Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности. «Пресноводные и аквариумные рыбы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Зайцева Любовь Викторовна

конспект 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ryby_-_strashaya_tnr.docx16.37 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности.

«Пресноводные и аквариумные рыбы»

Цель: Формирование  и закрепление  знаний о пресноводных и аквариумных рыбах.

Задачи

Образовательно-коррекционные: закреплять знания о пресноводных и аквариумных рыбах;

вызывать желание узнавать новые факты;

расширять и активизировать словарь по теме;

автоматизировать звук Ж в речи;

дифференцировать звуки Ш-Ж в речи;

совершенствовать грамматический строй речи и фонематические процессы;

Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование  существительных с прилагательными в роде, числе, падеже); синтаксической стороны речи (договаривание предложений)

учить детей образовывать родственные слова к слову рыба –  рыбка, рыбина, рыбный, рыбак, рыбий, рыболов, рыбачить. Объяснить значение новых сложных слов.

учить детей подбирать эпитеты к словам: рыба какая?

продолжать работу над просодической стороной речи и речевым дыханием;

работа над слоговой структурой слова;

продолжать развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику.

Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе. Продолжать воспитывать у детей умения выслушивать до конца ответы товарища.

Развивающие: совершенствовать умение устанавливать причинно - следственные связи, внимание, память, целостное восприятие.

Оборудование: шарики суджок, мяч, предметные картинки на образование родственных слов, счетные палочки, магнитная рыбалка, таз с водой, камушки марблс.

Ход

Доброе утро ребята, как всегда мы начнем наше занятие с речевки!

Говорим всегда красиво ,четко и неторопливо

Внимательно слушай, другим не мешай,

Когда тебя спросят, тогда отвечай!

1-е задание: Нужно отгадать загадку и сказать о ком она.

Плавает в воде, любит червячков и может попасться рыбаку на крючок?

Дети: Рыба

Логопед: Правильно, это рыба.

2-е задание: Каких рыб вы знаете?

Дети называют логопед выставляет на доске п/к рыб (сом, щука, карась, окунь, акула, камбала и др.)

Логопед: Ребята, рыбы которые живут в аквариуме, называются…

Дети: Аквариумные

Логопед: В реке живут…

Дети: Речные рыбы.

Артикуляционная гимнастика

«Индюк», «качели»,  «лошадка»,  «грибок», «гармошка», «чашечка»,  «фокус»,  «парус»,  «маляр»,  «бублик», «вкусное варенье», «почистим зубки» (по кругу), ла-ла-ла, моторчик, дятел, злой комарик

3-е задание: Работа над называнием частей тела рыб.

Логопед: Все рыбы разные, но у всех есть одинаковые части тела. Давайте внимательно посмотрим и назовем их.

Дети: Голова, туловище, хвост, плавники, рот, глаза.

Логопед: а где же нос? Чем дышит рыба?

Логопед: чем покрыто тело рыбы?

Пальчиковая гимнастика

Рыбы

Десять рыб поймали мы –

В речке плавали они.

Лещ, плотва, налим, карась,

Окунь, щука, сом, ерш, язь,

А десятый угорь был,

Он сорвался и уплыл.

Показывают ладони с расставленными десятью пальцами.

Показывают рукой волны.

Дети загибают пальцы сначала на одной, а потом на другой руке, перечисляя названия рыб.

Загибают десятый палец

Хлопают 1 раз в ладоши. «Рисуют» в воздухе рукой волнообразную линию.

4-е задание: игра с мячом – называние слов, обозначающих действия.

Логопед: Что рыбы делают в воде?

Дети: играют, плавают, резвятся, едят, дышат, кувыркаются

5-е задание: подбор однокоренных слов

учить детей образовывать родственные слова к слову рыба –  рыбка, рыбина, рыбный, рыбак, рыбий, рыболов, рыбачить. Объяснить значение новых сложных слов.

6- задание: прохлопай по слогам слова по теме рыбы.

аквариум, водоросли, песок, дно, скалярия, сомик, меченосец, кислород, щука, сом, голова, плавник, хвост, жабры, чешуя, икра, малёк

Динамическая пауза

«АКВАРИУМ»

Улитки ползут,

Свои домики везут.

(Передвигаются по кругу в полуприседе, сложив руки за спиной)

Рогами шевелят,

На рыбок глядят.

(Останавливаются, делают «рожки» из пальчиков, ритмично наклоняют голову влево, вправо)

Рыбки плывут,

Плавничками гребут.

(Передвигаются по кругу мелкими шажками, опустив руки вдоль туловища; движения только ладонями вперед-назад)

Влево, вправо поворот,

А теперь наоборот.

(Плавные повороты туловища влево-вправо и наоборот)

7-е задание: игра «Закончи предложение»

Логопед: Помогите мне закончить предложения, используя слово «рыба». Я начну, а вы продолжайте:

В море плавает много (рыб).

В аквариуме живут разные (рыбки).

Мама сварила уху из (рыбы).

Рыболов поймал на крючок (рыбу).

Маленькую рыбу мы назовем (рыбешкой).

8-е задание: развитие связной речи.

Логопед: Ребята, а рыбы умеют разговаривать?

Дети: Нет.

Логопед: Есть даже пословица: «Нем как рыба». Интересно, а что было бы, если рыбы вдруг заговорили? Что они смогли нам рассказать?

Ответы детей

9-е задание Продуктивная деятельность

В тазу с водой дети ловят магнитную рыбку, насухо вытирают ее тряпочкой и затем с помощью счетных палочек строят ей аквариум, а с помощью камушков марблс украшают дно.

Итог занятия: Молодцы, ребята! Вы сегодня хорошо потрудились на занятии. О ком мы сегодня говорили? Вам понравилось? Давайте тогда улыбнемся друг другу и на память я подарю вам фигурки рыбок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) в естественной экологической среде ТЕМА «ОСЕНЬ. ПРИЗНАКИ ОСЕНИ. ДЕРЕВЬЯ»

Коррекционно-образовательные цели. Формирование представлений об осени на основе ознакомления с существенными признаками сезона. Уточнение и расширение словаря по теме «Осень» (о...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Весна»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе по лексической теме «Весна» Цель занятия: формировать представления о весне как периоде пробуждения природы, дать предс...

Открытое подгрупповое логопедическое занятие в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему «Путешествие в страну Гномию»

Цель: развитие звуковой стороны речи, лексико-грамматических средств языка. Программное содержание:Задачи:Коррекционно – образовательные: формировать у детей с ТНР умение определять количес...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.Коррекционно-образовательные задачи: Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состои...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по лексической теме «Мебель»

Цель: уточнение и закрепление знаний о предметах мебели и их назначении, расширение и активизация словаря по теме, развитие лексико-грамматических категорий и связной речи.Задачи:Коррекционно - о...

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме "Профессии на стройке. Звук [З]"...