Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий речи у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ «Кошкин дом» по лексической теме «Домашние животные и их детеныши»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
АННОТАЦИЯ
Занятие на формирование лексико-грамматического строя речи предназначено для детей дошкольного возраста с ОВЗ. Рекомендуемый возраст - 5-6 лет. Занятие разработано с учетом особенностей категории детей с задержкой психического развития.
Все задачи реализуются через игровые ситуации, через различные виды деятельности: приглашение в гости к кошке, дидактические упражнения.
Занятие составила и провела: учитель-логопед Елизарова Альбина Сергеевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основной контингент детей логопедической группы, для которой разрабатывалось занятие, составляют дети с общим недоразвитием речи (ОНР). Для детей с ОНР характерна низкая речевая активность, ограниченность словаря, несформированность грамматического строя речи: ошибки словоизменения, словообразования, составления словосочетаний и предложений, затруднения при развёрнутом высказывании, что в конечном итоге сказывается на социализации этих детей. У большинства детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) отмечается недостаточный уровень познавательной активности, низкая работоспособность и недостаточная самостоятельность.
Логопедическая группа крайне неоднородна по своему составу. В группе есть дети со сложной структурой дефекта, дети с сочетанием дефектов. Нередко дети с ОНР имеют ослабленное здоровье, хронические заболевания, проблемы в эмоционально-волевой сфере. Помимо этого в группе часто есть леворукие дети, также требующие создания специальных условий, особенно при выполнении графических заданий. Все эти факторы должен учитывать учитель-логопед при подготовке занятия. Задачей учителя-логопеда является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям детей методов и форм организации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_f.zanyatiya.docx | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад № 156»
города Магнитогорска
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи
у детей с общим недоразвитие речи
с задержкой психического развития первый год обучения
«Кошкин дом»
по лексической теме: «Домашние животные и их детеныши»
(старшая группа)
Разработчик:
Елизарова Альбина Сергеевна, учитель-логопед
г. Магнитогорск, 2020 год
Цель: Совершенствовать лексико-грамматический строй детей на материале лексической темы «Домашние животные и их детеныши».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закрепить и уточнить знания детей о домашних животных и их детёнышей; знать внешние признаки животных, чем питаются, как голос подают, где живут, какую пользу приносят;
- закрепить образование притяжательных прилагательных и их употребление;
- закрепление обобщающего понятия;
- учить употреблять существительные в творительном падеже множественного числа;
- учить образовывать сложные слова.
Коррекционно-развивающие:
- развивать умение составлять небольшой рассказ;
- развивать внимание, память, мышление, диалогическую речь.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитание навыков сотрудничества, заботливого отношения к домашним животным;
- воспитывать у детей самостоятельность и навыки самоконтроля за речью.
Предварительная работа: активизация знаний детей о домашних животных: беседа, рассматривание иллюстраций.
Демонстрационный материал: схема составления рассказа, сюжетные картинки (звучащие), презентация.
Раздаточный материал: рабочие тетради, карандаши, трафареты.
Ход занятия
I. Часть. Основная
Логопед: - Вспомним главное правило: «Говорим всегда красиво, четко и неторопливо».
Отгадайте загадку:
Мохнатенькая, усатенькая,
Лапки мягонькие, а коготки остры. (кошка)
Дети отгадывают загадку.
II. Часть. Основная
Логопед: - Был у кошки новый дом:
Ставенки разрезные,
Окна расписные.
А кругом широкий двор,
С четырех сторон забор. (Слайд 1)
Игра «Кто в домике?»
- Вот кошка позвала к себе гостей. (Показ картинок с изображением животных, а дети называют домашних животных);
- Пришла собака с кем? (со щенятами). А папа? (пес). (Слайд 2,3);
- Пришла … (свинья с поросятами). А папа? (хряк). (Слайд 4,5);
- А также пришла в гости к кошке … (овца с ягнятами). А папа? (баран). (Слайд 6,7);
- Пришла в гости … (лошадь с жеребятами). А папа? (конь). (Слайд 8,9)
Пришла корова с кем? … (с телятами). А папа? (бык). (Слайд 10,11)
Пришла … (коза с козлятами). А папа? (козел). (Слайд 12,13)
С кем пришла собака? (со щенятами). А папа у них кто? (пес).
(Аналогично повторяют остальные предложения индивидуально и хором. Дети вспоминают и называют названия домашних животных и их детенышей. Составляют предложения с опорой на сюжетные картинки.)
Логопед: Назовите гостей одним словом. (Слайд 14)
Дети: Домашние животные.
Логопед: Почему они так называются? (ответы детей)
(Дети закрепляют обобщающее понятие.)
Игра «Чем питаются домашние животные?»
Логопед: Гостей стала кошка угощать. Да позабыла, чем питаются некоторые животные. Давайте поможем кошке вспомнить?
- Овечка с ягнятами … (питаются травой).
- Собака со щенятами … (грызут кость). (Слайд 15)
Лошадь с жеребенком … (питается овсом и травой).
А раз она питается в основном травой, то лошадь какое животное?
Дети: Травоядное.
Корова с теленком … (питается травой). (Слайд 16)
(Повторяем предложения индивидуально и хором. Дети определяют и называют, чем питаются домашние животные.)
Игра «Кто как поет?»
Логопед: Решили гости повеселиться и начали они петь. Каждый запел по-своему: кошка запела «мяу-мяу». Кошка что делает? (повторение детьми предложения полностью). (Слайд 17)
Кошка мяукает. (Слайд 18). А как поёт свинья? (Слайд 19) Значит, что она делает? (хрюкает) (Слайд 20)
Кошка мяукает, а свинья хрюкает. (Слайд 21)
(Дети определяют, кто из животных как подает голос. Составляют сложные предложения.)
Дети: Собака лает, а корова мычит («гав-гав», «му-у-у»). (Слайд 22, 23, 24)
Лошадь ржет, а коза блеет («и-го-го», «ме-е-е»). (Слайд 25, 26, 27)
Логопед: А овца что делает?
Дети: Овца блеет («бе-е-е»). (Слайд 28, 29)
Игра «Кто хозяин?»
Логопед: Гости напелись и стали играть в прятки. Разбежались по всему дому и спрятались кто куда, только и торчали то хвост чей-то, то лапа чья-то, то уши чьи-то. А кошка их найти не может. Давайте поможем кошке найти их.
Логопед: Чей хвост? Чья голова?
Дети: Это собачий хвост. Это лошадиная грива. Это козьи рога. Это коровья голова. (Слайд 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36)
(Дети учатся согласовывать существительные с притяжательными прилагательными, составляют предложения.)
Физкультминутка
Логопед: Молодцы. А теперь давайте и мы с вами поиграем. (Слайд 37)
Котик усатый по садику бродит,
А козлик рогатый за котиком бродит.
Лапкою котик помадит свой ротик,
А козлик седою трясет бородою. (Импровизация движений.)
Работа в тетрадях.
Логопед: Кошка решила, что перед тем, как все разойдутся, она всех на память сфотографирует. Обведите в тетради по трафарету то домашнее животное, которое вам запомнилось и понравилось. (Слайд 38)
(Следить за правильным расположением трафарета в тетради, удержанием карандаша, посадкой при письме.)
Игра «Кто где живет?»
Логопед: Стали гости благодарить кошку за гостеприимство, прощаться с ней и расходиться по своим домам. Где живет корова, бык и теленок?
Дети: Корова, бык, теленок живут в коровнике. (Слайд 39)
Логопед: Где живет свинья, хряк и поросята?
Дети: Свинья, хряк и поросята живут в свинарнике. (Слайд 40)
(Аналогично другие предложения повторяют индивидуально и хором)
Овца, баран, ягнята? - В хлеве. Лошадь, конь, жеребенок? - В конюшне. Собака, пес и щенята? - В конуре. Коза, козел и козлята? – В хлеве. (Слайд 41, 42, 43, 44.)
(Дети повторяют названия дома, где живут домашние животные.)
Составление рассказа
Логопед: Очень кошка любит слушать разные рассказы. Давайте, ребята, мы для кошки сделаем приятное и расскажем ей про лошадь. (Слайд 45)
«Это - лошадь. Лошадь - домашнее травоядное животное. Она питается травой и овсом. У нее есть грива, морда, хвост, четыре ноги, на ногах – копыта. Тело лошади покрыто шерстью. Лошадь – друг человека. Она помогает перевозить грузы, работать в поле».
(Рассказ начинают одни дети, а продолжают другие.)
III Часть. Заключительная
Логопед: Чему мы сегодня научились? Кто приходил в гости к кошке? Какое животное вам больше всего запомнилось? Назовите гостей одним словом. Какую пользу приносят домашние животные? (Слайд 46)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...
Конспект комплексных занятий по развитию вербального воображения и речи у детей старшего дошкольного возраста.
Целью данных занятий является развитие творческого мышления и воображения, развитие связной речи по средствам упражнений и игр....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С", развивать связную речь....
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.
Тема: «Звук Л в словах, предложениях, чистоговорках. «Животные»Цель: Автоматизировать звук Л в словах, предложениях, чистоговорках, развивать связную речь....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей с ЗПР по лексической теме «Домашние животные и их детёныши»
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи у детей с ЗПР для старшей группы компенсирующей направленности. Работа по данному конспекту позволит обобщить и сис...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР по теме: «Домашние животные»
Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные»....
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птицы»
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи по лексической теме «Перелётные птиц...