Главные вкладки

    Конспект логопедического занятия по формированию грамматического строя речи у детей старшей группы с заключением «задержка психического развития» по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.
    план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

    Конспект логопедического занятия с детьми старшей группы детского сада с заключением "задержка психического развития" по теме "Зимующие птицы" с использованием малых фольклорных форм.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkrytoe_zanyatie_zimuyushchie_ptitsy.docx19 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект логопедического занятия

    по формированию грамматического строя речи

    у детей старшей группы

    с заключением «задержка психического развития»

    по теме «Зимующие птицы» с использованием малых фольклорных форм.

    Учитель-логопед

    Андриянова С.В.

    Цель: систематизация и закрепление знаний по теме «Зимующие птицы».

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    активизировать словарь по теме «Зимующие птицы», совершенствовать грамматический строй речи, закреплять умение образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; правильно употреблять категории дательного, родительного и творительного падежей существительных, предложно-падежные конструкции, сочетание существительных с числительными.

    Коррекционно-развивающие:

    развивать диалогическую речь, внимание, логическое мышление, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением.

    Коррекционно-воспитательные:

    воспитывать интерес к обитателям природы, желание защищать и оберегать их; вызвать интерес к русскому фольклору (потешкам, закличкам, загадкам).

    Оборудование:

    аудиозапись «Голоса птиц», сюжетные картинки «Кормушка», плоскостные изображения птиц, кубик с цифрами, игрушка снегиря,  картинки с изображениями птиц.

     

                                         Ход занятия.

    1. Организационный момент.

    Дети садятся, звучит аудиозапись голосов птиц.

    - Чьи голоса вы услышали? Как они разговаривают (Воробей чирикает, дятел стучит, синица тинькает, снегирь свистит, сова ухает, сорока трещит, ворона каркает, голуби воркуют.)

    - Угадайте мои загадки:

    - Чик-чирик! К зёрнышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это? (Воробей)

    - Хоть я не молоток – По дереву стучу: В нём каждый уголок Обследовать хочу. Хожу я в шапке красной И акробат прекрасный. (Дятел)

    - Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица)

    - Красногрудый, чернокрылый, Любит зёрнышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

    - Всю ночь летает – Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова)

    - Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая. Вещунья белобока, А зовут её … (Сорока)

    - Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – Вот и весь репертуар. Оглашает крону клёна Своим пением … (ворона)

    - Эта птица сизокрылая любит семечки клевать и тихонько ворковать (Голубь)

    - Можем мы услышать сейчас в лесу или на улице голоса этих птиц? (Да. Это зимующие птицы.)

    2. Игра «Назови ласково».

    - Зимой птичкам очень холодно. Согревает не только тепло, но и ласковое слово. Давайте назовем наших птичек ласково (У каждого ребенка своя картинка – воробышек, воронушка, голубок, снегирек, синичка, совушка).

    3. Игра с кубиком «Сколько птиц?».

    (Употребление существительных с числительными).

    Дети по очереди бросают кубик, на гранях которого изображены разные цифры и птицы (5 снегирей, 4 голубя и т.д.)

    4. Игровое упражнение «В лесу много…синиц» (воробьев и т.д.)

    5. Пальчиковая игра «Кормушка».

    - Какая зимой погода? (Холодная, морозная, снежная, вьюжная).

    - Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать птицам корм.)

    - Давайте смастерим кормушку.

    Пальчиковая игра «Кормушка» (Дети говорят и выполняют движения):

    Ребята дощечки пилили, пилили

    («пилят» ребром одной ладошки по другой)

    И дружно кормушку для птиц смастерили

    (постукивание кулачком по ладони)

    В нее мы насыплем для птиц угощенье:

    (щепоткой «сыплют»)

    Немного семян и остатки печенья,

    И сала на ветки развесим немножко.

    (загибают пальцы на обеих руках)

    А чтобы на птичий обед посмотреть,

    (смотрят через «очки»)

    Чуть-чуть отойдем («шагают» пальцами по столу)

    И не будем шуметь (указательный палец к губам)

    - Закличка

    Синиченька- сестриченька,

    Созывай снегирей

    И лети к нам скорей.

    6. Игра «У кормушки». (Падежное управление.)

    - Посмотрите, на нашу кормушку прилетело много птиц. Скажите, кого и чем вы накормите (Сюжетная картинка «Кормушка». Говорят: «Синицу накормим салом. Воробья накормим хлебными крошками. Снегиря накормим рябиной. Ворону накормим гречкой. Голубя накормим семечками. Сороку накормим пшеном.»)

    - Потешка:

    Люли, люли, люли

    Прилетели гули

    Сели, посидели

    Зернышек поели.

    Зернышек поели

    И дальше полетели!

    7. Игра «Что изменилось?» (Употребление имен существительных в форме родительного падежа единственного числа.)

    - Когда я скажу «ночь», закроете глаза, а когда скажу «день» - откроете и скажите, что изменилось. (Не стало голубя. Снегирь и воробей поменялись местами и т.д.)

    8. Физкультминутка «Снегири». (Координация речи с движениями.)

    Вот на ветках посмотри (По 4 поворота головы в каждую сторону поочередно)

    В красных майках снегири.

    Распушили перышки, (Потряхивание кистей рук и по 2 удара ладонями по бокам)

    Греются на солнышке.

    Головой вертят (Повороты головы)

    Улететь хотят (Машут руками)

    - Чистоговорки про птиц

    9. Игра «Веселый снегирек».

    - (Употребление предложно-падежных конструкций).

    На магнитной доске плоскостные изображения: дом, забор, скамейка, елка, снег.

    Логопед демонстрирует действия воробья, а дети говорят, что происходит. (Снегирь сел на крышу дома. Снегирь улетел с крыши. Снегирь залетел за дом. Снегирь вылетел из-за дома.)

    - (упражнять в словообразовании, слово ЛЕТАТЬ): прилететь, улететь, залететь, вылететь и т.д.

    10. Итоги.

    - Ребята, о ком мы сегодня на занятии говорили?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    ПРОГРАММА По формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр и игровых упражнений «Занимательная грамматика» для детей 5-6 лет

    Происходящие изменения в обществе выдвинули новые требования к системе дошкольного образования. Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возм...

    Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"

    rdquo;Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста&rdquo...