Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка” (подготовительная к школе группа)
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Владимировна Журавлева

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”

Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Заключение: ТНР

Тема недели: Зима. Зимние забавы.

Задачи

Развивающие:

 - развивать зрительное внимание и память, наблюдательность;

 - формировать словесно-логическое творческое мышление;

 - формировать умение «входить» в воображаемую ситуацию и поддерживать ее;

 - развивать чувство юмора.

Воспитательные:

 - совершенствовать навыки подгрупповой работы, ориентированной на общий результат;

 - формировать представление о том, что смех может помогать в учении.

Образовательные:

 - совершенствование навыка словообразования и словотворчества;

  - упражнять в умении составлять целое из частей;

  - закреплять в речи правильное употребление сущ-х в род.п.;

  - упражнять в образовании сущ-х с ум.-ласк. суффиксами;

  - формировать навык образования притяжательных прилагательных;

  - упражнять в навыке составления предложений по сюжетной картине;

  - совершенствовать навык подбора слов-рифм.

 

Оборудование: атрибуты одежды (шапочки и шарфы), два мольберта, магнитные разрезные картинки двух снеговиков, муз. сопровождение «Кабы не было зимы…», снежки из магнитного полотна, мнемотаблица к стихотворению, сюжетная картина из отдельных элементов на основе магнитого винила, картинки животных «Чемпионы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка “Зимняя прогулка”

Возраст: 6-7 лет (подготовительная к школе группа)

Заключение: ТНР

Тема недели: Зима. Зимние забавы.

Задачи

Развивающие:

 - развивать зрительное внимание и память, наблюдательность;

 - формировать словесно-логическое творческое мышление;

 - формировать умение «входить» в воображаемую ситуацию и поддерживать ее;

 - развивать чувство юмора.

Воспитательные:

 - совершенствовать навыки подгрупповой работы, ориентированной на общий результат;

 - формировать представление о том, что смех может помогать в учении.

Образовательные:

 - совершенствование навыка словообразования и словотворчества;

  - упражнять в умении составлять целое из частей;

  - закреплять в речи правильное употребление сущ-х в род.п.;

  - упражнять в образовании сущ-х с ум.-ласк. суффиксами;

  - формировать навык образования притяжательных прилагательных;

  - упражнять в навыке составления предложений по сюжетной картине;

  - совершенствовать навык подбора слов-рифм.

Оборудование: атрибуты одежды (шапочки и шарфы), два мольберта, магнитные разрезные картинки двух снеговиков, муз. сопровождение «Кабы не было зимы…», снежки из магнитного полотна, мнемотаблица к стихотворению, сюжетная картина из отдельных элементов на основе магнитого винила, картинки животных «Чемпионы».

I. Организационный этап

Логопед: Я вижу по Вашим лицам, что вы немного волнуетесь: здесь много незнакомых людей, вы не догадываетесь, чем мы будем сейчас заниматься. Я хочу вам признаться, что тоже волнуюсь, а чтобы перестать бояться и лучше узнать друг друга, предлагаю вам игру, которая называется «И я». Если вы со мной соглашаетесь, отвечайте: «И я!»

«Я люблю играть» - дети: «И я», «Хочу мороженое» - дети: «И я», «Умею рисовать», «Буду читать», «Поеду отдыхать», «Буду купаться», «Люблю подарки», «Пойду гулять» ….. по инерции дальше «Снег падает» - дети: «И я» (смех) Попались!!!  Не падайте, пожалуйста!Садитесь на стульчики.

II. Введение в тему

Логопед: А снег на улице и правда падает (идет). Что еще может делать снег? Поберите слова-действия (ответы детей: лежит, кружится, летит, тает, колется, скрипит, опускается, порхает, валит, сверкает, белеет, блестит, сыплется).

- А чем могут дети заниматься на улице, когда идет снег? (Ответы детей: кататься на лыжах, на санках, коньках, лепить снеговика.

- Сегодня об этих забавах и о зиме мы будем говорить. Ребята, у меня идея: предлагаю прямо сейчас отправиться на улицу. Согласны? Тогда нам нужно одеться. Подходите сюда, надевайте шапочки и шарфы (дети надевают подготовленные атрибуты).

III. Основная часть

  1. Конструирование «Собери снеговиков».

Логопед:

Выпал снег, идем гулять,

Будем снежный ком катать.

Ох, работа нелегка,

Слепим мы снеговика.

Разделитесь на две команды, и каждая  «слепит» своего снеговика.  

(Дети, под музыку «Кабы не было зимы…», из деталей собирают на мольбертах снеговиков (большого и маленького)).

  1. Игра «Сравним снеговиков» 

Логопед: Отойдем подальше (дети встают полукругом перед мольбертами), полюбуемся нашими снеговиками. Какие они у вас получились? Подберите слова-признаки (ответы детей: смешные, забавные, большой, маленький,  белые, красивые,  веселые,снежные, разные…)  

Обращаю внимание детей на то, что снеговики разные: «А они одинаковые?» (разные), давайте их сравним:

  • у нас с вами  - глаза, у маленького снеговичка– глазки, у большого – глазищи;
  •  нос-носик-носище;
  • рот – ротик – ртище;
  • у людей бывают усы,у снеговика - усищи, а у маленького снеговичка нет чего? – усиков;
  • у людей – борода, у снеговика – бородища, у снеговичка нет чего? – бородки.
  1. Подбор однокоренных слов (слова-родственники)

Логопед: Молодцы! Вы слепили замечательных снеговиков, а я предлагаю сделать для них снежные запасы. Прикрепить снежок рядом со снеговиком можно, сказав слово, в котором слышится «снег». Первое слово мое – «заснеженный».

Дети продолжают: снежинка, снежок, снегирь, Снегурочка, подснежник, снеговик, снегопад, снежный, снегоход, снегокат (лепят снежки около снеговиков).

Логопед: Спасибо, зима, за снег! Не было бы снега, не было бы наших снежных слов и веселых забав!

  1. Повторение стихотворения по схеме с добавлением движений:

Логопед: А я про этих снеговиков знаю стихотворение. Вы его, может быть, тоже слышали. Присаживайтесь и послушайте. Мы его сейчас с вами выучим, а поможет нам эта схема:

(1. Проговариваю стихотворение по схеме, дети добавляют слова.

2. Дети - хором по схеме.

3. Вставайте в круг, и  это стихотворение мы расскажем с движением):

Как из белого снежка

Слепим мы снеговика

Удивляется прохожий:

«На кого же он похожий?

Где пробрался к нам во двор

Этот дядька Черномор?

Борода его до пят

И усы пучком торчат.

Что за глазки, что за нос,

Что за дед он – вот вопрос!

Рядом маленький, обычный

Снеговик вполне приличный!

Молодцы! Садитесь на стульчики.

  1. Игра «Загадки-обманки»

Логопед: Ребята, а я знаю, где еще один снеговик прячется (открываю на доске картину-путаницу). А что здесь происходит? Вас не удивляют забавы детей? (Ответы детей) Мы исправим эту путаницу в игре «Загадки-обманки». Прежде, чем отгадывать, послушайте совета: не доверяйте рифме – складно, да не ладно!

  • С горки милые подружки

Мчатся весело на …клюшке (на санках)

  • Финиш стал гораздо ближе,

По катку несутся… лыжи (коньки)

  • На воротах озорник

Наш защитник… снеговик (вратарь)

  • Гол! Шайба! Мальчики - дружки,

Играют  весело… в снежки (в хоккей)

  • Крутой трамплин и палок взмах,

Летит мальчишка  на коньках … (на лыжах)

 - А теперь подойдите и покажите, как должно быть на самом деле. (Дети подходят и исправляют ошибки на картине под музыку, ставя на свои места элементы картины).

  1. Составление рассказа

Теперь можно рассказать, что делали дети во дворе? Вопросы для детей:

1.Как вы думаете, когда это было?

2. Какой был день?

3. Куда отправились дети?

4. Чем они занимались?

5. Кто еще был на прогулке с ребятами? (Придумайте кличку щенку)

- А знаете, что еще случилось в этот день? Малыш побежал за своей хозяйкой, а потом кубарем скатился с горы. И когда дети оглянулись, они засмеялись и закричали: «Еще один снеговик!» Как можно закончить наш рассказ? (Детям было очень весело. Эта прогулка запомнилась ребятам. Как весело зимой во дворе!)

- У всех рассказов есть заглавие, а как мы назовем наш рассказ? (Зимой во дворе. Веселая прогулка. Зимняя прогулка. Веселый случай во дворе.)Хорощо! Оставим название «Веселый случай во дворе». Повторим рассказ, который у нас получился?

- Я начну: «Это было зимой. (Дети по цепочке продолжают) Молодцы!

- Дети, а что мы Малыша так и оставим в снежном коме? Как будем его спасать? (Предложения детей.Освобождаем.) Да, Малыш, наверное, надолго запомнил эту прогулку!

- А нам пора возвращаться в детский сад. Раздевайтесь и садитесь на стульчики (дети снимают шапочки и шарфики).

  1. Упражнение в образовании притяжательных прилагательных и  существительных в родительном падеже. Словотворчество

Логопед: Как хорошо, вернувшись с улицы, посмотреть мультфильм, почитать книжку. А я хочу показать вам веселые картинки. Сегодня наши герои катались на лыжах, на коньках, играли в хоккей. А в будущем они могут стать настоящими чемпионами-олимпийцами. А вы знаете, что такое Олимпиада? (Ответы детей: соревнования, спортивные игры, состязания…) Да, ребята,  спортивные игры, на которые приезжают спортсмены из разных стран, называют «Олимпиада». И совсем недавно в нашей стране, в городе Сочи проходила  зимняя Олимпиада, и в каждом виде спорта были свои чемпионы. Ребята, что значит быть чемпионом? Кто такой чемпион? (победитель)

- А наши картинки так и называются – «Чемпионы».

(Рассматриваем первую картинку) Необычный чемпион?

  • Голова чья? (медвежья), а туловище чье? (заячье) Как же тогда будет называться этот спортсмен? Хотите я вам подскажу?Проговорите на ладошку: «медведь», а на другую – «заяц», хлопните в ладоши и получится новое слово: медвезай.
  • Голова чья? (лисья), а туловище кого? (бобра). Проговорите: лиса, бобр – лисобобр.
  • Голова кого? (бобра), а туловище чье? (лисье) Проговорите: бобер, лиса – бобролис.
  • Давайте назовем чемпиона (говорим на ладошки: заяц, медведь – зайцемед)

Логопед: Забавные получились имена у наших чемпионов?

VI. Рефлексия.

Логопед: Мы с вами сегодня поговорили о зиме и зимних забавах, мы и посмеялись, и поучились.

Да, ребята, игра – не хитрая штука,

Но в каждой игре наука!

Есть такое выражение: «Кто с хорошим настроением не ссорится, у того и учеба спорится». Спорится – значит, получается. Я желаю Вам, чтобы все у вас в жизни получалось, а если что-то не получится, не расстраивайтесь и пробуйте еще, не сдавайтесь и тогда Вы будете настоящими чемпионами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий "Цирк. Цирк. Цирк"в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР ( 6 - 7 года жизни) с использованием презентации

Конспект и презентация логопедического занятия по теме "Цирк" в подготовительной к школе  группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) 7 года жизни...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе детей с ОНР

Конспект будет интересен практикующим учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп и студентам педагогических заведений....

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий для детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

Подгрупповое логопедическое занятия по формированию лексико-грамматических категорий  для детей с общим недоразвитием речи   старшего дошкольного возраста на тему: «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИ...

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей логопедической группе «В гостях у сказки»

 Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.  Задачи: -коррекционно-образовательные: учить употреблять существите...