Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме «Мебель. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель».
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме
«Мебель. Части мебели.
Материалы, из которых сделана мебель».
Образовательная область: Речевое развитие (Развитие речи, Развитие лексико-грамматических категорий, Формирование связной речи).
Вид занятия: Комбинированное.
Продолжительность: 30-35 минут.
Тема: Мебель. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-расширить и активизировать словарный запас по лексической теме "Мебель".
-уточнить и систематизировать знания детей о видах мебели, их назначении.
-закрепить названия основных частей различных видов мебели.
-формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материал (дерево – деревянный).
- совершенствовать навык составления простых и сложноподчиненных предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную моторику, дыхание.
-развивать фонематический слух и восприятие.
-развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение.
-развивать общую и мелкую моторику.
-развивать навыки самоконтроля за речью.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
-формировать познавательный интерес к окружающему миру.
-воспитывать активность, инициативность, умение работать в коллективе.
Оборудование: набор предметных картинок с изображением различных видов мебели (стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, полка, комод, тумба и др.). Предметные картинки с изображением частей мебели (ножка, спинка, сиденье, столешница, дверца, ящик, ручка). Образцы материалов: кусочки дерева (фанера, доска), пластика, металла, ткани, стекла (безопасные). Сигнальные карточки для игры "Один-много" (изображение одного и нескольких предметов). Игрушечная мебель (несколько предметов). Кукла "Маша" или другой сказочный персонаж. Картинка с изображением комнаты, где нужно расставить мебель. Мяч. Аудиозапись спокойной музыки для релаксации.
Предварительная работа:
-беседы о мебели в группе, рассматривание реальных предметов мебели.
-чтение стихов, загадок о мебели.
-дидактические игры "Назови, где что?", "Из чего сделано?".
-пальчиковая гимнастика "Мебель".
Ход занятия:
I. Организационный момент (2 мин.)
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Ей очень нравится у нас в детском саду, но она совсем запуталась в наших комнатах и никак не может понять, что для чего нужно. Давайте поможем ей разобраться? (Дети приветствуют куклу Машу.)
Логопед: Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Я без ножек, но стою,
Я без рук, но в доме жду.
Я бываю разной,
Деревянной, красной,
Я для отдыха и сна,
Я для еды нужна.
Что это?
Дети: Мебель!
Логопед: Правильно! Сегодня мы будем говорить о мебели.
II. Введение в тему. Актуализация знаний (5 мин.)
Логопед: Молодцы! Кукла Маша хочет посмотреть, какие предметы мебели вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением различных видов мебели.)
1. Игра "Назови и покажи".
Логопед: Давайте по очереди называть предметы мебели, которые вы видите, и рассказывать, для чего они нужны.
(Дети по очереди называют: "Это стол. За столом мы едим, рисуем, играем.", "Это стул. На стуле мы сидим.", "Это кровать. На кровати мы спим." и т.д.)
Логопед: Отлично! Маша теперь знает много разных предметов мебели!
III. Основная часть (20-25 мин.)
1.Дидактическая игра "Части мебели".
Логопед: Молодцы! А теперь давайте рассмотрим мебель повнимательнее. У каждого предмета мебели есть свои части. (Логопед показывает на картинку стула.)
Дети: Ножки, спинка, сиденье. (Аналогично с другими предметами: шкаф – дверцы, полки, стенки; стол – столешница, ножки; комод – ящики, ручки.)
2. Дидактическая игра "Из чего сделано?" (Образование относительных прилагательных)
Логопед: Ребята, а из чего делают мебель? Кукла Маша принесла нам разные образцы материалов. (Логопед показывает образцы материалов: дерево, пластик, металл, ткань, стекло.)
Логопед:
-Если мебель сделана из дерева, то она какая? (Деревянная)
-Если мебель сделана из пластика, то она какая? (Пластиковая)
-Если мебель сделана из металла, то она какая? (Металлическая)
-Если мебель обтянута тканью, то она какая? (Мягкая, тканевая)
-Если мебель со стеклом (например, дверца), то она какая? (Стеклянная)
Логопед: Замечательно! А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, из чего сделана мебель.
(Логопед показывает картинки мебели, дети отвечают полными предложениями: "Шкаф сделан из дерева, он деревянный.", "Стул сделан из металла, он металлический.")
3. Физкультминутка "Мебель в комнате" (3 мин.)
Логопед: Давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами – мебель!
Мы шагаем по дорожке, (Шагают на месте)
Ищем стулья, ищем ножки. (Наклоны вперед, имитируют поиск)
Сели мы на мягкий стул (Приседают)
Отдыхаем от раздумий (Трут виски)
Шкаф большой откроем (Руки в стороны, затем вверх)
Все игрушки сложим (Наклоны, имитируют складывание)
Вот и стол стоит большой (Руки в стороны)
За столом сидим порой (Присаживаются)
Кровать на спинке (Ложатся на пол, если есть место, или просто вытягивают руки)
Спим на ней, как спинки! (Закрывают глаза)
А теперь встали, потянулись (Потягиваются)
И за стол снова вернулись. (Садятся)
4. Дидактическая игра "Один – много" (Образование множественного числа существительных)
Логопед: Молодцы! Маша очень рада, что вы такие внимательные. А теперь давайте поиграем с мячом. Я буду называть один предмет мебели, а вы, бросая мне мяч обратно, называйте много таких предметов.
Логопед – Дети:
• Стул – стулья
• Стол – столы
• Шкаф – шкафы
• Кровать – кровати
• Диван – диваны
• Кресло – кресла
• Полка – полки
• Тумба – тумбы
• Комод – комоды
Логопед: Отлично справились!
5. Дидактическая игра "Четвертый лишний" (Развитие логического мышления, классификация)
Логопед: Маша приготовила для вас интересные карточки. Посмотрите внимательно на картинки и найдите, что здесь лишнее и почему. (Логопед показывает карточки: 3 предмета мебели + 1 игрушка; 3 деревянных предмета + 1 металлический; 3 предмета для спальни + 1 для кухни.)
• Стол, стул, шкаф, мяч - лишний мяч, потому что это игрушка, а остальное – мебель.
• Деревянный стол, деревянный стул, пластиковый шкаф, деревянная кровать - лишний пластиковый шкаф, потому что он из пластика, а остальное – из дерева.
• Кровать, подушка, одеяло, стол -лишний стол, потому что кровать, подушка и одеяло – это для сна, а стол – для еды.
Логопед: Какие вы сообразительные! Все загадки Маши отгадали!
6. Пальчиковая гимнастика "У меня есть дом большой" (2 мин.)
Логопед:
А теперь наши пальчики разомнем.
У меня есть дом большой, (Показывают "крышу" над головой)
В доме мебель, стол и стул. (Загибают пальцы по одному)
Шкаф, кровать, диван, комод,
Каждый уголок найдёт.
Мы в окошко поглядим, (Делают "окошко" из пальцев)
И о мебели поговорим. (Хлопают в ладоши)
IV. Заключительная часть (4 мин.) 1. Составление рассказа по картинке "Наша комната"
Логопед: Кукла Маша хочет обустроить свою комнату. Она нарисовала план комнаты. Давайте поможем ей составить рассказ, какую мебель и куда поставить. (На доске картинка пустой комнаты. Логопед предлагает детям по очереди "расставить" мебель и рассказать, что они ставят и почему. Например: "Я поставлю кровать в угол, чтобы Маша могла на ней спать.", "Я поставлю шкаф у стены, чтобы Маша могла хранить в нем одежду." и т.д.)
Логопед: Вот какая красивая и уютная комната получилась у Маши! Вы очень хорошо поработали.
V. Итог занятия. Рефлексия (2 мин.)
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Дети: О мебели.
Логопед: Что нового вы узнали о мебели? (Дети вспоминают части мебели, материалы).
Логопед: Какое задание вам понравилось больше всего?
Логопед: Вы сегодня все были очень активными, внимательными и старательными. Отлично справились со всеми заданиями! Кукла Маша говорит вам большое спасибо за помощь! (Логопед хвалит детей, вручает наклейки или маленькие сувениры.)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительной группы с ОНР по лексической теме
«Мебель. Части мебели.
Материалы, из которых сделана мебель».
Образовательная область: Речевое развитие (Развитие речи, Развитие лексико-грамматических категорий, Формирование связной речи).
Вид занятия: Комбинированное.
Продолжительность: 30-35 минут.
Тема: Мебель. Части мебели. Материалы, из которых сделана мебель.
Цели:
Коррекционно-образовательные:
-расширить и активизировать словарный запас по лексической теме "Мебель".
-уточнить и систематизировать знания детей о видах мебели, их назначении.
-закрепить названия основных частей различных видов мебели.
-формировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных, обозначающих материал (дерево – деревянный).
- совершенствовать навык составления простых и сложноподчиненных предложений по опорным картинкам.
Коррекционно-развивающие:
-развивать артикуляционную моторику, дыхание.
-развивать фонематический слух и восприятие.
-развивать зрительное и слуховое внимание, память, мышление, воображение.
-развивать общую и мелкую моторику.
-развивать навыки самоконтроля за речью.
Воспитательные:
-воспитывать бережное отношение к предметам мебели.
-формировать познавательный интерес к окружающему миру.
-воспитывать активность, инициативность, умение работать в коллективе.
Оборудование: набор предметных картинок с изображением различных видов мебели (стол, стул, шкаф, кровать, диван, кресло, полка, комод, тумба и др.). Предметные картинки с изображением частей мебели (ножка, спинка, сиденье, столешница, дверца, ящик, ручка). Образцы материалов: кусочки дерева (фанера, доска), пластика, металла, ткани, стекла (безопасные). Сигнальные карточки для игры "Один-много" (изображение одного и нескольких предметов). Игрушечная мебель (несколько предметов). Кукла "Маша" или другой сказочный персонаж. Картинка с изображением комнаты, где нужно расставить мебель. Мяч. Аудиозапись спокойной музыки для релаксации.
Предварительная работа:
-беседы о мебели в группе, рассматривание реальных предметов мебели.
-чтение стихов, загадок о мебели.
-дидактические игры "Назови, где что?", "Из чего сделано?".
-пальчиковая гимнастика "Мебель".
Ход занятия:
I. Организационный момент (2 мин.)
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Ей очень нравится у нас в детском саду, но она совсем запуталась в наших комнатах и никак не может понять, что для чего нужно. Давайте поможем ей разобраться? (Дети приветствуют куклу Машу.)
Логопед: Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить, отгадайте загадку:
Я без ножек, но стою,
Я без рук, но в доме жду.
Я бываю разной,
Деревянной, красной,
Я для отдыха и сна,
Я для еды нужна.
Что это?
Дети: Мебель!
Логопед: Правильно! Сегодня мы будем говорить о мебели.
II. Введение в тему. Актуализация знаний (5 мин.)
Логопед: Молодцы! Кукла Маша хочет посмотреть, какие предметы мебели вы знаете. (На доске вывешиваются картинки с изображением различных видов мебели.)
1. Игра "Назови и покажи".
Логопед: Давайте по очереди называть предметы мебели, которые вы видите, и рассказывать, для чего они нужны.
(Дети по очереди называют: "Это стол. За столом мы едим, рисуем, играем.", "Это стул. На стуле мы сидим.", "Это кровать. На кровати мы спим." и т.д.)
Логопед: Отлично! Маша теперь знает много разных предметов мебели!
III. Основная часть (20-25 мин.)
1.Дидактическая игра "Части мебели".
Логопед: Молодцы! А теперь давайте рассмотрим мебель повнимательнее. У каждого предмета мебели есть свои части. (Логопед показывает на картинку стула.)
Дети: Ножки, спинка, сиденье. (Аналогично с другими предметами: шкаф – дверцы, полки, стенки; стол – столешница, ножки; комод – ящики, ручки.)
2. Дидактическая игра "Из чего сделано?" (Образование относительных прилагательных)
Логопед: Ребята, а из чего делают мебель? Кукла Маша принесла нам разные образцы материалов. (Логопед показывает образцы материалов: дерево, пластик, металл, ткань, стекло.)
Логопед:
-Если мебель сделана из дерева, то она какая? (Деревянная)
-Если мебель сделана из пластика, то она какая? (Пластиковая)
-Если мебель сделана из металла, то она какая? (Металлическая)
-Если мебель обтянута тканью, то она какая? (Мягкая, тканевая)
-Если мебель со стеклом (например, дверца), то она какая? (Стеклянная)
Логопед: Замечательно! А теперь давайте посмотрим на картинки и скажем, из чего сделана мебель.
(Логопед показывает картинки мебели, дети отвечают полными предложениями: "Шкаф сделан из дерева, он деревянный.", "Стул сделан из металла, он металлический.")
3. Физкультминутка "Мебель в комнате" (3 мин.)
Логопед: Давайте немного отдохнем и представим, что мы с вами – мебель!
Мы шагаем по дорожке, (Шагают на месте)
Ищем стулья, ищем ножки. (Наклоны вперед, имитируют поиск)
Сели мы на мягкий стул (Приседают)
Отдыхаем от раздумий (Трут виски)
Шкаф большой откроем (Руки в стороны, затем вверх)
Все игрушки сложим (Наклоны, имитируют складывание)
Вот и стол стоит большой (Руки в стороны)
За столом сидим порой (Присаживаются)
Кровать на спинке (Ложатся на пол, если есть место, или просто вытягивают руки)
Спим на ней, как спинки! (Закрывают глаза)
А теперь встали, потянулись (Потягиваются)
И за стол снова вернулись. (Садятся)
4. Дидактическая игра "Один – много" (Образование множественного числа существительных)
Логопед: Молодцы! Маша очень рада, что вы такие внимательные. А теперь давайте поиграем с мячом. Я буду называть один предмет мебели, а вы, бросая мне мяч обратно, называйте много таких предметов.
Логопед – Дети:
• Стул – стулья
• Стол – столы
• Шкаф – шкафы
• Кровать – кровати
• Диван – диваны
• Кресло – кресла
• Полка – полки
• Тумба – тумбы
• Комод – комоды
Логопед: Отлично справились!
5. Дидактическая игра "Четвертый лишний" (Развитие логического мышления, классификация)
Логопед: Маша приготовила для вас интересные карточки. Посмотрите внимательно на картинки и найдите, что здесь лишнее и почему. (Логопед показывает карточки: 3 предмета мебели + 1 игрушка; 3 деревянных предмета + 1 металлический; 3 предмета для спальни + 1 для кухни.)
• Стол, стул, шкаф, мяч - лишний мяч, потому что это игрушка, а остальное – мебель.
• Деревянный стол, деревянный стул, пластиковый шкаф, деревянная кровать - лишний пластиковый шкаф, потому что он из пластика, а остальное – из дерева.
• Кровать, подушка, одеяло, стол -лишний стол, потому что кровать, подушка и одеяло – это для сна, а стол – для еды.
Логопед: Какие вы сообразительные! Все загадки Маши отгадали!
6. Пальчиковая гимнастика "У меня есть дом большой" (2 мин.)
Логопед:
А теперь наши пальчики разомнем.
У меня есть дом большой, (Показывают "крышу" над головой)
В доме мебель, стол и стул. (Загибают пальцы по одному)
Шкаф, кровать, диван, комод,
Каждый уголок найдёт.
Мы в окошко поглядим, (Делают "окошко" из пальцев)
И о мебели поговорим. (Хлопают в ладоши)
IV. Заключительная часть (4 мин.) 1. Составление рассказа по картинке "Наша комната"
Логопед: Кукла Маша хочет обустроить свою комнату. Она нарисовала план комнаты. Давайте поможем ей составить рассказ, какую мебель и куда поставить. (На доске картинка пустой комнаты. Логопед предлагает детям по очереди "расставить" мебель и рассказать, что они ставят и почему. Например: "Я поставлю кровать в угол, чтобы Маша могла на ней спать.", "Я поставлю шкаф у стены, чтобы Маша могла хранить в нем одежду." и т.д.)
Логопед: Вот какая красивая и уютная комната получилась у Маши! Вы очень хорошо поработали.
V. Итог занятия. Рефлексия (2 мин.)
Логопед: Ребята, о чем мы сегодня говорили на занятии? Дети: О мебели.
Логопед: Что нового вы узнали о мебели? (Дети вспоминают части мебели, материалы).
Логопед: Какое задание вам понравилось больше всего?
Логопед: Вы сегодня все были очень активными, внимательными и старательными. Отлично справились со всеми заданиями! Кукла Маша говорит вам большое спасибо за помощь! (Логопед хвалит детей, вручает наклейки или маленькие сувениры.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ ЛОГОПЕДОМ ГАРИНОЙ Е.Г. В АПРЕЛЕ 2013 Г.
КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ВОЗРАСТА ГБДОУ № 131 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА С ЛОГОПЕДИЧЕСКИМ ЗАКЛЮЧЕНИЕМ «ЗАИКАНИЕ», ДАННОЕ Л...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в старшей группе детей с ОНР с использованием мультимедийного оборудования.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с ОНР 3 уровня речевого развития Тема: Домашние животные...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....