Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и систематизировать знания детей, обогатить их словарный запас, помочь усвоить грамматические категории, развить связную речь, память, внимание, мышление, зрительное, слуховое, пространственное восприятие, а также общую и мелкую моторику.
Конспект занятия адресован логопедам и воспитателям логопедических групп ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 378.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад II категории комбинированного вида №1 «Солнышко»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Выполнила: учитель-логопед Филиппова В.Г.
с. Идринское, 2022 г.
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Цель: Совершенствовать лексико-грамматический строй речи детей на материале лексической темы «Домашние животные и их детёныши».
Задачи:
Речевое развитие:
- активизировать и обогащать словарь по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»;
- закреплять навыки грамматически правильного оформления высказываний.
Познавательное развитие:
- формировать первичные преставления о строении, обитании и пользе домашних животных;
- активизировать мыслительные операции на основе составления загадок-описаний, подбора и объяснения пословиц.
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать свободное общение детей с учителем-логопедом;
- развивать диалогическую и монологическую формы речи;
- учить соблюдать нормы речи.
Художественно-эстетическое развитие:
- формировать целенаправленное восприятие и умение анализировать литературный текст.
Физическое развитие:
- развивать общую и мелкую моторику, координацию движений и речи.
Подготовительная работа: изучение лексической темы «Домашние животные и их детёныши»; чтение художественных текстов, стихотворений, пословиц по данной лексической теме; отгадывание загадок; рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме «Домашние животные и их детёныши».
Оборудование: предметные и сюжетные картинки с изображением домашних животных и их детёнышей.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Вы любите отгадывать загадки? (Да.) Тогда слушайте внимательно и отгадывайте правильно.
Лохматая, пятнистая, злая – собака.
Большая, спокойная, рогатая – корова.
Сильная, резвая, стройная – лошадь.
Толстая, неторопливая, ленивая – свинья.
Кудрявая, тонконогая, пугливая – овца.
Маленькая, пушистая, ласковая – кошка.
Рогатая, бородатая, бодливая – коза.
(По мере отгадывания логопед выставляет картинки с изображением домашних животных на доску.)
Логопед: Молодцы, ребята. Не забывайте, что нужно сидеть за столом правильно.
- Постановка учебной цели.
Логопед: О ком были загадки? (О домашних животных.)
– Почему этих называют «домашними»? (Потому что они живут рядом с человеком, который за ними ухаживает, и приносят ему пользу.)
Логопед: Сегодня на занятии мы поговорим о домашних животных.
- Пальчиковая гимнастика «Пастушок».
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду, Потерял пастух дуду. | Дети изображают игру на дудочке. |
А я дудочку нашла, Пастушку отдала. | Ритмично хлопают в ладоши. |
– Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок. | Указательным и средним пальцами «ходят» по столу. |
Там Бурёнка лежит, На теляток глядит. | Изображают рога коровы. |
А домой не идёт, Молока не несёт. Надо кашу варить, Деток кашей кормить. | Изображают крышу дома. Обе руки вытягивают вперёд. Правой рукой «мешают» кашу. Подносят правую руку ко рту. |
- Дыхательная гимнастика.
Упражнение «Конь»
Исходное положение: основная стойка 1 – «бить копытом» правой ноги, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!»; 3 – «бить копытом» левой ноги; 4 – на выдохе произносить «Цок-цок-цок! Цок-цок-цок!». Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Лошадь фыркает»
И. п.: о. с. 1 – помахивать головой («гривой»), вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Фр-р-р-р! Фр-р-р-р!». Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Корова»
И. п.: о. с. 1 – приставить указательные пальцы ко лбу, голову опустить, вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Му-му-му! Му-му-му!». Повторить 3-4 раза.
Упражнение «Собака рычит»
И. п.: о. с. 1 – вдох носом; 2 – на выдохе произносить: «Р-р-р-р! Р-р-р-р!». Повторить 3-4 раза.
- Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед: Назовём домашних животных ласково. Корову мы назовём – коровушкой. А как назовём лошадь?
Дети: Лошадь мы назовём – лошадкой. Козу мы назовём – козочкой. Свинью мы назовем – свинкой. Собаку мы назовём – собачкой. Кошку мы назовём – кошечкой. Овцу мы назовём – овечкой.
- Дидактическая игра «Кто, где живёт?» (см. приложение 1).
Логопед: Ребята, давайте вспомним, где живут домашние животные, и расселим их по их домам.
Дети: Коровы живут в коровнике, лошади живут в конюшне, овцы и козы живут в хлеву, свиньи живут в свинарнике, собаки живут в конуре, кошки живут вместе с хозяином в доме.
Логопед: Молодцы, вы правильно расселили по домам всех животных.
- Динамическая пауза. Упражнение на развитие координации речи и движений «Гоп-гоп!».
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп! | Дети правой ногой «бьют копытом». |
Ты лети, конь, скоро-скоро, | Изображают, как скачут на коне. |
Через реки, через горы! | Складывают ладони вместе, делают плавные волнообразные движения, руки соединяют на головой. |
Всё-таки в галоп – гоп-гоп! | Ритмично хлопают в ладоши. |
Трух-трух! Рысью, милый друг! | Изображают, как скачут на коне. |
Ведь сдержать-то станет силы. | Изображают, как вожжами останавливают лошадь. |
Рысью, рысью, конь мой милый! | Изображают, как скачут на коне. |
Трух-трух-трух! Не споткнись, мой друг! | Левой ногой «бьют копытом». |
Логопед: Дети, займите свои места за столами.
- Дидактическая игра «Назови семью» (см. приложение 1).
Папа – бык, мама – корова, детёныш(и) – телёнок (телята);
Папа – конь, мама – лошадь, детёныш(и) – жеребёнок (жеребята);
Папа – баран, мама – овца, детёныш(и) – ягнёнок (ягнята);
Папа – козёл, мама – коза, детёныш(и) – козлёнок (козлята);
Папа – хряк, мама – свинья, детёныш(и) – поросёнок (поросята);
Папа – пёс, мама – собака, детёныш(и) – щенок (щенята);
Пап – кот, мама – кошка, детёныш(и) – котёнок (котята).
- Дидактическая игра «Чья мама, чьи детки?» (см. приложение 1).
Логопед: Ребята, детёныши домашних животных потерялись. Поможем мамам-животным вернуть своих детёнышей?
Дети: Да!
(У детей на столах лежат перевёрнутые картинки с изображением детёнышей домашних животных.)
Логопед: Раз, два, три
Картинку переверни!
Логопед: Саша, у тебя кто?
Ребёнок: Это поросёнок.
Логопед: Кто его ищет?
Ребёнок: Его ищет мама свинья.
(Это козлёнок, ягнёнок, жеребёнок, телёнок, котёнок, щенок. Его ищет мама коза, овца, лошадь, корова, кошка, собака.)
(Картинки с изображением детёнышей выставляются на доску рядом с картинками с изображением взрослых домашних животных).
Логопед: Ребята, мамы-животные очень благодарны вам за своих детёнышей.
- Итог занятия.
Логопед: Наше занятие подошло к концу. Скажите, о каких животных мы сегодня говорили? (О домашних животных.) Какая игра вам больше всего понравилась? (Ответы детей.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего возраста "Дикие животные наших лесов"
В конспект включены; загадки, физпауза и упражнения на развитие грамматического строя речи.К конспекту есть презентация....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной к школе группе для детей с ФФН по лексической теме "Одежда и обувь"
Цель: Развитие связной речиЗадачи:упражнять детей в образовании относительных прилагательных;упражнять детей в правильном образовании форм родительного падежа множественного числа;упражнять в правильн...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя и развитию речи по теме «Транспорт» в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР III-IV уровня.
Данный конспект итогового занятия по теме "Транспорт" разработан с опорой на презентацию в программе Smart Notebook. Интересная мотивация учебной деятельности, использование ИКТ-технол...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
АННОТАЦИЯЗанятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей катег...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи ( старшая группа ). Тема. Притяжательные прилагательные. «Дикие животные весной»
Представлен подробный план-конспект по формированию умения образовывать притяжательные прилагательные в рамках изучения лексической темы "...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город».
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей средней группы по лексической теме «Наш город»....