Конспект подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР « Играем в Боулинг»
план-конспект занятия по логопедии

Зарубина Наталья Анатольевна

Учитывая ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, в целях повышения интереса к выполнению речевых упражнений, коррекционную работу по формированию лексико-грамматического строя речи целесообразно проводить в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgruppovoe_logopedicheskoe_zanyatie_igraem_v_bouling.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  подгруппового логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР  

« Играем в Боулинг»

Общее недоразвитие речи является системным нарушением, при котором нарушены все компоненты речи. Помимо звукопроизношения, страдает словарный запас и грамматический строй речи. Поэтому основными задачами логопедической работы по коррекции нарушений лексико-грамматического строя речи являются: обогащение словаря, уточнение значений слов, усвоение морфологических средств языка.

Цели и задачи:

Коррекционно-образовательные:  

- учить пониманию и употреблению в речи предлогов: на, над, под, из-под, между, около;

- учить  отвечать  на вопросы педагога полным предложением.

Коррекционно-развивающие: 

-уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей;

-развивать фонематическое восприятие;

-упражнять в подборе прилагательных, в согласовании существительных с числительными, в образовании существительных множественного числа именительного и родительного падежа;

-развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением, пространственную ориентировку в собственном теле;

-развивать зрительное и слуховое внимание, мышление.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение взаимодействовать в коллективе.

Оборудование: Коробка, мяч, записка, 6 конвертов с заданиями, цветные фишки-наклейки ( красный треугольник, синий квадрат, оранжевый овал, зеленый круг, фиолетовый ромб, желтый прямоугольник) на футболки для каждого ребенка, корзина для мячей, кегли с номерами по количеству детей (6 шт.), шесть дорожек к кеглям из мягких модулей, 2 модульных стола, стулья на каждого ребенка, «воротики» для игры в воздушный футбол 6шт., пластмассовые шарики 6 шт., пластиковые трубочки 6 шт., маленькие мячи-«ежики» 7 шт., предметные картинки для счета, прищепки, картинки с изображениями предметов с отсутствующими деталями, карандаши.

Предварительная работа: разучивание артикуляционных упражнений для развития подвижности и укрепления мышц языка, выполнение дыхательных  упражнений на развитие направленной воздушной струи, загадывание загадок, разучивание текста к выполнению физ.минутки с мячиками, отработка навыка прокатывания мяча через «воротики», обучение  умению ориентироваться в пространственном положении собственного тела, отработка пальцевого захвата при пользовании прищепками.  

Ход занятия

1.Организационный момент. Дети заходят в зал, становятся полукругом.

 Логопед: -Ребята, у вас хорошее настроение? Давайте улыбнемся друг другу, чтобы оно стало еще лучше! (проводится приветствие):

Собрались все вместе в круг! Ты мой друг и я твой друг!

Дружно за руки возьмемся  и друг другу улыбнемся!

2.Основная часть занятия. Стук в дверь. Вос-ль приносит коробку: «Вам просили передать!»

Логопед: - Интересно, что в этой коробке?! Ой, да тут записка: «То, что находится в этой коробке,  вам  очень пригодится на занятии. Отгадаете загадку - узнаете!»

-Ребята, а вы любите разгадывать загадки? (ответы детей) Значит, вы непременно ее отгадаете!

Он может быть упругим, кожаным, футбольным,

А может быть резиновым, с шипами, волейбольным.

Он может быть воздушным, надутым, полосатым.

И нравится он взрослым и маленьким ребятам. Что это? (ответы детей)

Логопед: - Конечно, это мяч! (показ мяча) И нам он действительно очень нужен.  Сегодня на занятии мы будем играть  в необычную игру.

Но прежде чем мы начнем , я предлагаю провести небольшую  разминку и поиграть в «Воздушный футбол»! Подойдите к столам. У каждого из вас есть «футбольные ворота», «мячик» и трубочка. С помощью трубочки вам нужно загнать мяч в ворота! Напоминаю о том, как  нужно делать вдох: плечи не поднимаем, вдыхаем носом, выдыхаем через трубочку достаточно сильно, но не надувая щек! (дети выполняют упражнение) Все забили гол? Молодцы! А теперь сядем в круг и потренируем наш язычок: выполняем упр. «Забей гол» по 5 раз (упираемся языком то в одну щеку, то в другую), «Гоняем мячик»(круговые движения языка за сомкнутыми губами) по 5 раз, «Кидаем мячик в стороны»(упр.Часики) – 5 раз, «Кидаем мячик вверх и вниз»(упр. Качельки) – 5 раз, «Мячик скачет по дорожке» (упр. Лошадка) – 5 раз.

- Хорошо, наша разминка закончена! Теперь мы готовы к выполнению  заданий.

Логопед: - Ребята, мы сегодня будем играть в «Боулинг». Это такая игра ,  где нужно прокатить мяч по дорожке и сбить как можно больше кеглей. Но наша задача сложнее. Нам нужно не просто сбить кеглю, а еще и задание выполнить!

- Итак, кто готов приступить к выполнению  первого задания? Ого, все желают! Но первым будет тот, у кого на футболке красный треугольник! (определяем первого игрока). Возьми мяч и  прокати по дорожке! (ребенок катит мяч и сбивает кеглю под №…) Под этим номером у нас игра «Назови, где мяч?» :

- Сейчас я буду перекладывать мяч, а вы называйте, где будет находиться мяч ( мяч на стуле, под стулом, около стула и т.п. Дети рассказывают о местоположении мяча, правильно употребляя  предлоги).

Например: Мяч лежит около стула. Мяч выкатился из – под стула и т.д. А сейчас Миша нам скажет, где находится мяч ( индивидуальная работа по закреплению предлогов)

-Хорошо, с  этим заданием мы справились. Приступим ко второму?

Логопед: - Кто же будет вторым? А вторым будет тот, у кого на футболке синий квадрат. (Второй ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под № …). Под этим номером у нас игра «Внимательные ушки» :

- Становитесь в круг. «Как только слово «МЯЧ» услышат ушки – сразу хлопни над макушкой». Готовы?

Например: «Мяч, няч, нач, мяч, мясь, мяч, мять, мяч, мач » и т.д.

Молодцы, внимательные! Ни разу не ошиблись! Приступаем с третьему заданию.

Логопед: -Третьим будет тот, у кого на футболке оранжевый овал. (Третий ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под №…). Под этим номером у нас игра  «Мяч передавай – слово называй»:

- Давайте встанем в круг. Я назову одно слово, а вы к нему будете подбирать подходящие слова и передавать мяч друг другу (называю обобщающее слово: напр. «Мебель», а дети, передавая мяч друг другу, называют слова, подходящие к заданному). Хорошо! Приступаем к четвертому заданию!

Логопед: - Четвертым будет тот, у кого на футболке зеленый круг. (Четвёртый ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под №…). Под этим номером у нас игра «Один-много»:

-Предлагаю сесть  в кружок. Я буду показывать карточки, а вы называйте то, что видите,  например: Это мяч,  это мячи,  а здесь много мячей.( Дети называют хором и индивидуально).

А теперь задание посложней: Я дам каждому из вас по карточке, вы сосчитаете сколько предметов у вас на карточке и прикрепите на нужную  цифру прищепку, а мы потом проверим!( дети прикрепляют прищепку и озвучивают ответ: например - у меня  на картинке пять машинок, три дерева и т.д) Хорошо! Справились! Приступаем с пятому заданию!

Логопед: - Пятым будет тот, у кого на футболке фиолетовый ромб. (Пятый ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под №…). Под этим номером у нас игра с маленькими мячиками. Но просто так, я вам мячики не отдам! Чтобы получить мячик,   нужно будет придумать слово, которое отвечает на вопрос: Какой мячик?

Итак, придумываем слова – признаки, отвечающие на вопрос: Какой мячик?

(Дети: круглый, упругий, резиновый, разноцветный, блестящий, пёстрый, полосатый…)

Все дети получают маленькие мячики – «ёжики» и проводится игра, выполняющая роль физ.минутки. Дети проговаривают текст совместно с логопедом.

В правую руку свой мячик возьми, крепко сожми.

Над головою его подними.

И перед грудью его подержи,

К левой ступне не спеша положи.

За спину спрячь и затылка коснись,

Руку смени и друзьям улыбнись.

Правого плечика мячик коснётся,

И ненадолго за спину вернётся.

К правому локтю, да к левой ступне,

Да на живот – не запутаться б мне!

 Логопед: А теперь покатаем мячик между ладоней:

В руках мячик мы катаем

И на мячик нажимаем.

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра!

Логопед: – Молодцы! И у нас осталось  шестое задание. Шестым будет тот, у кого на футболке желтый прямоугольник. (Шестой ребёнок катит мяч и сбивает кеглю под №…). Под этим номером у нас последнее  задание (логопед раздает картинки детям).

-  Ребята, вам не кажется, что на картинках какие-то странные рисунки?! По-моему, художник что-то забыл нарисовать! (логопед  спрашивает у детей, какой части не хватает у предмета на рисунке) Подойдите к столам, возьмите карандаш и дорисуйте отсутствующую часть или деталь. И не забудьте рассказать, чего нет и для чего эта часть необходима! (дети берут карточку, дорисовывают недостающую часть или деталь и объясняют свои действия: напр. «У меня на картинке нарисован стол без ножки. Стол без ножки не будет стоять, поэтому я дорисовал ножку»)

Итог занятия. Рефлексия.

Логопед: - Ребята, вот мы и выполнили все задания, а значит, завершается наше занятие. Вам понравилось?  В какую игру мы играли? Какое задание понравилась больше всего? Какое задание показалось трудным? (ответы детей)

Вы сегодня очень старались!  Я хочу подарить вам  игру  «Аэробол»! Будете играть и соревноваться в группе!

(дети благодарят, прощаются и уходят в  группу)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультимедийное сопровождение занятия по формированию фонетико-фонематической стороны речи для детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

«Дружба с белкой» интегрированное занятий по формированию фонетико-фонематических представлений для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема:  Произношение звука С в самостоятельной речи.Цель: Закреплять правильное произношение звука "С",  развивать связную речь....

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПОДВОДНОЕ ЦАРСТВО»

Итоговое логопедическое занятие по формированию грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения и развитию речи для детей старшего дошкольного возраста.

Тема: «Звук Л в словах, предложениях, чистоговорках. «Животные»Цель: Автоматизировать звук Л в словах, предложениях, чистоговорках, развивать связную речь....

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий на тему «Космос», для старшего дошкольного возраста

Конспект занятия направлен на закрепление и систематизацию знаний детей о космосе, а также развитие грамматических категорий по данной теме....

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-семантической стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Тема: Одежда

Конспект индивидуального логопедического занятия по формированиюлексико-семантической стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития ...