Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Мебель. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме

«Мебель. Части мебели.

Материалы, из которых сделана мебель».

Образовательная область: Речевое развитие (Развитие речи, Развитие лексико-грамматических категорий, Формирование связной речи).

Вид занятия: Комбинированное.

Продолжительность: 30-35 минут.

Тема: Мебель. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

Цели:

Коррекционно-образовательные:

-расширить и активизировать словарный запас по лексической теме "Мебель".

-уточнить и систематизировать знания детей о видах мебели, их назначении.

-закрепить названия основных частей различных видов мебели.

-формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материал (дерево – деревянный).

- совершенствовать навык составления простых и сложноподчиненных предложений по опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие:

-развивать артикуляционную моторику, дыхание.

-развивать фонематический слух и восприятие.

-развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение.

-развивать общую и мелкую моторику.

-развивать навыки самоконтроля за речью.  

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к предметам мебели.

-формировать познавательный интерес к окружающему миру.

-воспитывать активность, инициативность, умение работать в коллективе.

Оборудование: набор предметных картинок с изображением различных видов мебели (стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, полка, комод, тумба и др.). Предметные картинки с изображением частей мебели (ножка, спинка, сиденье, столешница, дверца, ящик, ручка). Образцы материалов: кусочки дерева (фанера, доска), пластика, металла, ткани, стекла (безопасные). Сигнальные карточки для игры "Один-много" (изображение одного и нескольких предметов). Игрушечная мебель (несколько предметов). Кукла "Маша" или другой сказочный персонаж. Картинка с изображением комнаты, где нужно расставить мебель.  Мяч.  Аудиозапись спокойной музыки для релаксации.

Предварительная работа:

-беседы о мебели в группе, рассматривание реальных предметов мебели.

-чтение стихов, загадок о мебели.

-дидактические игры "Назови, где что?", "Из чего сделано?".

-пальчиковая гимнастика "Мебель".

Ход занятия:

I. Организационный момент (2 мин.)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Ей очень нравится у нас в детском саду, но она совсем запуталась в наших комнатах и никак не может понять, что для чего нужно. Давайте поможем ей разобраться? (Дети приветствуют куклу Машу.)

Логопед: Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:

Я без ножек, но стою,

Я без рук, но в доме жду.

Я бываю разной,

Деревянной, красной,

Я для отдыха и сна,

Я для еды нужна.

Что это?

Дети: Мебель!

Логопед: Правильно! Сегодня мы будем говорить о мебели.

 

II. Введение в тему. Актуализация знаний (5 мин.)

Логопед: Молодцы! Кукла Маша хочет посмотреть, какие предметы мебели вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением различных видов мебели.)

1. Игра "Назови и покажи".

Логопед: Давайте по очереди называть предметы мебели, которые вы видите, и рассказывать, для чего они нужны.

(Дети по очереди называют: "Это стол. За столом мы едим, рисуем, играем.", "Это стул. На стуле мы сидим.", "Это кровать. На кровати мы спим." и т.д.)

Логопед: Отлично! Маша теперь знает много разных предметов мебели!

 

III. Основная часть (20-25 мин.)

1.Дидактическая игра "Части мебели".

Логопед: Молодцы! А теперь давайте рассмотрим мебель повнимательнее. У каждого предмета мебели есть свои части. (Логопед показывает на картинку стула.)

Дети: Ножки, спинка, сиденье. (Аналогично с другими предметами: шкаф – дверцы, полки, стенки; стол – столешница, ножки; комод – ящики, ручки.)

2. Дидактическая игра "Из чего сделано?" (Образование относительных прилагательных)

Логопед: Ребята, а из чего делают мебель? Кукла Маша принесла нам разные образцы материалов. (Логопед показывает образцы материалов: дерево, пластик, металл, ткань, стекло.)

Логопед:

-Если мебель сделана из дерева, то она какая? (Деревянная)  

-Если мебель сделана из пластика, то она какая? (Пластиковая)

-Если мебель сделана из металла, то она какая? (Металлическая)

-Если мебель обтянута тканью, то она какая? (Мягкая, тканевая)

-Если мебель со стеклом (например, дверца), то она какая? (Стеклянная)

Логопед: Замечательно! А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, из чего сделана мебель.

(Логопед показывает картинки мебели, дети отвечают полными предложениями: "Шкаф сделан из дерева, он деревянный.", "Стул сделан из металла, он металлический.")

3. Физкультминутка "Мебель в комнате" (3 мин.)

Логопед: Давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами – мебель!

Мы шагаем по дорожке, (Шагают на месте)

Ищем стулья, ищем ножки. (Наклоны вперед, имитируют поиск)

Сели мы на мягкий стул (Приседают)

Отдыхаем от раздумий (Трут виски)

Шкаф большой откроем (Руки в стороны, затем вверх)

Все игрушки сложим (Наклоны, имитируют складывание)

Вот и стол стоит большой (Руки в стороны)

За столом сидим порой (Присаживаются)

Кровать на спинке (Ложатся на пол, если есть место, или просто вытягивают руки)

Спим на ней, как спинки! (Закрывают глаза)

А теперь встали, потянулись (Потягиваются)

И за стол снова вернулись. (Садятся)

4. Дидактическая игра "Один – много" (Образование множественного числа существительных)

Логопед: Молодцы! Маша очень рада, что вы такие внимательные. А теперь давайте поиграем с мячом. Я буду называть один предмет мебели, а вы, бросая мне мяч обратно, называйте много таких предметов.

Логопед – Дети:

 • Стул – стулья

• Стол – столы

• Шкаф – шкафы

• Кровать – кровати

• Диван – диваны

• Кресло – кресла

• Полка – полки

• Тумба – тумбы

• Комод – комоды

Логопед: Отлично справились!

5. Дидактическая игра "Четвертый лишний" (Развитие логического мышления, классификация)

Логопед: Маша приготовила для вас интересные карточки. Посмотрите внимательно на картинки и найдите, что здесь лишнее и почему. (Логопед показывает карточки: 3 предмета мебели + 1 игрушка; 3 деревянных предмета + 1 металлический; 3 предмета для спальни + 1 для кухни.)

• Стол, стул, шкаф, мяч - лишний мяч, потому что это игрушка, а остальное – мебель.

• Деревянный стол, деревянный стул, пластиковый шкаф, деревянная кровать - лишний пластиковый шкаф, потому что он из пластика, а остальное – из дерева.

• Кровать, подушка, одеяло, стол -лишний стол, потому что кровать, подушка и одеяло – это для сна, а стол – для еды.

Логопед: Какие вы сообразительные! Все загадки Маши отгадали!

6. Пальчиковая гимнастика "У меня есть дом большой" (2 мин.)

Логопед:

А теперь наши пальчики разомнем.

У меня есть дом большой, (Показывают "крышу" над головой)

В доме мебель, стол и стул. (Загибают пальцы по одному)

Шкаф, кровать, диван, комод,

Каждый уголок найдёт.

Мы в окошко поглядим, (Делают "окошко" из пальцев)

И о мебели поговорим. (Хлопают в ладоши)

 

IV. Заключительная часть (4 мин.) 1. Составление рассказа по картинке "Наша комната"

Логопед: Кукла Маша хочет обустроить свою комнату. Она нарисовала план комнаты. Давайте поможем ей составить рассказ, какую мебель и куда поставить. (На доске картинка пустой комнаты. Логопед предлагает детям по очереди "расставить" мебель и рассказать, что они ставят и почему. Например: "Я поставлю кровать в угол, чтобы Маша могла на ней спать.", "Я поставлю шкаф у стены, чтобы Маша могла хранить в нем одежду." и т.д.)

Логопед: Вот какая красивая и уютная комната получилась у Маши! Вы очень хорошо поработали.

 

V. Итог занятия. Рефлексия (2 мин.)

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Дети: О мебели.

Логопед: Что нового вы узнали о мебели? (Дети вспоминают части мебели, материалы).

Логопед: Какое задание вам понравилось больше всего?

Логопед: Вы сегодня все были очень активными, внимательными и старательными. Отлично справились со всеми заданиями! Кукла Маша говорит вам большое спасибо за помощь! (Логопед хвалит детей, вручает наклейки или маленькие сувениры.)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mebel.docx20.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме

«Мебель. Части мебели.

Материалы, из которых сделана мебель».

Образовательная область: Речевое развитие (Развитие речи, Развитие лексико-грамматических категорий, Формирование связной речи).

Вид занятия: Комбинированное.

Продолжительность: 30-35 минут.

Тема: Мебель. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.

Цели: 

Коррекционно-образовательные: 

-расширить и активизировать словарный запас по лексической теме "Мебель".

-уточнить и систематизировать знания детей о видах мебели, их назначении.

-закрепить названия основных частей различных видов мебели.

-формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материал (дерево – деревянный).

- совершенствовать навык составления простых и сложноподчиненных предложений по опорным картинкам.

Коррекционно-развивающие: 

-развивать артикуляционную моторику, дыхание.

-развивать фонематический слух и восприятие.

-развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение.

-развивать общую и мелкую моторику.

-развивать навыки самоконтроля за речью.  

Воспитательные: 

-воспитывать бережное отношение к предметам мебели.

-формировать познавательный интерес к окружающему миру.

-воспитывать активность, инициативность, умение работать в коллективе.

Оборудование: набор предметных картинок с изображением различных видов мебели (стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, полка, комод, тумба и др.). Предметные картинки с изображением частей мебели (ножка, спинка, сиденье, столешница, дверца, ящик, ручка). Образцы материалов: кусочки дерева (фанера, доска), пластика, металла, ткани, стекла (безопасные). Сигнальные карточки для игры "Один-много" (изображение одного и нескольких предметов). Игрушечная мебель (несколько предметов). Кукла "Маша" или другой сказочный персонаж. Картинка с изображением комнаты, где нужно расставить мебель.  Мяч.  Аудиозапись спокойной музыки для релаксации.

Предварительная работа: 

-беседы о мебели в группе, рассматривание реальных предметов мебели.

-чтение стихов, загадок о мебели.

-дидактические игры "Назови, где что?", "Из чего сделано?".

-пальчиковая гимнастика "Мебель".

Ход занятия:

I. Организационный момент (2 мин.)

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Ей очень нравится у нас в детском саду, но она совсем запуталась в наших комнатах и никак не может понять, что для чего нужно. Давайте поможем ей разобраться? (Дети приветствуют куклу Машу.)

Логопед: Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:

Я без ножек, но стою,

Я без рук, но в доме жду.

Я бываю разной,

Деревянной, красной,

Я для отдыха и сна,

Я для еды нужна.

Что это?

Дети: Мебель!

Логопед: Правильно! Сегодня мы будем говорить о мебели.

II. Введение в тему. Актуализация знаний (5 мин.)

Логопед: Молодцы! Кукла Маша хочет посмотреть, какие предметы мебели вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением различных видов мебели.)

1. Игра "Назови и покажи".

Логопед: Давайте по очереди называть предметы мебели, которые вы видите, и рассказывать, для чего они нужны.

(Дети по очереди называют: "Это стол. За столом мы едим, рисуем, играем.", "Это стул. На стуле мы сидим.", "Это кровать. На кровати мы спим." и т.д.)

Логопед: Отлично! Маша теперь знает много разных предметов мебели!

III. Основная часть (20-25 мин.)

1.Дидактическая игра "Части мебели".

Логопед: Молодцы! А теперь давайте рассмотрим мебель повнимательнее. У каждого предмета мебели есть свои части. (Логопед показывает на картинку стула.)

Дети: Ножки, спинка, сиденье. (Аналогично с другими предметами: шкаф – дверцы, полки, стенки; стол – столешница, ножки; комод – ящики, ручки.)

2. Дидактическая игра "Из чего сделано?" (Образование относительных прилагательных)

Логопед: Ребята, а из чего делают мебель? Кукла Маша принесла нам разные образцы материалов. (Логопед показывает образцы материалов: дерево, пластик, металл, ткань, стекло.)

Логопед:

-Если мебель сделана из дерева, то она какая? (Деревянная)  

-Если мебель сделана из пластика, то она какая? (Пластиковая)

-Если мебель сделана из металла, то она какая? (Металлическая)

-Если мебель обтянута тканью, то она какая? (Мягкая, тканевая)

-Если мебель со стеклом (например, дверца), то она какая? (Стеклянная)

Логопед: Замечательно! А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, из чего сделана мебель.

(Логопед показывает картинки мебели, дети отвечают полными предложениями: "Шкаф сделан из дерева, он деревянный.", "Стул сделан из металла, он металлический.")

3. Физкультминутка "Мебель в комнате" (3 мин.)

Логопед: Давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами – мебель!

Мы шагаем по дорожке, (Шагают на месте)

Ищем стулья, ищем ножки. (Наклоны вперед, имитируют поиск)

Сели мы на мягкий стул (Приседают)

Отдыхаем от раздумий (Трут виски)

Шкаф большой откроем (Руки в стороны, затем вверх)

Все игрушки сложим (Наклоны, имитируют складывание)

Вот и стол стоит большой (Руки в стороны)

За столом сидим порой (Присаживаются)

Кровать на спинке (Ложатся на пол, если есть место, или просто вытягивают руки)

Спим на ней, как спинки! (Закрывают глаза)

А теперь встали, потянулись (Потягиваются)

И за стол снова вернулись. (Садятся)

4. Дидактическая игра "Один – много" (Образование множественного числа существительных)

Логопед: Молодцы! Маша очень рада, что вы такие внимательные. А теперь давайте поиграем с мячом. Я буду называть один предмет мебели, а вы, бросая мне мяч обратно, называйте много таких предметов.

Логопед – Дети:

 • Стул – стулья

• Стол – столы

• Шкаф – шкафы

• Кровать – кровати

• Диван – диваны

• Кресло – кресла

• Полка – полки

• Тумба – тумбы

• Комод – комоды

Логопед: Отлично справились!

5. Дидактическая игра "Четвертый лишний" (Развитие логического мышления, классификация)

Логопед: Маша приготовила для вас интересные карточки. Посмотрите внимательно на картинки и найдите, что здесь лишнее и почему. (Логопед показывает карточки: 3 предмета мебели + 1 игрушка; 3 деревянных предмета + 1 металлический; 3 предмета для спальни + 1 для кухни.)

• Стол, стул, шкаф, мяч - лишний мяч, потому что это игрушка, а остальное – мебель.

• Деревянный стол, деревянный стул, пластиковый шкаф, деревянная кровать - лишний пластиковый шкаф, потому что он из пластика, а остальное – из дерева.

• Кровать, подушка, одеяло, стол -лишний стол, потому что кровать, подушка и одеяло – это для сна, а стол – для еды.

Логопед: Какие вы сообразительные! Все загадки Маши отгадали!

6. Пальчиковая гимнастика "У меня есть дом большой" (2 мин.)

Логопед: 

А теперь наши пальчики разомнем.

У меня есть дом большой, (Показывают "крышу" над головой)

В доме мебель, стол и стул. (Загибают пальцы по одному)

Шкаф, кровать, диван, комод,

Каждый уголок найдёт.

Мы в окошко поглядим, (Делают "окошко" из пальцев)

И о мебели поговорим. (Хлопают в ладоши)

IV. Заключительная часть (4 мин.) 1. Составление рассказа по картинке "Наша комната"

Логопед: Кукла Маша хочет обустроить свою комнату. Она нарисовала план комнаты. Давайте поможем ей составить рассказ, какую мебель и куда поставить. (На доске картинка пустой комнаты. Логопед предлагает детям по очереди "расставить" мебель и рассказать, что они ставят и почему. Например: "Я поставлю кровать в угол, чтобы Маша могла на ней спать.", "Я поставлю шкаф у стены, чтобы Маша могла хранить в нем одежду." и т.д.)

Логопед: Вот какая красивая и уютная комната получилась у Маши! Вы очень хорошо поработали.

V. Итог занятия. Рефлексия (2 мин.)

Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Дети: О мебели.

Логопед: Что нового вы узнали о мебели? (Дети вспоминают части мебели, материалы).

Логопед: Какое задание вам понравилось больше всего?

Логопед: Вы сегодня все были очень активными, внимательными и старательными. Отлично справились со всеми заданиями! Кукла Маша говорит вам большое спасибо за помощь! (Логопед хвалит детей, вручает наклейки или маленькие сувениры.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ ЛОГОПЕДОМ ГАРИНОЙ Е.Г. В АПРЕЛЕ 2013 Г.

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ Л...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"

В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....