Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию лексико-семантической стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Тема: Одежда
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию
лексико-семантической стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Тема: Одежда
Цель: Формирование и расширение "семантического поля", развитие валентностей слов.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия по формированию
лексико-семантической стороны речи у ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Данные о ребенке: В. А., 5 лет, ЗПР.
Тема: Одежда
Цель: Формирование и расширение "семантического поля", развитие валентностей слов.
Задачи:
коррекционно-образовательные: Расширение и конкретизация представлений об одежде, ее назначении, деталях, из которых она состоит; закрепление в речи существительного с обобщающим значением одежда, уточнение и расширение словаря по теме. Составление словосочетаний. Постановка и автоматизация звука [ш].
коррекционно-развивающие: Развивать память, внимание, мышление. Учить признаки сходства и различия в сравниваемых предметах. Развитие речевого слуха, зрительного внимания, фонематического слуха, общей, тонкой и артикуляционной моторики, обучение плавному длительному выдоху. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука [ш].
коррекционно-воспитательные: Формирование положительной установки у ребенка на участие в занятии. Воспитание навыков общения в игре и на занятии.
Оборудование: игрушки и предметные и сюжетные картинки с изображениями игрушек, игрушки для сопровождения артикуляционной гимнастики, ноутбук, магнитофон.
Таблица 21.
Ход занятия
№ п/п | Этапы | Содержание |
1 | Организационный момент. | Логопед встречает ребенка, приветствует. Какой сегодня ты нарядный! Мама приготовила сегодня такую красивую одежду для тебя! Предлагает назвать свою одежду. Ребенок называет. |
2 | Формирование психологической базы речи (восприятие, память, внимание, мышление). | Логопед. Вот об одежде мы сегодня и поговорим на занятии. Ты узнаешь, как называются некоторые детали одежды, какой бывает одежда. Я предлагаю тебе игру «Что лишнее?» Игра «Что лишнее?» Развитие речевого слуха, мышления. Логопед. Я буду произносить разные слова, а ты будешь думать, какое слово лишнее и почему. Слушай внимательно: майка, носки, мяч, шорты. Что лишнее? Ребенок. Мяч. Логопед. Почему? Ребенок. Это игрушка. Логопед. А все остальное? Ребенок. Одежда. Логопед. Правильно. Молодец! Можно предложить еще 2–3 ряда слов: «брюки», «яблоко», «кофта», «куртка»; «шапка», «берет», «огурец», «носки». |
3 | Формирование моторики (общей, мелкой, артикуляционной). | Предложить ребенку сесть перед зеркалом, выполнить следующие артикуляционные упражнения:
|
4 | Формирование дыхания и голоса. | Дыхательная гимнастика по музыку. «Быстро-медленно». Вдох носом – короткий, энергичный, а выдох ртом длительный, спокойный. |
5 | Подготовка и постановка звука. | Показ правильной артикуляции звука [ш] логопедом. При произнесении звука [ш] губы слегка вытянуты и округлены, зубы «заборчиком» сближены, но не соприкасаются, расстояние между ними 2–3 мм, язык «чашечкой» поднят вверх, воздух теплый, струя направлена посередине языка вверх, голос не звучит.
Постановка звука от правильной артикуляционной позы или с другими способами. |
6 | Развитие фонематического слуха. | Игра «Поймай звук» – развитие фонематического слуха. Звуки: [у], [о], [д], [ш], [л], [ш], [з], [с], [ш], [p], [ш], [ж], [ш], [ш], [с], [ч], [ш], [ж], [с], [ш]. |
7 | Повторение. | Логопед. Ты принес мне свой рисунок со словом игрушки и сколько слов вы с мамой нашли родственных к этому слову. Ответы ребенка. Обсуждение. Молодцы. |
8 | Изучение нового лексико-семантического материала. | Игра «В магазине». Уточнение и расширение словаря. Развитие диалогической речи. Формирование навыков общения.] Логопед расставляет на столе предметные картинки с изображениями одежды. Логопед. Я буду продавцом в магазине, буду продавать одежду. А ты будешь покупателем. Я буду спрашиватьс: «Что вы хотите купить?» Ты начинаешь свой ответ со слов «я хочу купить». Чтобы купить одежду, ты должен подробно рассказать о том, какая она. Логопед. А что вы хотите купить? Ребенок. Я хочу купить куртку. Логопед. Какая она? Ребенок. Она красная, теплая, с капюшоном. Логопед. Возьмите вашу покупку. (Отдает ребенку предметную карточку.) И т.д. Логопед. Молодец! Ты был очень хорошим покупателем, и мне понравилось играть с тобой в магазин. |
9 | Закрепление. | Игра «Четвертый лишний». Развитие диалогической речи, зрительного внимания. Логопед собирает со стола предметные картинки, которые ребенок получил во время предыдущей игры, и раскладывает их на столе, добавляя картинку с изображением игрушки. Логопед. Что ты видишь на этих картинках? Ребенок. Куртку, платье, кофту, мишку. Логопед. Как ты думаешь, а какая картинка лишняя? . Ребенок. Мишка. Логопед. Почему? Ребенок. Потому, что он игрушка, а все остальное одежда. |
10 | Итог | Логопед: Давай вспомним, чем мы с тобой сегодня занимались? Ребенок отвечает – Сегодня на занятии я… Загибаем пальчики Логопед: Как здорово, ты все запомнил и помог Незнайке и мне. |
11 | Оценивание. | Логопед: Ты просто молодец! |
12 | Домашнее задание. | Повторить гимнастику с язычком и дыхательную гимнастику. Вместе с мамой найти фотографии, когда ты был маленьким и посмотреть какую одежду ты надевал. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль игры в формировании лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей об использовании игр для корекции лексико-грамматических нарушений речи....

Конспект индивидуального коррекционного занятия с ребёнком старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Тема: «Времена года»
Коррекционно-образовательные цели: - развивать умение ориентироваться во временах года; - развивать умения работать с мнемотаблицами;- развивать умение отвечать на вопросы полным...

Конспект итоговой образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Тема: «ПРИКЛЮЧЕНИЕ БУРАТИНО»
Интегрированная образовательная деятельность для детей с задержкой психического развития старшего возраста....

ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР)
В статье рассматриваются особенности связной речи детей с ЗПР. Представлены основные результаты исследования процесса формирования навыков монологической речи у дошкольников с ЗПР с...
Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.
Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных фо...

Беседа с родителями "Развитие мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития».
Цель беседы: оказание консультативно-профилактической помощи родителям, повышение их психолого-педагогической компетентности в вопросах развития мелкой моторики ребенка старшего дошкольного возраста с...

Формирование лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Консультация для родителей. Родители узнают, как через игру можно развивать лексико-грамматический строй речи ребенка....
