Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Мухина Татьяна Витальевна

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно-образовательные задачи: 

Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.

Закреплять в речи обобщающее понятие одежда, уточнять и расширять словарь по теме.

Совершенствовать умение пользоваться антонимами, образовывать качественные прилагательные, образовывать формы множественного числа имён существительных.

Коррекционно-развивающие задачи: 

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, дыхание, зрительное внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odezhda.docx20.43 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Д/С №26

Конспект фронтального логопедического занятия

в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Выполнила: учитель-логопед Мухина Т.В.

Озерск

Ноябрь, 2021

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме «Одежда»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи.

Коррекционно-образовательные задачи: 

Расширять и конкретизировать представления об одежде, её назначении, деталях, из которых она состоит.

Закреплять в речи обобщающее понятие одежда, уточнять и расширять словарь по теме.

Совершенствовать умение пользоваться антонимами, образовывать качественные прилагательные, образовывать формы множественного числа имён существительных.

Коррекционно-развивающие задачи: 

Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, дыхание, зрительное внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

Формировать навык сотрудничества, положительной установки на участие в занятии, инициативности и самостоятельности.

Оборудование: предметные картинки с изображением одежды, презентация по теме «Одежда», кусочки ткани, разрезная картинка «Платье», парные картинки «Варежки», пуговица на нитке для проведения зрительной гимнастики.

Предварительная работа: разучивание упражнения «Стирка», «Пуговичка», рассматривание одежды.

Ход занятия:

Организационный момент

Логопед приветствует детей и раздаёт им по одной варежке.

Логопед: Подойдите к столу и найдите пару своей варежке. Кто нашёл пару может сесть на своё место.

Логопед: Ребята, зачем мы надеваем варежки?

Ответы детей.

Логопед: Давайте погреем руки. Дыхательное упражнение «Греем руки».

Логопед: Варежки мы надеваем, чтобы руки не мёрзли, а вот что можно ещё надеть для защиты от холода узнаете, если отгадаете загадки.

От холода и снега

Согреет, где б ты ни был!

Пусть в ней похож ты на мишутку,

Зимой наденешь что ты?

(Шубку)

Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее…

(пальто)

Не галстук он, не воротник,

А шею обжимать привык.

Но не всегда, а лишь тогда,

Когда бывают холода.

(Шарф)

Как эти предметы можно назвать одним словом?

Логопед: Ребята, а ведь одежда была не всегда. В древние времена у первобытных людей не было одежды.

Первая одежда человека - шкуры убитых животных, листья и травы сплетённые между собой. В этой одежде не всегда было удобно (летом в шкурах было жарко, они быстро загрязнялись, были жёсткими и грубыми; листья и травы не были пригодны в холодное время года, быстро выходили из строя).

Шкуры сначала чистили, затем в коже протыкали отверстия. Полоски кожи или сухожилия животных протаскивали через эти дырки, чтобы связать куски меха между собой так, чтобы одежда держалась на теле человека. Вот так выглядели первые швейные инструменты – иглы из камня или рыбьей кости.

Позже люди научились создавать самые различные ткани: хлопок, шерсть, шёлк. Хлопок и лён получают из растений, шерсть – от домашних животных, шёлк делают из коконов тутового шелкопряда.

Рассматривание образцов тканей.

Игра «Из чего, какой?» - образование качественных прилагательных.

-Платье из шёлка, какое...?

-Шуба из меха, какая…?

-Пальто из драпа, какое...?

-Сарафан из ситца, какой...?

-Брюки из льна, какие...?

-Блузка из шифона, какая…?

Ткани изготавливают из ниток на ткацких фабриках специальные машины. Люди, которые работают на ткацких фабриках называются ткачами. После этого ткани окрашивают специальными красками и уже потом из них шьют одежду.

Голосовое упражнение «Ниточка»

Кто же шьёт одежду и где? Одежду тоже шьют на специальных фабриках. Туда привозят ткани.

Артикуляционная гимнастика: статическое упражнения «Иголочка», «Иголочка шьёт», «Пуговица», «Молния»

Сначала модельеры рисуют фасон (модель), потом закройщик кроит ткань и наконец, швеи шьют по выкройкам.

Логопед: Давайте тоже попробуем что-нибудь сшить, но сначала посмотрим из каких деталей состоит одежда. Рассмотрим рубашку и платье (полочки, спинка, воротник, планка, рукава, манжеты, юбка, пояс, карманы, оборка).

Игра «Сошьём платье»: дети складывают вырезанные из картона детали так, чтобы получилось платье.

Зрительная гимнастика «Пуговка»

«Пуговка».

Сели прямо, взяли пуговку на нитке, глаза смотрят на нее и выполняем движения в соответствии с текстом.

Раз, два, три, четыре, пять, - будем бусинку искать.

Поиграть она хотела и наверх, вдруг полетела.

Раз – налево,

Два – направо,

Три – наверх,

Четыре – вниз.

А теперь по кругу смотрит, чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше, тренируя мышцы глаз.

Видеть скоро будем лучше, убедитесь вы сейчас.

Логопед: Готовую одежду везут в магазины и там мы её покупаем.

Игра «Один – много»

- Я купила шубу, а в магазине продаётся много … шуб.

- Бабушка купила плащ, а в магазине продаётся много… плащей.

- Папа купил рубашку, а в магазине продаётся много… рубашек.

- Сестра купила блузку, а в магазине продаётся много… блузок.

- Мама купила платье, а в магазине продаётся много… платьев.

Логопед: Ребята, а как нужно ухаживать за одеждой? Ответы детей. Давайте мы тоже постираем свою одежду.

Физминутка «Большая стирка»

Движение «Стираем». Дети сгибают руки в локтях, поднимают кулаки до уровня талии, затем опускают вниз. Повторяют движение несколько раз, одновременно поворачиваясь сначала вправо, а потом влево.

Движение «Полощем» — слегка наклонившись вперед, отводят руки вправо, пальцы сжаты в кулаки. Повторяют то же движение влево.

Движение «Выжимаем» — руки, слегка согнутые в локтях, ставят перед грудью и делают винтообразные движения кулаками.

Движение «Встряхиваем» — взять воображаемое полотенце двумя руками и энергично встряхнуть 2 раза с поворотом вправо, 2 раза с поворотом влево.

Логопед: Всегда ли мы носим одинаковую одежду? Одежда различается в зависимости от того, кто её носит. Как называется одежда для мужчин - …, одежда для женщин - …, одежда для детей - …?

А также в какое время года носят одежду. Как называется одежда для лета - …, для зимы - …, для весны и осени - …, для праздника - …, одежда которую носят каждый день - …?

Игра «Выбери правильный ответ» (с мячом)

Логопед: «Сарафан носят зимой?» Ребёнок: «Нет, сарафан носят летом».

-Халат носят дома? Ответ…

-Шубу носят весной? Ответ…

-Шорты носят осенью? Ответ…

-Варежки носят летом? Ответ…

-Куртку носят осенью? Ответ…

-Юбку носят мужчины? Ответ…

Одежду можно не только шить, но и вязать. Показ картинок с предметами вязаной одежды.

Пальчиковая гимнастика «Рукавички»

Рукавички новые, погладить руки

тёплые пуховые. сжимать и разжимать пальцы

Мне их бабушка связала. движения как будто вяжут

Подарила и сказала: сжимать и разжимать пальцы

Вот теперь у внученьки,

Не замёрзнут рученьки!»

Игра «Скажи наоборот»

Игра «Четвёртый лишний»

Итог занятия:

Логопед: О чём мы сегодня говорили на занятии? Какую одежду мы носим зимой? Перечислите. Что больше всего понравилось на занятии? Оценка работы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Формирование представления о звуках речи. Слово"

В конспекте даётся понятие о звуках речи, словах, упражнения на дифференциацию понятий "звук" - "слово".  Дети знакомятся с органами артикуляционного аппарата;  проводится работа по формиров...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Звуки А, О, У, И, Э"

Цель занятия: закрепление понятия «гласный звук», навыка чёткого произношения гласных звуков [А], [У], [И], [О], [Э]; произвести слухо – произносительную дифференциацию гласных звуков; продолжить обуч...

Конспект фронтального занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи по теме: "Домашние животные"

На занятии происходит закрепление представлений детей о домашних животных, их внешнем виде, образе жизни, повадках; уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные»; совершенств...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. «Путешествие капельки» (ст. гр. под. гр.)

Интеграция речевого развития с познавательным, художественно-эстетическим, социально-личностным, физическим развитием. Систематизация знания и представления детей о роли воды для всего живог...

Конспект интегрированного логопедического занятия в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. "День Победы" (старший дошкольный возраст)

Патриотическому воспитанию в детском саду уделяется достаточно внимания. Эта тема коснулась и всех узких специалистов ДОУ, в том числе и логопедов. Согласно календарно-тематическому планированию для д...

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН ФРОНТАЛЬНЫХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

План   предназначен для создания особых образовательных условий для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР) старшего дошкольного возраста .Отвечает требованиям ФГОС ДО, учи...