Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

АННОТАЦИЯ

Занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей категории детей с задержкой психического развития. 

Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды деятельности: приглашение в гости к кошке, дидактические упражнения.

Занятие составила и провела: учитель-логопед Елизарова Альбина Сергеевна

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основной контингент детей логопедической группы, для которой разрабатывалось занятие, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, ограниченность словаря, несформированность грамматического строя речи: ошибки словоизменения, словообразования, составления словосочетаний и предложений, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей. У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечается недостаточный уровень познавательной активности, низкая работоспособность и недостаточная самостоятельность.

Логопедическая группа крайне неоднородна по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети с ОНР имеют ослабленное здоровье, хронические заболевания, проблемы в эмоционально-волевой сфере. Помимо этого в группе часто есть леворукие дети, также требующие создания специальных условий, особенно при выполнении графических заданий. Все эти факторы должен учитывать учитель-логопед при подготовке занятия. Задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям детей методов и форм организации обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_f.zanyatiya.docx27.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад № 156»

города Магнитогорска

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи

у детей с общим недоразвитие речи

с задержкой психического развития первый год обучения

«Кошкин дом»

по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши»

(старшая группа)

        

Разработчик:

Елизарова Альбина Сергеевна, учитель-логопед

г. Магнитогорск, 2020 год

Цель: Совершенствовать лексико-грамматический строй детей на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детёнышей; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
  • закрепить образование притяжательных прилагательных и их употребление;
  • закрепление обобщающего понятия;
  • учить употреблять существительные в творительном падеже множественного числа;
  • учить образовывать сложные слова.

Коррекционно-развивающие: 

  • развивать умение составлять небольшой рассказ;
  • развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь.

Коррекционно-воспитательные: 

  • воспитание навыков сотрудничества, заботливого отношения к домашним животным;
  • воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.

Предварительная работа: активизация знаний детей о домашних животных: беседа, рассматривание иллюстраций.

Демонстрационный материал: схема составления рассказа, сюжетные картинки (звучащие), презентация.

Раздаточный материал: рабочие тетради, карандаши, трафареты.

Ход занятия

I. Часть. Основная

Логопед: - Вспомним главное правило: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо».

Отгадайте загадку:

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягонькие, а коготки остры. (кошка)

Дети отгадывают загадку.

II. Часть. Основная

Логопед: - Был у кошки новый дом:

Ставенки разрезные,

Окна расписные.

А кругом широкий двор,

С четырех сторон забор. (Слайд 1)

Игра «Кто в домике?»

- Вот кошка позвала к себе гостей. (Показ картинок с изображением животных, а дети называют домашних животных);

- Пришла собака с кем? (со щенятами). А папа? (пес). (Слайд 2,3);

- Пришла … (свинья с поросятами). А папа? (хряк). (Слайд 4,5);

- А также пришла в гости к кошке  … (овца с ягнятами). А папа? (баран). (Слайд 6,7);

- Пришла в гости … (лошадь с жеребятами). А папа? (конь). (Слайд 8,9)

Пришла  корова с кем? … (с телятами). А папа? (бык). (Слайд 10,11)

Пришла … (коза с козлятами). А папа? (козел). (Слайд 12,13)

С кем пришла собака? (со щенятами). А папа у них кто? (пес).

(Аналогично повторяют остальные предложения индивидуально и хором. Дети вспоминают и называют названия домашних животных и их детенышей. Составляют предложения с опорой на сюжетные картинки.)

Логопед: Назовите гостей одним словом. (Слайд 14)

Дети: Домашние животные.

Логопед: Почему они так называются? (ответы детей)

(Дети закрепляют обобщающее понятие.)

Игра «Чем питаются домашние животные?»

Логопед: Гостей стала кошка угощать. Да позабыла, чем питаются некоторые животные. Давайте поможем кошке вспомнить?

- Овечка с ягнятами … (питаются травой).

- Собака со щенятами … (грызут кость). (Слайд 15)

Лошадь с жеребенком … (питается овсом и травой).

А раз она питается в основном травой, то лошадь какое животное?

Дети: Травоядное.

Корова с теленком … (питается травой). (Слайд 16)

(Повторяем предложения индивидуально и хором. Дети определяют и называют, чем питаются домашние животные.)

Игра «Кто как поет?»

Логопед: Решили гости повеселиться и начали они петь. Каждый запел по-своему: кошка запела «мяу-мяу». Кошка что делает? (повторение детьми предложения полностью). (Слайд 17)

Кошка мяукает. (Слайд 18).  А как поёт свинья? (Слайд 19) Значит, что она делает? (хрюкает) (Слайд 20)

Кошка мяукает, а свинья хрюкает. (Слайд 21)

(Дети определяют, кто из животных как подает голос. Составляют сложные предложения.)

Дети: Собака лает, а корова мычит («гав-гав», «му-у-у»). (Слайд 22, 23, 24)

Лошадь ржет, а коза блеет («и-го-го», «ме-е-е»). (Слайд 25, 26, 27)

Логопед: А овца что делает?

Дети: Овца блеет («бе-е-е»). (Слайд 28, 29)

Игра «Кто хозяин?»

Логопед: Гости напелись и стали играть в прятки. Разбежались по всему дому и спрятались кто куда, только и торчали то хвост чей-то, то лапа чья-то, то уши чьи-то. А кошка их найти не может. Давайте поможем кошке найти их.

Логопед: Чей хвост? Чья голова?

Дети: Это собачий хвост. Это лошадиная грива. Это козьи рога. Это коровья голова. (Слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36)

(Дети учатся согласовывать существительные с притяжательными прилагательными, составляют предложения.)

Физкультминутка

Логопед: Молодцы. А теперь давайте и мы с вами поиграем. (Слайд 37)

Котик усатый по садику бродит,

А козлик рогатый за котиком бродит.

Лапкою котик помадит свой ротик,

А козлик седою трясет бородою. (Импровизация движений.)

Работа в тетрадях.

Логопед: Кошка решила, что перед тем, как все разойдутся, она всех на память сфотографирует. Обведите в тетради по трафарету то домашнее животное, которое вам запомнилось и понравилось. (Слайд 38)

(Следить за правильным расположением трафарета в тетради, удержанием карандаша, посадкой при письме.)

Игра «Кто где живет?»

Логопед: Стали гости благодарить кошку за гостеприимство, прощаться с ней и расходиться по своим домам. Где живет корова, бык и теленок?

Дети: Корова, бык, теленок живут в коровнике. (Слайд 39)

Логопед: Где живет свинья, хряк и поросята?

Дети: Свинья, хряк и поросята живут в свинарнике. (Слайд 40)

(Аналогично другие предложения повторяют индивидуально и хором)

Овца, баран, ягнята? - В хлеве. Лошадь, конь, жеребенок? - В конюшне. Собака, пес и щенята? - В конуре. Коза, козел и козлята? – В хлеве. (Слайд 41, 42, 43, 44.)

(Дети повторяют названия дома, где живут домашние животные.)

Составление рассказа

Логопед: Очень кошка любит слушать разные рассказы. Давайте, ребята, мы для кошки сделаем приятное и расскажем ей про лошадь. (Слайд 45)

«Это - лошадь. Лошадь - домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах – копыта. Тело лошади покрыто шерстью. Лошадь – друг человека. Она помогает перевозить грузы, работать в поле».

(Рассказ начинают одни дети, а продолжают другие.)

III Часть. Заключительная

Логопед: Чему мы сегодня научились? Кто приходил в гости к кошке? Какое животное вам больше всего запомнилось? Назовите гостей одним словом. Какую пользу приносят домашние животные? (Слайд 46)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Конспект комплексных занятий по развитию вербального воображения и речи у детей старшего дошкольного возраста.

Целью данных занятий является развитие творческого мышления и воображения, развитие связной речи по средствам упражнений и игр....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С",  развивать связную речь....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Звук Л в словах, предложениях, чистоговорках. «Животные»Цель: Автоматизировать звук Л в словах, предложениях, чистоговорках, развивать связную речь....

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе  для детей с  тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...