Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента
Детская цель: спасение животных, попавших в беду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 143.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР
на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента
Детская цель: спасение животных, попавших в беду.
Задачи занятия:
Коррекционно-образовательные:
– создать условия для речевой активности детей;
– создать условия для обогащения активного словаря детей за счет уточнения знаний детей по лексической теме «Деревья»;
– создать условия для закрепления навыков чтения;
– создать условия для закрепления навыков звукового анализа и синтеза;
– создать условия для развития умения составлять предложение с использованием схемы.
Коррекционно-развивающие:
– создать условия для развития связной речи;
– создать условия для развития умения образовывать сложные слова;
– создать условия для развития общей моторики, внимания, памяти, мышления
- создать условия для развития для развития зрительного гнозиса букв.
Коррекционно-воспитательные:
– создать условия для воспитания сотрудничества детей между собой;
– создать условия для поддержки самостоятельности и инициативности;
– создать условия для воспитания бережного отношения к природе.
Интеграция образовательных областей:
Коммуникация – развитие свободного общения с взрослыми и детьми (умение вести диалог, умение грамматически правильно строить своё высказывание).
Познание – расширение кругозора детей (систематизация знаний о деревьях, его компонентах).
Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (взаимодействие детей с педагогами).
Здоровье – сохранение и укрепление физического здоровья (смена видов деятельности, осанка, физ. минутка).
Виды детской деятельности и формы работы:
• проблемно-поисковая (решение проблемной ситуации);
• игровая (физ. минутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры);
• коммуникативная (беседа, подводящий диалог, загадки, составление предложений с заданными словами).
Используемое оборудование:
Электронная презентация, буквы алфавита, фишки для звукового анализа слова дуб, сосна; полоски цветной бумаги, картинки-схемы, медали (для сюрприза)
ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы занятия | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Психолого-педагогические условия / Условия социальной ситуации развития |
I. Вводная часть | ||||
Организационный момент | В групповой комнате – мультимедийная установка; на столах – картинки для выполнения заданий, корзина с шариками «Су-Джок»; магнитная доска | – Есть у радости подруга, в виде полукруга. На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт, То внезапно возвратиться. Грусть тоска её боится. Что это? (улыбка.) Подарим друг другу улыбки? -Дети, я сегодня получила сообщение из лесной чащи, в котором говорилось, что диким животным негде зимовать. Как вы думаете, что случилось | Дети заходят в группу, встают в круг в середине групповой комнаты Дети отгадывают загадку. Дети вы сказывают свои предположения, стоя в кругу | Создание условий для установления доброжелательного контакта с детьми Создание условий для проявления поисковой активности |
Мотивационно-ориентировочный момент | На магнитной доске в центре - картинка «Лес». | Игра – ассоциация «Облако слова» - Закройте глаза, что вы представляете, когда я говорю слово «Лес» - В лесу исчезли все деревья. А какие деревья росли в лесу? - У меня остались только листья с этих деревьев. - Как вы думаете, сможем мы помочь зверям? | Дети высказывают свои варианты ответа, рисуя схематичные предметы Дети высказывают свои варианты ответа, сидя на стульчиках | Создание условий для выражения своих мыслей Создание условий для проявления поисковой активности, самостоятельного выбора |
II. Основная часть | ||||
Поисковый этап | Открывается презентация, на слайде изображение листьев Учитель-логопед зачитывает первый лист - рябины На слайде появляются первые «рябинки» | Посмотрите на букет и скажите, с какого дерева лист? Значит он какой? – Молодцы! Посмотрите в нашем лесу начинают появляться первые деревья . | На слайде появляются первые «рябинки»: лист с рябины – рябиновый лист, ольхи – ольховый; осины – осиновый; берёзы – берёзовый; дуба – дубовый; липы – липовый | Создание условий для мыслительной и речевой активизации детей Создание условий для проявления положительных эмоций |
Учитель-логопед зачитывает задание На магнитную доску вывешиваются сюжетная картинка «Осенний лес» На слайде появляются «тополя» Выставляется картинка с изображением листопада. На слайде изображение водопада, камнепада, звездопада | – Посмотрите на картинку. Какой цвет преобладает? Какой цвет основной на этой картинке? - Жёлтый цвет – это цвет, дорогого металла. Какого? - Значит, осень, какая? -Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет? -Почему? Кто им помог? -Как называется это явление в природе? -Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём? - Игра «Почини слово». В этом вам помогут мои картинки- подсказки. Вода + падать Звезда + падать Снег + падать Камень + падать – Молодцы, вы правильно подобрали слова. Вот и второй камень исчез | Дети рассматривают картинку, определяя основной цвет – желтый, золото, золотой. Золотая, ранняя, неожиданная ,дождливая, поздняя, ветреная Дети читают: Падают, падают листья, В нашем саду листопад. Красные, жёлтые листья По небу вьются, летят Птицы давно улетели, Гуси, грачи, журавли. Вот уж последняя стая, Крыльями машет в дали. (Ивенсен М.) Дети высказывают свои варианты ответа, сидя на стульчиках: Листья оторвались и упали с дерева. Ветер сдувает листья с деревьев. Листопад. Слово листопад состоит из двух частей: Лист, падать. Водопад , камнепад, звездопад, снегопад | Условия для выражения своих мыслей, стимулирования речевой активности Создание условий для проявления положительных эмоций. | |
Учитель - логопед обращает внимание на листики, лежащие на ковре | Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен) - Вокруг себя обернись в лист превратись. – Дует, дует ветер, Дует, задувает, Жёлтые листочки С дерева срывает. И летят листочки, Кружат по дорожке, Падают листочки Прямо нам под ножки.
- Молодцы! Какой волшебный получился листопад! | Дети стоят на ковре и машут руками. ( Ритм бубна умеренный) Трясут кистями рук. (Ритм бубна учащается)
Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется) Приседают. | Создание условий для развития общей моторики. Создание условий для проявления положительных эмоцой | |
На слайде появляются листья дуба, хвоя сосны Учитель-логопед зачитывает задание На столе буквы алфавита, фишки для звукового анализа На следующем слайде презентации появляются изображение сосен и дубов | - Посмотрите на свои картинки, лежащие на столах. – Отгадайте, с какого дерева эти листья? Дуб, какое дерево? - А что это? Сосна, какое дерево? - Разделитесь на две команды: 1команда – дубки, 2 команда – сосенки. «Дубки» составляют схему слова ДУБОК, «сосенки» - СОСНА - Выберите командира команды, который выложит схему слова на доске. - Отличная работа! Команды и командиры успешно справились с работой! Посмотрите как увеличилось количество деревьев в нашем лесу! | Дети огадывают: Это листья с дуба, дуб лиственное дерево. Это хвоя сосны. Сосна хвойное дерево. Дети делятся на команд. Индивидуально составляя звуковые схемы слов. | Создание условий для мыслительной активизации детей и стимулирования речевой деятельности Создание условий для воспитания сотрудничества детей между собой Создание условий для проявления положительных эмоций | |
На столе лежат полоски (или любые другие геометрические фигуры) цветной стороной вниз. На столах наборы «Схема предложения» На слайде вырастает «ЛЕС» | - Подберите «Семейку слов » к слову лист. - Вам надо составить предложение с выбранным словом. _ Посчитайте сколько слов в предложении и выложите схему предложений из полосок набора. Но сначала нужно разделиться на пары. Молодцы! Посмотрите сколько мы уже «посадили» деревьев в нашем лесу. | Дети высказывают свои варианты ответа, заполняя семантическое поле схемами-картинками: Листик, листочек, листопад, лиственница, лиственный, листок, листовертка, листать Дети берут себе по одной полоске и, ищут себе в пару ребенка с таким же цветом полоски, садятся за столы, составляют предложения с выбранными словами, выкладывают схемы предложений. | Создание условий для проявления поисковой активности, умения взаимодействовать друг с другом Создание условий для практической деятельности, умения работать в паре, согласовывать свои действия Создание условий для проявления положительных эмоций | |
На слайде над лесом «проплывают» облака в виде букв | Игра «Узнай по контуру» - Посмотрите, какие облака проплывают над нашим лесом. На что они похожи? -Чем отличается буква от звука? Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем. - А какие животные появятся в нашем волшебном лесу, вы сможете отгадать, если вспомните, какие звуки обозначают эти буквы. -Положите картинки с изображением животных под соответствующую букву . | Дети высказывают свои варианты ответа, ( на букву М, Б, В, З, Л). Букву мы видим, читаем, пишем. Звук слышим и произносим. Дети высказывают свои варианты ответа, вспоминая какие звуки, обозначают эти буквы: Буква Б обозначает два звука [Б] и [Бь]. Со звука [Б] начинается слово БОБР, а со звука[Бь] - БЕЛКА. [В] – ВОЛК, [З]- ЗАЯЦ [Мь]- МЕДВЕДЬ [Ль]- ЛИСИЦА [Л]- ЛОСЬ Дети отбирают картинки с изображением животных в соответствии с нахождением в названиях заданных звуков. | Создание условий для профилактики дизграфии Создание условий для выражения своих мыслей, стимулирования речевой активности | |
На следующем слайде презентации – лесная поляна с дикими животными. | – Сегодня мы с вами помогли диким животным обрести дои. Что мы для этого сделали? – Смотрите –животные говорят вам всем: «Спасибо!» | Условия для развития умения видеть результат своей деятельности Создание условий для проявления положительных эмоций | ||
III. Заключительная часть | ||||
Рефлексивно-оценочный этап | Учитель-логопед показывает детям медали
| – За то, что вы спасли деревья в лесу , звери дарят вам подарки – это медаль «ТЫ МОЛОДЕЦ!» Но медали не одинаковые. Вы должны сами решить, какую медаль взять: Если вы считаете, что активно участвовали в спасении леса, выполняли все задания, тогда берите большую медаль. А если вы считаете, что были недостаточно активны, тогда берите маленькую медаль – Что мы с вами сегодня на занятии делали? Что вам запомнилось? Что понравилось? Где мы с вами можем применить эти знания? – Вы сегодня все молодцы, старались, очень хорошо выполняли все задания! | Дети сами выбирают себе медали Дети делятся впечатлениями | Условия для развития умения оценивать результат своей деятельности Создание условий для выражения своих мыслей, поддержки и стимулирования речевой активности |
Список используемых источников:
1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.
2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П. Стихи о временах года и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» сценарии занятий. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009.
4. Нищева Н.В. Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР по теме "Домашние животные"
Подгрупповое логопедическое занятие в подготовительной к школе группе для детей с ТНР....
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)
Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)Заключение:...
Занятие по развитию лексико-грамматических связей и формированию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ТНР «Золотая осень»
Занятие являлось обобщающим после проведения ряда тематических занятий по отдельным лексическим темам: «Овощи. Фрукты», «Перелетные птицы», «Грибы», с использ...
Конспект итогового занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в старшей подготовительной к школе группе компенсирующей направленности Тема: «В поисках клада»
Обобщение и систематизация знания детей, полученных на логопедических занятиях в течение учебного года....
Конспект подгруппового НОД по совершенствованию лексико-грамматического строя речи и связного высказывания в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме: «Зимующие птицы».
Вашему вниманию представляю конспект в рамках лексической темы недели "Зимующие птицы", являющийся итоговым занятием по закреплению лексического материала и развитию связной речи детей старш...
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи. Тема: В лес по грибы.
Организованная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с о...