Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных форм.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_zimuyushchie_ptitsy.docx19 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия

по формированию грамматического строя речи

у детей старшей группы

с заключением «задержка психического развития»

по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

Учитель-логопед

Андриянова С.В.

Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

активизировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными.

Коррекционно-развивающие:

развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их; вызвать интерес к русскому фольклору (потешкам, закличкам, загадкам).

Оборудование:

аудиозапись «Голоса птиц», сюжетные картинки «Кормушка», плоскостные изображения птиц, кубик с цифрами, игрушка снегиря,  картинки с изображениями птиц.

 

                                     Ход занятия.

1. Организационный момент.

Дети садятся, звучит аудиозапись голосов птиц.

- Чьи голоса вы услышали? Как они разговаривают (Воробей чирикает, дятел стучит, синица тинькает, снегирь свистит, сова ухает, сорока трещит, ворона каркает, голуби воркуют.)

- Угадайте мои загадки:

- Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

- Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел)

- Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)

- Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

- Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова)

- Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её … (Сорока)

- Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (ворона)

- Эта птица сизокрылая любит семечки клевать и тихонько ворковать (Голубь)

- Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)

2. Игра «Назови ласково».

- Зимой птичкам очень холодно. Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).

3. Игра с кубиком «Сколько птиц?».

(Употребление существительных с числительными).

Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)

4. Игровое упражнение «В лесу много…синиц» (воробьев и т.д.)

5. Пальчиковая игра «Кормушка».

- Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).

- Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)

- Давайте смастерим кормушку.

Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

Ребята дощечки пилили, пилили

(«пилят» ребром одной ладошки по другой)

И дружно кормушку для птиц смастерили

(постукивание кулачком по ладони)

В нее мы насыплем для птиц угощенье:

(щепоткой «сыплют»)

Немного семян и остатки печенья,

И сала на ветки развесим немножко.

(загибают пальцы на обеих руках)

А чтобы на птичий обед посмотреть,

(смотрят через «очки»)

Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

И не будем шуметь (указательный палец к губам)

- Закличка

Синиченька- сестриченька,

Созывай снегирей

И лети к нам скорей.

6. Игра «У кормушки». (Падежное управление.)

- Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Сюжетная картинка «Кормушка». Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

- Потешка:

Люли, люли, люли

Прилетели гули

Сели, посидели

Зернышек поели.

Зернышек поели

И дальше полетели!

7. Игра «Что изменилось?» (Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)

- Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т.д.)

8. Физкультминутка «Снегири». (Координация речи с движениями.)

Вот на ветках посмотри (По 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

В красных майках снегири.

Распушили перышки, (Потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

Греются на солнышке.

Головой вертят (Повороты головы)

Улететь хотят (Машут руками)

- Чистоговорки про птиц

9. Игра «Веселый снегирек».

- (Употребление предложно-падежных конструкций).

На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. (Снегирь сел на крышу дома. Снегирь улетел с крыши. Снегирь залетел за дом. Снегирь вылетел из-за дома.)

- (упражнять в словообразовании, слово ЛЕТАТЬ): прилететь, улететь, залететь, вылететь и т.д.

10. Итоги.

- Ребята, о ком мы сегодня на занятии говорили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.ЗадачиОбразовательные:·  Уточнить и расширить представления детей зиме;· Совершенствовать граммат...

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста на тему «В мире доброты» (5 – 7 лет)

Подборка дидактических игр поможет в игровой форме расшиитьсловарь антонимов, активизировать словарь признаков и действий, а также совершенствовать грамматический строй речи и развивать связную речь...