей группе для детей с ТНР

«Путешествие на весеннюю полянку».

Цель: Закрепление знаний по разделам программы «Звукопроизношение», «Обучение элементам грамоты», «Лексико-грамматические категории», «Связная речь».

Задачи:

Коррекционно-образовательные, развивающие, воспитательные:

  • Развитие фонематических процессов, речевого слуха, слухового внимания, выразительности речи, внимания, памяти;
  • Совершенствование грамматического строя речи;
  • Совершенствование умения определять «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»; навыков звукового анализа слов;
  • Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков в свободной деятельности;
  • Совершенствование навыков и умений работать со схемой;
  • Развитие общей и мелкой моторики; общих речевых навыков;
  • Совершенствование умений использовать специальные упражнения для укрепления здоровья (дыхательная гимнастика, динамическая пауза);
  • Воспитание способности к самоконтролю, самооценке при выполнении упражнений.

Методы и приемы:

  • Наглядный (пособия, картинки);
  • Словесный (совместная речевая деятельность);
  • Игровой (сюрпризный момент, динамические паузы);
  • Практический (выполнение заданий, упражнений).

Ход проведения:

Логопед: Ребята, хочу поздравить вас, ведь скоро вы переходите в подготовительную группу. И по такому замечательному поводу, я приглашаю вас отправиться в необычное путешествие, где ждут вас настоящие испытания. Задания будут сложными, но интересными. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи.

Логопед: Чтобы нам выполнить все задания, давайте сделаем разминку.

Вопросы-разминка.

  • Как называется место, где приготавливают и продают лекарства (Аптека). 
  • Для снеговика катают снежный... (Ком). 
  • Бывает манная, рисовая, гречневая... (Каша). 
  • Помещение для стоянки автомобиля (Гараж).
  • Лиственное дерево с белой корой (Береза).
  • Ломтик хлеба с колбасой и маслом (Бутерброд). 
  • Зимой берут коньки и идут на... (Каток). 
  • Что нам помогает говорить (Язык). 
  • Как называется гремящая игрушка для маленького ребенка (Погремушка).
  • Место, где растут грибы, ягоды (Лес).
  • Орган зрения (Глаз).
  • Человек, который охраняет, сторожит (Сторож).
  • О каком времени года говорится в стихотворении?

Деньки стоят погожие,

На праздники похожие,

А в небе - солнце теплое,

Веселое и доброе.

Все реки разливаются,

Все почки раскрываются,

Ушла зима со стужами,

Сугробы стали лужами.

Покинув страны южные,

Вернулись птицы дружные.

На каждой ветке скворушки

Сидят и чистят перышки.

                                 (М. Пляцковский)

Логопед: Ребята, вы догадались, о каком времени года говорится в стихотворении? (О весне). 

-Назовите весенние месяцы? А какой сейчас месяц идёт?

  • Закончите предложение словом «весна»:

Мы ждали (что?) (весну). Долго не было (чего?)  (весны). Мы рады (чему?) (весне). Мы сняли тёплую одежду (когда?) (весной). Мы любим (что?) (весну). 

(На доске картинки-приметы весны и несколько картинок других времён года)

- Ребята, а вы знаете приметы весны? Здесь на картинках нарисованы приметы разных времён года. Давайте внимательно посмотрим и уберем те картинки, которые не подходят к весне. Мы оставили только весенние приметы, давайте назовем их. (Дети называют приметы весны по картинкам-символам).

Логопед: Весной солнышко светит ярче и теплее. А вот наше солнышко какое-то грустное, печальное, совсем не улыбается… Чего не хватает у солнца? (Не хватает лучей.)

- Давайте соберем все солнечные лучи, и солнце вновь заулыбается. Но это будет непросто. На каждом лучике нарисованы картинки, которые надо будет назвать одним словом. Тогда лучик сможет вернуться к солнышку.

(На каждом лучике по три п/картинки. Дети должны назвать картинки и подобрать обобщающее слово. Например: апельсин, груша, яблоко – ФРУКТЫ и т.д.)

Логопед: Молодцы! Вот теперь солнышко радостно нам улыбнулось. А давайте скажем, какое солнышко получилось?

(Дети подбирают и называют определения к слову «солнышко»)

весеннее, радостное, теплое, светлое, ласковое…

  • Игра-упражнение «Солнышко» - на развитие общей моторики.

Маленькое солнышко

Я держу в ладошках, 

- дети показывают руками маленькое солнышко

А большое солнце

Вижу из окошка. 

- показывают руками большое солнце

Маленькое солнышко

Я беру руками, 

- показывают руками маленькое солнышко

А большое солнце

Высоко над облаками. 

- поднимают руки над головой и смотрят вверх

Маленькое солнышко

Мне в ладошки светит, 

- показывает руками маленькое солнышко

А большое солнце

Светит всей планете! 

- поднимают руки над головой и разводят в стороны

- Теперь нам будет светло и тепло, и мы легко справимся с другими заданиями.

Логопед: В солнечную погоду мы можем играть с солнечными зайчиками.

- На этой полянке солнышко рассыпало своих солнечных зайчиков. 

- Ребята, эти «солнечные зайчики» уже поиграли, порезвились на полянке, и хотят вернуться к солнышку. Давайте им поможем.

Задание 1. (Первый солнечный зайчик).

 Этот солнечный зайчик просто чудак!

 Он все делает не так!

- Его любимая игра «Скажи наоборот». Давайте сыграем в эту игру и поможем солнечному зайчику вернуться на солнышко.

Дети становятся в круг. Педагог бросает ребенку мяч и называет слово, ребенок ловит мяч, называет слово антоним и возвращает мяч.

Большой – маленький,

Короткий – длинный,

Острый – тупой,

Громкий – тихий,

Горячий – холодный,

Старый – молодой,

Здоровый – больной,

Широкий – узкий,

Слабый – сильный,

Твердый – мягкий,

Чистый – грязный,

Горький – кислый,

Храбрый – трусливый,

Высоко – низко,

Холодно – жарко,

Весело – грустно,

Далеко – близко.

Много – мало,

Открыть – закрыть,

Прилетел – улетел.

 (Солнечный зайчик отправляется к солнышку)

Задание 2. (Второй солнечный зайчик)

 Этот зайчик очень жадный!

 Но, уж очень он забавный!

 Его любимые слова:

 Мой, мои, моё, моя!

  • Д/и «Чей? Чья? Чьи?» (весенние приметы: проталина, лужа, подснежник, туча, ветка, цветок, жук, бабочка)

(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)

Задание 3. (Третий солнечный зайчик)

Этот зайчик – счетовод!

Он ведет веселый счет!

Всё, что видит, он считает.

Ничего не пропускает!

  • Д/и «Сосчитай от 1 до 5». Картинки те же (лужа, туча, ветка, цветок, жук, бабочка).

(Отвечают 2 – 3 ребенка).

- А еще этот зайчик умеет считать слоги в словах. А вы умеете? Давайте расселим наши картинки по домикам.

  • Д/и «Рассели по домикам» (Домики с количеством слогов)

(Третий солнечный зайчик возвращается к солнышку)

Задание 4. (Четвертый солнечный зайчик)

- Весной из теплых краев прилетают птицы. Зайчик предлагает нам собрать картинки и назвать этих птиц. (Дети собирают разрезные картинки)

грач, скворец, соловей, лебедь, кукушка, аист, журавль, ласточка, утка

- Какие это птицы? (Перелетные)

- А какие еще бывают птицы? (Зимующие, домашние)

- Молодцы! Еще одному зайчику мы помогли вернуться к солнышку!

(Солнечный зайчик отправляется к солнышку)

Задание 5. (Пятый солнечный зайчик)

-Чтобы помочь этому солнечному зайчику, надо составить слово по первым звукам картинок и выполнить звуковой анализ.

(Дверь – облако - мак.)

Д – О – М

Звуковой анализ слова ДОМ.

-Сколько всего звуков?

-Сколько гласных звуков?

- Сколько слогов?

- Назовите гласный звук?

- Назовите твердые согласные?

- Назовите звонкие согласные?

- Дома бывают разные и строят их из разных материалов.

  • Д/игра «Какой будет дом?»

Дом из кирпича – кирпичный,

Дом из дерева - ….

Дом из глины - …

Дом из соломы - …

Дом из камня - …

Дом из шоколада - …

-Вспомните:

- как называется дом (жилище) медведя? - Берлога.

- как называется дом (жилище) белки? – Дупло.

- как называется дом (жилище) волка? – Логово.

- как называется дом (жилище) лисы? – Нора.

- как называется дом (жилище) ёжик? – Норка.

- Ребята, посмотрите, кто это здесь?

  • Массаж пальцев рук с помощью колючего мячика «Ёжик». (под песенку Е.Железновой)

Катится колючий ёжик,

Нет ни головы, ни ножек.

По ладошке он бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит. 

- шарик между ладошками

Мне по пальчикам бежит,

И пыхтит, пыхтит, пыхтит

Бегает туда-сюда,

Мне щекотно: да, да, да. 

- движения по пальцам

Уходи колючий ёж,

В тёмный лес, где ты живёшь 

- пускаем по столу и ловим подушечками пальцев

 (Солнечный зайчик отправляется к солнышку).

Задание 6. (Шестой солнечный зайчик)

Этот зайчик знает все!

Кто у кого в семье живет.

- Он предлагает нам следующее задание: назвать семью животного (маму, папу, детёнышей).

  • Д/игра «Назови семью» 

Назовите всю волчью семью?  - Волк, волчица, волчата.

Назовите всю медвежью семью? - Медведь, медведица, медвежата.

Назовите всю заячью семью? – Заяц, зайчихи, зайчата.

Назовите всю лисью семью? – Лис, лисица, лисята.

Назовите всю ежиную семью? – Ёж, ежиха, ежата. 

Итог.

- Ребята, мы с вами замечательно потрудились, встретились с солнечными зайчиками и выполнили все их задания. Я заметила, что вы были сегодня внимательными и очень старались. Вы меня сегодня порадовали, и думаю, что не только меня, но и наших гостей. Спасибо вам большое! И на память о нашем путешествии я хочу подарить вам солнечных зайчиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Транспорт».

Конспект будет интересен логопедам работающим в группах компенсирующей направленности....

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) в естественной экологической среде ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (о...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...