Конспект фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Знакомство со звуком [А]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Этот материал поможет молодым специалистам выстроить работу по формированию звукопроизношения и знакомству со звуками с детьми с тяжелыми нарушениями речи в старшей группе. Конспект содержит разнообразный материал и выстроен с учетом особенностей детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx18.15 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе для детей с ОНР.

Тема: «Знакомство со звуком [А]»

Лексическая тема: «Наше тело»

Коррекционно - образовательные цели: познакомить с гласным звуком [а], учить давать характеристику звуку по акустическим и артикуляционным признакам; активизация и актуализация словаря по лексической теме; совершенствование грамматического строя речи: упражнять в образовании слов – антонимов; совершенствование навыка слогового анализа слов.

Коррекционно – развивающие цели: развитие зрительного и слухового внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики; фонематического слуха, памяти, мышления, речи; ориентировки в пространстве и на себе.

Коррекционно – воспитательные цели: формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности; воспитание навыков учебной деятельности.

Оборудование: замок, звуковой человечек, зеркала, картинки, в названии которых есть звук [а], аист, шапочка на голову «Аист», фотографии сказочных героев, фломастеры.

Ход занятия:

I Вводная часть

Развитие ориентировки в пространстве

- Сядет тот, кто покажет, где у него правая рука, левая нога, правое ухо, левый глаз, левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз.

Постановка цели, введение в игровую ситуацию.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков. Наше путешествие будет интересным и немного трудным.

Артикуляционная гимнастика

- Мы сначала шли по узкой дорожке («Иголочка»), потом по широкой («Лопатка»). Светило яркое солнышко и мы улыбнулись ему («Улыбка»). Нам встретился заборчик («Забор»), мы его перешагнули («Язык перешагивает через зубы»). А по дороге мы шли и собирали орешки («Орешек»).

Развитие мелкой моторики

Пальчики тоже отправились гулять.

Пошли пальчики гулять,                         - пальцы обеих рук сжаты в кулаки,

                                                                     большие опущены вниз и «шагают»;

А вторые догонять,                                 - «шагают» указательными пальцами;

Третьи пальчики бегом,                         - средними;

А четвертые пешком,                             - безымянными;

Пятый пальчик поскакал                        - мизинцами;

И в конце пути упал.                             -  кисти раскрывают и кладут на стол.

II Основная часть.

  1. Знакомство со звуком.

- Мы вышли на полянку и увидели красный замок. А это хозяйка красного замка, её зовут Анна. Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени «А-а-анна». Скажем хором. Какой первый звук в этом слове? Анна предлагает спеть этот звук. Представьте, что у нас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук [а]. Ниточка длинная или короткая? Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой клубок получился. Звук [а] мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко раскрывается рот, нет никакой преграды для воздуха. Звук [а] называется гласным, от слов «глас», «голос». А гласные звуки живут в красном замке. Мы будем их обозначать красным цветом.

- что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук [а]?

2. Развитие фонематического слуха

Игра «Поймай звук»

Игра «Где живет звук в слове?» (начало, середина, конец)

3.  Деление слов на слоги

Давайте покажем Анне, как мы умеем делить слова на слоги.

4. Развитие общей моторики

Нам пора возвращаться домой. Посмотрите, в небе летит птица с красными лапками и таким же клювом. Кто это? (аист). Покажите, как ходит аист, как он стоит на одной ножке? Мы сбились с дороги, спросим у аиста?

                          - Аист, аист, длинноногий,

                            Покажи домой дорогу.

                          - Топай правою ногой,

                            Топай левою ногой

                            И тогда придешь домой!

Вот мы и дома.

5. Развитие психических процессов

А пока нас не было дома, у нас были гости и оставили свои фотографии, но у этих фотографий чего – то не хватает. Дорисуйте и скажите: чего нет? « У Мальвины  нет глаза, у Буратино нет  носа и т.д.»

6. Развитие грамматического строя речи

Давайте поиграем в игру «Скажи наоборот»:

- У Пьеро лицо грустное, а у Буратино…(веселое).

- У Мальвины волосы светлые, а у Карабаса Барабаса…(темные).

- У Карабаса Барабаса волосы длинные, а у Пьеро… (короткие).

- У Мальвины волосы кудрявые, а у Пьеро…(прямые).

- У Буратино глаза добрые, а у Карабаса Барабаса …(злые).

- У Буратино нос длинный, а у Мальвины…(короткий).

III Заключительная часть.

Оценка работы.

Где мы были? С чем познакомились? Какой это звук?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук У".

В приложенном файле представлен конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: "Звук У". Он включает в себя цели и задачи, оборудование и ход занятия. К ко...

Конспект Фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе. На тему: «Путешествие в страну гласных звуков.»

Коррекционно-образовательные задачи: уточнять понятие «гласный звук»,учить различать и четко артикулировать гласные звуки [А,У,И,О,Ы ], определять наличие изолированного гласного звука в словах,...

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звук Т".

Конспект разработан с применением ИКТ технологий. К нему прилагается презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему "Звуки В и Вь".

Конспект составлен с использованием ИКТ технологий. К конспекту прилагается презентация....

Конспект фронтального логопедического занятия с детьми ОНР в старшей группе ДОУ по теме: «В гостях у феи Анны» Цель: дифференциация звуков А – У.

Конспект фронтального логопедического занятияс детьми ОНР в старшей группе ДОУ по теме:«В гостях у феи Анны»Цель: дифференциация звуков А – У....

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию звукопроизношения в старшей группе детей с ОНР

Материал будет полезен учителям-логопедам и воспитателям групп компенсирующей направленности....

Конспект фронтального занятия в старшей группе для детей с ОВЗ Тема: «Знакомство со звуком и буквой А»

в конспекте подобраны игры и упраженеия для знакомства детей со свуком и буквой А, а именно: фонетические упражнения, "Четвертый лишний", развитие мелкой моторики и ориентировки в пространст...