Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматических категорий с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР по теме: «Домашние животные»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Елена Романовна Смирнова

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya_domashnie_zhivotnye.docx31.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по формированию лексико-грамматических категорий

с детьми старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с ТНР  

по теме: «Домашние животные»

Разработала:

 учитель-логопед  

Смирнова Е.Р.

Санкт-Петербург

2023

Цель: развитие лексико-грамматических категорий по теме «Домашние животные».

Задачи:

Обучающие:

  1. Обобщить и систематизировать знания детей о домашних животных, их внешнем виде, пользе для человека и образе жизни, названии детенышей.
  2.  Актуализировать словарь по теме «Домашние животные»
  3. Совершенствовать грамматический строй речи:

- учить образовывать существительные в форме множественного числа в родительном падеже;

3) Совершенствовать навыки слогового анализа слов.

4) Автоматизировать произношение и дифференцировать сонорные звуки в игровой деятельности.

5) Развивать связную речь, фонематические представления.

Развивающие:

  1. Развивать зрительное внимание и восприятие.
  2. Развивать память, мышление, творческое воображение.
  3. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.
  4. Развивать умение отгадывать загадки.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навык сотрудничества,
  2. Формировать самостоятельность, инициативность, активность.

3)  Воспитывать любовь к животным, ответственность.

Оборудование: демонстрационные картинки с изображениями домашних животных и их детенышей, раздаточные карточки с изображением животных, Д.И: «Собери семью», мягкий мяч, колокольчик, фланелеграф, изображения загонов, плоскостные изображения животных на липучках, мольберт, мнемотаблица, аудиозапись: «Автобус», «Вальс цветов» Шопен.

        План занятия:

Организационный момент.

1.Приветствие колокольчик.

2. Отгадывание загадок.

Основная часть.

3. Игра: «Кто что делает?»

4. Игра: «Собери семью?»

5. Игра: «У кого кто?»

6. Дыхательное упражнение.

7. Игра «Пастушки».

8. Игра «Есть-нет».

            9. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

Заключительная часть.

10. Подведение итогов.

Ход занятия:

Организационный момент.

(Логопед приглашает детей в кабинет, организует приветствие с ними).

-Ребята, поздоровайтесь с гостями. (Дети здороваются с гостями)

1. Приветствие «Колокольчик».

-Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Вы будете называть друг друга ласково и передавать колокольчик. Я начну, а вы продолжите.

(Дети передают друг другу колокольчик, называя имя соседа в ласковой форме. Н-р: Здравствуй. Настенька! ...)

Л: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, но чтобы узнать куда, вам нужно отгадать загадки:

2. Отгадывание загадок.

 (Картинки с отгадками выставляются на доске)

И сметану, и кефир,

Молоко, и вкусный сыр,

Чтобы были мы здоровы,

Даст нам пестрая…(Корова)

Травы луговые

В капельках росы.

Накошу травы я

Для своей…(Козы)

Спереди-пяточек, сзади-крючок,

Посередине-спинка, а на ней щетинка. (Свинья)

Я хозяину служу,

Дом хозяйки сторожу,

Я рычу и громко лаю

И чужих я прогоняю. (Собака)

Заплелись густые травы,

Закудрявились луга.

Да и сам я весь кудрявый,

Даже завитком рога. (Баран)

Только родился-

Молока напился.

Молоко коровье

Даст ему здоровье. (Теленок)

В сарае, в клетке он живет,

Морковку сладкую грызет.

Ох и острые же зубки,

Он всегда в пушистой шубке,

Лопоухий, хвост как нолик.

Все узнали это… (Кролик) 

Л: Посмотрите на картинки. Кто на них изображен? (Домашние животные).

Л: Как вы думаете, почему этих животных называют домашними? (Потому, что они живут рядом с человеком, человек ухаживает за ними)

Л: Сегодня мы с вами отправимся на ферму.

Л: На чем мы с вами можем поехать на ферму? (Ответы детей. Логопед предлагает отправиться на автобусе). (Дети встают друг за другом).

Л: Я буду шофером.

Л: Первым в наш автобус сядет тот, кто назовет животное которое начинается со звука [к]. (Те дети, которые назовут корову, козу, кролика встают друг за другом).

Л: Теперь сядет тот, кто назовет животное, которое начинается на звук [с].

(Встают, те дети, которые назовут свинью, собаку).

         Л: Следующим сядет то, кто назовет животное которое начинается на звук [б]. (Встает, тот, который назовет барана).

Л: Теперь сядет тот, кто назовет животного которое начинается на звук [т'].

(Встает тот ребенок, который назовет теленка).

         Л: Поехали!

(Звучит аудиозапись Автобус)

Основная часть

(Логопед берет мячик).

        Л: Вот мы и приехали. Ребята, давайте с вами поговорим, о том как подают голос домашние животные, что они делают? Я буду говорить, как подает голос животное, кидать вам мяч, а вы будете отвечать, что оно делает и кидать мне его обратно.

3. Игра «Кто что делает?»

Л: Корова кричит: «Му!» Корова Что делает? (Мычит).

Л: Лошадь кричит «Иго-го!». (Лошадь ржет)

Л: Овца кричит: «Бе!» (Овца блеет).

Л: Коза кричит: «Ме!» (Коза мекает)

Л: Свинья кричит: «Хрю!» (Свинья хрюкает).

Л: Собака кричит: «Гав! Гав! (Собака лает).

Л: Кошка кричит: «Мяу!» (Кошка мяукает).

Л: Молодцы! Вы отлично справились с этим заданием!

Л: Родители и детеныши потеряли друг друга. Они очень хотят быть вместе. Давайте сделаем так, чтобы они встретились?

(Логопед убирает мяч и приглашает детей к столу, перед каждым ребенком кладет картинку с изображением домашнего животного, а на столе раскладывает картинки с изображениями детенышей домашних животных и их мам. )

Л: Поставьте животных одной семьи рядом и расскажите, кто с кем рядом стоит. Следите за произношением звуков [р],[р'],[л],[л'].

4. Игра «Собери семью?»

(Дети выполняют задание и комментируют свои действия. Логопед спрашивает у каждого ребенка: чью семью он собрал? Кто в этой семье?)

1-й ребенок: Я собрал семью коров.

Л: кто в семье коров? (Корова, бык и теленок).

2-й ребенок: Я собрал семью лошадей. (Лошадь, конь, жеребенок).

3-й ребенок: Я собрал семью котов. (Кот, кошка, котенок).

4-й ребенок: Я собрал семью собак. (Собака, пес, щенок).

5-й ребенок: Я собрал семью свиней. (Свинья, боров, поросенок).

6-й ребенок: Я собрал семью кроликов. (Кролик, крольчиха, крольчонок).

7-й ребенок: Я собрал семью овец. (Баран, овца, ягненок).

8-й ребенок: Я собрал семью коз. (Коза, козел, козленок).  

        Л: Очень хорошо! Это было довольно сложное задание. Вы удивили и порадовали меня! Садитесь на стульчики.

(Дети садятся на стульчики, логопед берет мяч)

Л: Давайте вспомним как называются дети животных? (Детеныши).

Л: Я назову животное, вы будете называть детеныша и передавать мяч друг-другу.

5. Игра: У кого кто?

Л: У лошади (жеребенок)

Л: У коровы (теленок)

Л: У овцы (ягненок)

Л: У козы (козленок)

Л: У кошки (Котенок)

Л: У собаки (щенок)

Л: У крольчихи (крольчонок)

Л: У свиньи (поросенок).

Л: Очень здорово! Вы вспомнили всех детенышей! А сейчас мы немного отдохнем, расслабимся, подышим!

        6. Дыхательное упражнение. 

(Логопед включает расслабляющую музыку).

        Л: Делаем глубокий вдох, помним о том, что вдыхаем носом, плечи не поднимаем, задержка дыхания, плавный выдох через рот, щеки не надуваем.

        (Логопед приглашает детей к фланелеграфу, на котором закреплены изображения и плоскостные изображения домашних животных с подклеенными на них «липучками» (Бык, конь, овца, баран, коза, лошадь, корова, козленок, теленок, ягненок).

        Л: На ферме разбежались животные. Сейчас вы превратитесь в пастушков и расставите животных в загоны. В первый загон следует поставить животных, в названиях которых один слог. Во втором загоне должны оказаться те животные, в названии которых по два слога. И в третьем загоне должны стоять те животные, в названиях которых по три слога.

        7. Игра «Пастушки» 

(Дети поочереди выбирают животное прохлопывают его название и расставляют комментируя свои действия).

Л: Кого ты выбираешь? (Быка)

Л: Давай прохлопаем слово бык. (Ребенок прохлопывает).

Л: Сколько слогов в слове бык? (Один).

Л: Правильно в какой загон мы поставим быка? (В первый).

 (И т.д.).

        Л: Все животные в своих загонах! И я предлагаю вам поиграть в следующую игру, которая вам хорошо знакома.

(Логопед приглашает детей к столу, кладет на стол стопку карточек с изображениями домашних животных).

        Л: Вы берете одну карточку, рассматриваете и говорите кто на ней есть. Ваш сосед говорит, что у него нет этих животных, но зато есть те, которые изображены у него на карточке и так далее.

        8. Игра «Есть-нет».

(Дети выполняют задание и комментируют свои действия).

1-й ребенок. У меня есть коровы.

2-й ребенок. А у меня нет коров, но зато есть кролики.

3-й ребенок. А у меня нет кроликов, но зато есть бараны.

4-й ребенок. У меня нет баранов, но зато есть козы.

5-й ребенок. У меня нет коз, но зато есть овцы. (И т.д.)

        Л: А теперь я предлагаю вам выучить стихотворение про домашних животных и поможет нам с вами его запомнить подсказка-схема.

        9. Разучивание стихотворения по мнемотаблице.

Заключительная часть

        10. Подведение итогов.

        Л: Наше путешествие подошло к концу и нам пора возвращаться. На чем мы с вами приехали? (На автобусе)

(Дети садятся в автобус).

Л: Где мы сегодня были?

Л О ком мы сегодня говорили?

Л: Что тебе больше всего запомнилось?

Л: Какое задание для тебя было самым трудным?

Л: Что тебе больше всего понравилось?

(Логопед хвалит каждого ребенка)

Л:  ….мне очень понравилось, как рычал твой язычок.

Л:  …..мне понравилось, как ты внимательно всех слушал.

Л: Мне понравилось, как ……и …. отвечали на мои вопросы.

Л:  …. ты очень хорошо отгадывал загадки.

Л: Мне понравилось, как ты правильно прохлопал название животного.

Л:  ….ты очень хорошо рассказывал стихотворение.

Л: Мне очень понравилось, что … вспомнил как называются дети животных.

        

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста по теме "Народные промыслы"...