Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Корнева Любовь Владимировна

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка.

 Программное содержание:

Задачи:

Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количество слогов в слове, составлять схему слова, грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.

Коррекционно – развивающие: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов; развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности; побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели; совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помогать другим), умение работать в коллективе.

Предварительная работа: определение количества слогов в слове, составление схемы слова; построение предложений из 4-5 слов; развитие навыков звукового анализа и синтеза, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов; мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл putishestvie_v_stranu_gnomii-v_star.gr_.docx28.92 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему

«Путешествие в страну Гномию»

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка.

 Программное содержание:

Задачи:

Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количество слогов в слове, составлять схему слова, грамматически правильно строить предложения из 4-5 слов.

Коррекционно – развивающие: совершенствовать навыки звукового анализа и синтеза, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов; развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности; побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что видели; совершенствовать мелкую моторику, зрительное восприятие, логическое мышление.

Коррекционно – воспитательные: воспитывать нравственные качества (доброту, отзывчивость, желание помогать другим), умение работать в коллективе.

Предварительная работа: определение количества слогов в слове, составление схемы слова; построение предложений из 4-5 слов; развитие навыков звукового анализа и синтеза, слогового анализа одно-, двух-, трёхсложных слов; мелкой моторики, зрительного восприятия, логического мышления.

Оборудование:

3 мольберта, 6 стульев, 8 индивидуальных столов, предметные картинки - звуковые замки (красного, синего и зелёного цветов); предметные картинки ( утка, собака, кот, дельфин, акула, лев ; нос, колесо, сок, ложки, машина), предметные картинки с изображениями гномов, голого дерева с предметными картинками (дом, стакан, платок, молоток, гном, лук).

Раздаточный материал: колечки Су – Джок, фишки (красного, синего цвета)- по кол-ву детей- 5 чел.

Организация детей: дети вместе с учителем-логопедом ходят по музыкальному залу.

 

Логика непосредственно образовательной деятельности:

I.Вводная часть.
У.-л.: 

- Доброе утро, ребята! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне и друг другу. Как хорошо, что мы сегодня снова все вместе. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту, а выдохните через рот все обиды и огорчения. (дети делают вдох и выдох три раза).

У.-л.: - Ребята, сегодня утром, идя на работу в детский сад, мне встретился почтальон, который передал этот конверт. Посмотрим, что внутри? (Предполагаемые ответы детей – Да, посмотрим, что внутри).

Учитель – логопед открывает конверт и читает текст:

 -Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мудрый гном. Я живу в стране Гномии. Её населяют множество маленьких гномов. Жили мы всегда дружно и радостно, пока над Гномией не пролетела колдунья. Она ,натворила массу бед: поссорила друзей, превратила добрых жителей в злых, перепутала всё. Теперь у нас нет счастья, нет дружбы, нет прежнего порядка. Я обращаюсь к вам, ребята, потому, что вы умники и умницы: Помогите мне навести порядок в моей стране.

У.-л.:

- Ребята, поможем Мудрому гному? (Предполагаемые ответы детей – Да, поможем Мудрому гному). Итак, мы с вами отправляемся  в «Путешествие в страну Гномии».

II. Основная часть.

1. Орг. момент. «Превращение детей в гномов»

У.-л.:

- Ребята, чтобы попасть в Гномию, вам надо превратиться в гномиков.

Ну – ка, глазки, просыпайтесь,

Дети, в гномов превращайтесь!

Покружились (2р) и в стране Гномии очутились.

(звучит таинственная музыка)

У.-л.:

- Вот мы и очутились в сказочной стране.

Ребята, что это такое?- Показываю на замки. (ответы Детей – замки)

Да, это замки в которых живут звуки. Как вы думаете, почему они разного цвета? (ответы Детей)

- Совершенно верно!

Это замки, в которых живут гномы Звуковички. Они дружили, пока над ними не пролетела колдунья. После этого гномы стали ссориться, потому что никак не могли поделить картинки.

Поможем гномикам помириться? (Предполагаемые ответы детей – Да).

У.-л.:

Выберите любую картинку ( утка, собака, кот ,дельфин, акула, лев)

Назови, что у тебя? Определи, какой первый звук слышится в слове , гласный или согласный, если согласный  то твёрдый или мягкий.

Помести картинку в нужный замок.

Если начинаются с гласного звука в Красный Замок, с твёрдого согласного – Синий замок, а с мягкого согласного – Зелёный замок.

(дети по очереди берут картинки и помещают их в Замки, каждый раз объясняя свои действия)       Молодцы!      Отправляемся в путь!

2.Упражнение «Разбуди гнома Соню»

(педагог с детьми переходят к второму мольберту)

У.-л.:

Гнома Соню, заколдовала колдунья и он заснул мертвым сном. И, чтобы его разбудить, мы должны выполнить упражнение:

определить в названии картинок первый и последний звуки.

(дети называют предметные картинки (Нос, колесо, сок, машина, ложки), определяют первый и последний звуки в названиях картинок)

Молодцы ребята! Задание мы выполнили и гном  Соня проснулся.      

У.-л.:

- А Мудрый гном предлагает нам немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка.

Гномик сладко потянулся,

А потом вперёд нагнулся

А потом назад прогнулся

И до пола дотянулся

И на лево потянулся

И на право потянулся

Гномик выполнил разминку

И уселся на тропинку.

3. Массаж пальцев эластичным кольцом Су - Джок.  (Сидя на полу со взрослым, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец

 2 раза)

И решил поиграть со своими пальчиками.

Один – два – три – четыре – пять,    (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

Ребята вставайте нам нужно двигаться дальше.

4. Упражнение «Назови ласково»

(педагог с детьми переходят к третьему мольберту)

У.-л.:

Ребята, какое дерево? (Ответы детей). Это непростое дерево, оно заколдовано -  на нём нет листочков, а только картинки (дом, стакан, платок, молоток, гном, лук). Это дерево охраняется злым гномом. И, чтобы он стал добрым, нам надо каждую картинку  назвать ласково.

(дети выполняют упражнение называют индивидуально)

Молодцы!   Мы с вами   отправляемся дальше  в путь!

5. Упражнение «Расколдуй гнома»

У.-л.:

- На самой границе страны Гномии колдунья заколдовала гнома из-за того, что он не смог правильно составить предложения, в которых она перепутала все слова. И гном уже давно не улыбается, всегда грустный. Ребята, поможем расколдовать гнома? (Предполагаемые ответы детей – Да, поможем расколдовать гнома). Итак, слушайте меня внимательно:

«Белка, в, жить, лес». (Белка живёт в лесу.)

«Кошка, мышка, в, дом, ловить». (Кошка ловит в доме мышку.)

«Дети, яблоки, собирать, спелые». (Дети собирают спелые яблоки).

«Кошка, на, лакать, улице, молоко». «Кошка лакает молоко на улице»

«Собака, кошка, лаеть, на».  (Собака лает на кошку).

Молодцы ребята!  Наш гномик заулыбался! А мы отправляемся дальше.

6. Упражнение «Составь схему слова «Бом» (педагог с детьми проходят к столам) – «Бом»  на каждого ребёнка.

У.-л.:

- Чтобы чары рассеялись навсегда, нам нужно выполнить ещё одно упражнение: составить схему слова «Бом»- так зовут одного из гномов .

(дети составляют схему слова  за столами, используя цветные фишки)

Сколько слогов?

Сколько звуков?

Молодцы ребята! Вы с этим заданием все справились.    

III. Заключительная часть.

Итог занятия.

У.-л.:

-Вот теперь злое колдовство навсегда покинуло страну Гномию. Заканчивается наше путешествие. Я думаю, мудрый  гном очень доволен, что вы помогли жителям его страны восстановить порядок, помирить друзей. Злых гномов опять превратить в добрых. (Фото добрых гномов)

- А нам пора превращаться в детей и возвращаться домой.

Один, два – повернись

И в ребят превратись!

- Вот мы и дома. Ребята, вам понравилось путешествовать? Что больше всего вам запомнилось? Как вы помогали гномам? Что вы делали? (дети отвечают на вопросы).

- Ребята, мне очень понравилось, как вы помогали гномам. Будьте всегда добрыми и приходите на помощь всем, кто в ней нуждается. А Гномики , в благодарность вам приготовили вот такие медали со своим изображением.

 До свидания ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Календарный план подгрупповых логопедических занятий в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности «Космические помощники»

Конспект  открытого подгруппового логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности  «Космические помощники»...

Конспект открытого итогового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Путешествие на весеннюю полянку»

В конце учебного года подводятся итоги коррекционно-развивающей работы. Конспект предлагаемого занятия поможет увидеть результаты проведенной работы с детьми старшей группы компенсирующей направленнос...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"...