Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Андреева Ольга Николаевна

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_otnositelnye_prilagatelnye.docx19.06 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Москвы «Школа № 1373»

(ГБОУ Школа № 1373)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка у детей с общим недоразвитием речи в подготовительной группе по теме:

  «Относительные прилагательные»

 

Составила

учитель-логопед

Андреева О.Н.

Москва

Тема:  Относительные прилагательные

Цель: совершенствовать навыки словообразования, упражнять детей в образовании относительных прилагательных, обозначающих материал с опорой на предметные картинки и без них.

Коррекционно-образовательные задачи:

-совершенствовать грамматический строй речи путём закрепления умения образовывать относительные прилагательные от существительных;

-согласование относительных прилагательных в роде, числе и падеже;

-развитие диалогической речи;

-обогащение словарного запаса;

Коррекционно-развивающие задачи:

-развитие фонематического восприятия;  слухового, зрительного внимания; памяти и мышления;

 Коррекционно-воспитательные задачи: воспитывать интерес к логопедическим занятиям; доброжелательное отношение друг к другу; чувство ответственности, инициативности; развивать навыки сотрудничества; аккуратность и умение пользоваться раздаточным материалом; прививать чувство товарищества и доброты.

Здоровьесберегающие задачи:

-развитие правильного вдоха и выдоха;

Оборудование: магнитная доска; предметные картинки с изображением строительного материала: дерева, камня, кирпича, глины, белого камня, стекла, бетона; картинки с изображением домов из различного строительного материала;

Ход занятия

I. Организационный момент

-Ребята, поднимите руки, кто живёт в кирпичном доме (панельном, блочном, деревянном)?

II. Основная часть.

1. Введение в тему.   

          Сегодня я расскажу сказку про необычное царство-государство, а называлось оно «Царство-мастеров».

      2. Словообразование относительных прилагательных, обозначающих материал с опорой на предметные картинки

    В одном царстве-государстве жили – были братья: царевичи-мастера.

Жили не тужили – работать любили. В этом царстве-государстве всем очень нравилось, что-то строить, мастерить, заниматься рукоделием. И такими были царевичи!

          Выросли царевичи и каждый захотел себе дом построить.

Первый, самый старший брат, Дмитрий, построил себе дом из дерева.

Второй брат, Михаил, построил себе дом из камня.

Третий брат, Алексей, построил себе дом из соломы.

Четвёртый брат, Иван, смастерил себе дом из глины.

Пятый брат, Фома, построил дом из белого камня.

Шестой брат, Василий, построил дом из блоков.

Седьмой брат, Павел, построил себе дом из кирпича.

Логопед задаёт вопросы и на протяжении всего занятия добивается от детей полных ответов.

-Сколько было братьев? Как их звали? Кто был самый старший? Кто из них самый младший?

-Из каких материалов братья-царевичи построили себе дома?

-Если Дмитрий построил себе дом из дерева, то у него какой дом? (деревянный)

-Михаил построил себе дом из камня. У Михаила какой дом? (каменный)

-Алексей построил себе дом из соломы. У Алексея какой дом? (соломенный)

-Иван смастерил дом из глины. У Ивана какой дом? (глиняный)

-Фома построил дом из белого камня. У Фомы какой дом? ( белокаменный)

-Василий построил себе дом из блоков. У Василия какой дом? (блочный)

-У Павла дом из кирпича. У Павла какой дом? (кирпичный)

Царевичи построили дома и стали народ созывать в гости. Кланялись перед людьми и шапки надевали. Логопед раздаёт лоскутки тканей в соответствии с содержанием текста.

-Дмитрий надел шапку из меха. У него какая шапка? (меховая)

-Михаил надел шапку из шерсти. У него какая шапка? (шерстяная)

-Алексей надел шапку из льна. У него какая шапка? (льняная)

-Иван надел шапку из кожи. У него какая шапка? (кожаная)

-Фома надел шапку из шёлка. У него какая шапка? (шёлковая)

-Василий надел шапку из фетра. У него какая шапка? (фетровая)

-Павел надел шапку из хлопка. У него какая шапка? (хлопковая)

3.Физкультминутка.

Баба-яга.

В тёмном лесу есть избушка.   (Руки над головой «в  домике». Дети шагают               на месте)

Стоит задом наперёд, (поворот)

В той избушке есть старушка, (наклоны)

Бабушка Яга зовут, (поворот обратно)

Нос крючком, (показать нос)

Глаза большие, (показать глаза)

Словно угольки горят.

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят! (руки вверх)

4.Дыхательное упражнение: «Костёр».

Логопед ставит перед детьми макет костра с полосками тонкой красной бумаги.

Детям предлагается подуть на «угасающий» костёр, вдыхая через нос и медленно выдыхая через рот.

5.Игра: «Чем угощали?».

В домах царских стали угощать гостей супом, соками.

У детей на столах картонные кастрюльки с изображением различных продуктов; плоскостные пластиковые стаканчики с изображением фруктов и ягод.

Логопед просит детей ответить предложением, какой сварили суп для гостей.

Дети, ориентируясь на свою картинку включают в предложение определения: грибной, вермишелевый, овощной, щавелевый, гороховый, фасолевый, молочный и т. п.

-Каким соком угостили гостей? – Гостей угостили душистым, ароматным, свежим яблочным (морковным, грушевым, сливовым, вишнёвым, клубничным, смородиновым) соком.

   Гости остались довольными. Вернулись домой и принялись за любимое мастерство.

6. Итог занятия, оценка деятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в старшей группе по лексической теме «Деревья».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языкав старшей группе по лексической теме «Деревья»....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий у детей в подготовительные группы на тему: «Откуда хлеб пришёл»...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе для детей с ОНР. Тема: «Одежда»

Задачи: Активизировать, уточнить и расширить словарный запас по лексической теме «Одежда».Закрепить навык словообразования и словоизменения.Формировать умения различать по назначению, мате...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( старшая группа ). Тема. Притяжательные прилагательные. «Дикие животные весной»

       Представлен подробный план-конспект по формированию умения образовывать притяжательные прилагательные   в рамках изучения  лексической темы  "...