Главные вкладки

    План-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему:
    Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

    Кончакова Татьяна Михайловна

    Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента 

    Детская цель: спасение животных, попавших  в беду.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл dokument_microsoft_office_word.docx143.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР  

    на тему: «Деревья »

    Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента  

    Детская цель: спасение животных, попавших  в беду.

    Задачи занятия:

    Коррекционно-образовательные:

    –  создать условия для речевой активности детей;

    – создать условия для обогащения активного словаря детей за счет уточнения знаний детей по лексической теме «Деревья»;

    – создать условия для закрепления навыков чтения;

    – создать условия для закрепления навыков звукового анализа и синтеза;

    – создать условия для развития умения составлять предложение с использованием схемы.

    Коррекционно-развивающие:

    – создать условия для развития связной речи;

    – создать условия для развития умения образовывать сложные слова;

    – создать условия для развития общей моторики, внимания, памяти, мышления

    - создать условия для развития для развития зрительного гнозиса букв.

    Коррекционно-воспитательные:

    – создать условия для воспитания сотрудничества детей между собой;

    – создать условия для поддержки самостоятельности и инициативности;

    – создать условия для воспитания бережного отношения к природе.

    Интеграция образовательных областей:

    Коммуникация – развитие свободного общения с взрослыми и детьми (умение вести диалог, умение грамматически правильно строить своё высказывание).

    Познание – расширение кругозора детей (систематизация знаний о деревьях, его компонентах).

    Социализация – развитие игровой деятельности, приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (взаимодействие детей с педагогами).

    Здоровье – сохранение и укрепление физического здоровья (смена видов деятельности, осанка, физ. минутка).

    Виды детской деятельности и формы работы:

    • проблемно-поисковая (решение проблемной ситуации);

    • игровая (физ. минутка, пальчиковая гимнастика, дидактические игры);

    • коммуникативная (беседа, подводящий диалог, загадки, составление предложений с заданными словами).

    Используемое оборудование:

    Электронная презентация, буквы алфавита, фишки для звукового анализа слова дуб, сосна; полоски цветной бумаги, картинки-схемы, медали (для сюрприза) 

         


    ПРИМЕРНЫЙ ХОД ЗАНЯТИЯ

    Этапы занятия

    Организация рабочего пространства

    Деятельность взрослого

    Деятельность детей

    Психолого-педагогические условия / Условия социальной ситуации развития

    I. Вводная часть

    Организационный момент

    В групповой комнате – мультимедийная установка; на столах – картинки для выполнения заданий, корзина с шариками «Су-Джок»; магнитная доска

    – Есть у радости подруга, в виде полукруга.

    На лице она живёт, то куда-то вдруг уйдёт,

    То внезапно возвратиться.

    Грусть тоска её боится.

    Что это?  (улыбка.)

    Подарим друг другу улыбки?

    -Дети, я сегодня получила сообщение из лесной чащи, в котором говорилось, что диким животным негде зимовать. Как вы думаете, что случилось

    Дети заходят в группу, встают в круг в середине групповой комнаты

    Дети отгадывают загадку.

      Дети вы сказывают свои предположения, стоя в кругу

    Создание условий для установления доброжелательного контакта с детьми

    Создание условий для проявления поисковой активности

    Мотивационно-ориентировочный

     момент

    На магнитной доске в центре - картинка «Лес».

    Игра – ассоциация «Облако слова»

    - Закройте глаза, что вы представляете, когда я говорю слово «Лес»

    - В лесу исчезли все деревья. А какие деревья росли в лесу?

    - У меня остались только листья с этих деревьев.

    - Как вы думаете,  сможем мы помочь зверям?

    Дети высказывают свои варианты ответа, рисуя схематичные предметы

    Дети высказывают свои варианты ответа, сидя на стульчиках

    Создание условий для выражения своих мыслей

    Создание условий для проявления поисковой активности, самостоятельного выбора

    II. Основная часть

    Поисковый этап

    Открывается презентация, на слайде изображение листьев

    Учитель-логопед зачитывает первый лист - рябины

    На слайде появляются первые «рябинки»

    Посмотрите на букет и скажите, с какого дерева лист? Значит он какой?

    – Молодцы! Посмотрите в нашем лесу начинают

      появляться первые деревья .

    На слайде появляются первые «рябинки»: лист с рябины – рябиновый лист,

    ольхи – ольховый;

    осины – осиновый;

    берёзы – берёзовый;

    дуба – дубовый;

    липы – липовый

    Создание условий для   мыслительной и речевой активизации детей

    Создание условий для  проявления положительных эмоций

    Учитель-логопед зачитывает задание

    На магнитную доску вывешиваются сюжетная картинка «Осенний лес»

        На слайде появляются «тополя»

    Выставляется картинка с изображением листопада.

    На слайде изображение водопада, камнепада, звездопада

     Посмотрите на картинку. Какой цвет преобладает? Какой цвет основной на этой картинке?

    - Жёлтый цвет – это цвет, дорогого металла. Какого?

    - Значит, осень, какая?

    -Как вы думаете, что произошло с листьями, перед тем как они попали в мой букет?

    -Почему? Кто им помог?

    -Как называется это явление в природе?

    -Проговорите слово «листопад» и внимательно подумайте, какие два слова спрятались в нём?  

    - Игра «Почини слово». В этом вам помогут мои картинки- подсказки.

    Вода + падать       

    Звезда + падать

    Снег + падать

    Камень + падать

    – Молодцы, вы правильно подобрали слова. Вот и второй камень исчез

    Дети рассматривают картинку, определяя основной цвет – желтый, золото,  золотой.

    Золотая, ранняя, неожиданная ,дождливая, поздняя, ветреная

    Дети  читают:

    Падают, падают листья,

    В нашем саду листопад.

    Красные, жёлтые листья

    По небу вьются, летят

    Птицы давно улетели,

    Гуси, грачи, журавли.

    Вот уж последняя стая,

    Крыльями машет в дали.

    (Ивенсен М.)

    Дети высказывают свои варианты ответа, сидя на стульчиках:

    Листья оторвались и упали с дерева. Ветер сдувает листья с деревьев. Листопад. 

    Слово листопад состоит из двух частей: Лист, падать. Водопад , камнепад, звездопад, снегопад 

    Условия для выражения своих мыслей, стимулирования речевой активности

    Создание условий для  проявления положительных эмоций.

    Учитель - логопед обращает внимание на листики, лежащие на ковре

    Физкультминутка (с элементами логоритмики под бубен)

    - Вокруг себя обернись в лист превратись.

    – Дует, дует ветер,

    Дует, задувает,

    Жёлтые листочки

    С дерева срывает.

    И летят листочки,

    Кружат по дорожке,

    Падают листочки

    Прямо нам под ножки.

     

    - Молодцы! Какой волшебный получился листопад!

    Дети стоят  на ковре и машут руками. ( Ритм бубна умеренный)

    Трясут кистями рук.

     (Ритм бубна учащается)

     

    Дети семенят на месте и делают махательные движения руками. (Ритм замедляется)

    Приседают.

    Создание условий для развития общей моторики.

    Создание условий для  проявления положительных эмоцой

    На слайде появляются листья дуба, хвоя сосны

    Учитель-логопед зачитывает задание

    На столе буквы алфавита, фишки для звукового анализа

    На следующем слайде презентации появляются изображение сосен и дубов

    - Посмотрите на свои картинки, лежащие на столах.

     – Отгадайте, с какого дерева эти листья? Дуб, какое дерево?

    - А что это? Сосна, какое дерево?

    - Разделитесь на две команды: 1команда – дубки, 2 команда – сосенки. «Дубки» составляют схему слова ДУБОК, «сосенки» - СОСНА

    - Выберите командира команды, который выложит схему слова на доске.

    - Отличная работа! Команды и командиры успешно справились с работой! Посмотрите как увеличилось количество деревьев в нашем лесу!

    Дети огадывают:

    Это листья с дуба, дуб лиственное дерево.

    Это хвоя сосны. Сосна хвойное дерево.

    Дети делятся на команд. Индивидуально составляя звуковые схемы слов.

    Создание условий для мыслительной активизации детей и стимулирования речевой деятельности

    Создание условий для

    воспитания сотрудничества детей между собой

    Создание условий для  проявления положительных эмоций

    На столе лежат полоски (или любые другие геометрические фигуры) цветной стороной вниз.

    На столах наборы «Схема предложения»

    На слайде вырастает «ЛЕС»

    - Подберите «Семейку слов » к слову лист.

    - Вам надо составить предложение  с выбранным словом.

    _ Посчитайте сколько слов в предложении и выложите схему предложений из полосок набора. Но сначала нужно разделиться на пары.

    Молодцы! Посмотрите сколько мы уже «посадили» деревьев в нашем лесу.

    Дети высказывают свои варианты ответа, заполняя семантическое поле схемами-картинками:

    Листик, листочек, листопад, лиственница, лиственный, листок, листовертка, листать

    Дети берут себе по одной полоске и, ищут себе в пару ребенка с таким же цветом полоски, садятся за столы, составляют предложения с выбранными словами, выкладывают схемы предложений.

    Создание условий для проявления поисковой активности, умения  взаимодействовать друг с другом

    Создание условий для практической деятельности, умения работать в паре, согласовывать свои действия

    Создание условий для  проявления положительных эмоций

    На слайде над лесом «проплывают» облака в виде букв

    Игра «Узнай по контуру»

     - Посмотрите, какие облака проплывают над нашим лесом. На что они похожи? 

    -Чем отличается буква от звука?

    Нарисуйте в воздухе эти буквы пальцем.

    - А какие животные появятся в нашем волшебном лесу, вы сможете отгадать, если вспомните, какие звуки обозначают эти буквы.

    -Положите картинки  с изображением  животных под соответствующую букву .

    Дети высказывают свои варианты ответа, ( на букву М, Б, В,  З, Л).

    Букву мы видим, читаем, пишем. Звук слышим и произносим.

    Дети высказывают свои варианты ответа, вспоминая какие звуки, обозначают эти буквы: Буква Б обозначает два звука [Б] и [Бь].

    Со звука [Б] начинается слово БОБР, а со звука[Бь]   - БЕЛКА.

    [В] – ВОЛК,

     [З]- ЗАЯЦ

    [Мь]- МЕДВЕДЬ

    [Ль]- ЛИСИЦА

    [Л]- ЛОСЬ

    Дети отбирают картинки с изображением животных в соответствии с нахождением в

    названиях заданных звуков.

    Создание условий для профилактики дизграфии

    Создание условий для выражения своих мыслей, стимулирования речевой активности

    На следующем слайде презентации – лесная поляна  с дикими животными.

    – Сегодня мы с вами помогли диким животным обрести дои. Что мы для этого сделали?

    – Смотрите –животные говорят вам всем: «Спасибо!»

    Условия для развития умения видеть результат своей деятельности

    Создание условий для  проявления положительных эмоций

    III. Заключительная часть

    Рефлексивно-оценочный этап

    Учитель-логопед показывает детям медали

       

    – За то, что вы спасли деревья в лесу , звери  дарят вам подарки – это медаль «ТЫ МОЛОДЕЦ!» Но медали не одинаковые. Вы должны сами решить, какую медаль взять:

    Если вы считаете, что активно участвовали в спасении леса, выполняли все задания, тогда берите большую медаль.

    А если вы считаете, что были недостаточно активны, тогда берите маленькую медаль

    – Что мы с вами сегодня на занятии делали? Что вам запомнилось? Что понравилось? Где мы с вами можем применить эти знания?

    – Вы сегодня все молодцы, старались, очень хорошо выполняли все задания!

    Дети сами выбирают себе медали

    Дети делятся впечатлениями

    Условия для развития умения оценивать результат своей деятельности

    Создание условий для выражения своих мыслей, поддержки и стимулирования речевой активности


    Список используемых источников:

    1. Арефьева Л.Н. Лексические темы по развитию речи детей 4—8 лет: Методическое пособие. — М.: ТЦ Сфера, 2008.

    2. Громова О.Е., Соломатина Г.Н., Савинова Н.П.  Стихи о временах года и игры. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.

    3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5 – 6 лет» сценарии занятий. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009.

    4. Нищева Н.В. Времена года. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.

    5. Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

    6. http://logoped18.ru

    7. http://ped-kopilka.ru


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

     Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

    Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР «Умная линейка»

    Конспект предназначен для воспитателей детских садов и предлагает один из способов совершенствования умений  детей решать задачи на увеличение или уменьшения числа на несколько единиц, используя ...

    Логопедическая подгрупповая непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

    Занятие «В лес по грибы» связано с практическим применением компьютерной техники. Цель занятия: практическое усвоение форм словообразования, развитие и формирование связной речи у дошкольников с общим...

    Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год

    Перспективное и календарно-тематическое планирование учителя-логопеда в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015-2016 учебный год ...

    Рабочая программа образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на 2015 – 2016 учебный год

    Адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (старший дошкольный возраст)  (далее «Программа») Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Дет...

    Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте и рисованию в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР.

    Интегрированное занятие для подготовительной к школе группы компенсирующей направленности в соответствии с требованиями ФГОС  по теме: "Обитатели морей и океанов"...

    Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

    Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...