Главные вкладки

    Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО. "Игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"
    картотека по развитию речи (старшая группа) по теме

     ”Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста”

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл rechevoe_razvitie.docx32.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: ”Игры по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста”

    Набюлина Анна Александровна

                      Воспитатель

    Еманжелинск, 2014

    Содержание

    1. Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО.

    2. Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста.

    3.Библиография.

    1. Образовательная область «Речевое развитие» в ФГОС ДО.

     В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование является одним из уровней общего образования. Поэтому оно должно быть стандартизировано.

       Стандарт дошкольного образования утвержден приказом  Минобрнауки от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11. 2013 г. Регистрационный N 30384. Приказ вступил в силу 01.01.2014 г.

    В ФГОС ДО образовательные области представляют следующие направления развития ребенка:

    - социально – коммуникативное развитие;

    - познавательное развитие;

    - речевое развитие;

    - художественно – эстетическое;

    - физическое развитие.

     Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

        При формировании грамматически правильной речи детей различают работу над её морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, его формы, синтаксис – словосочетания и предложения.

         Можно выделить следующие задачи формирования грамматически правильной речи детей дошкольного возраста:

    1. Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

    2. Совершенствование синтаксической стороны речи детей; ознакомление их с некоторыми общеупотребительными словосочетаниями; обучение распространению предложений и составлению сложных предложений.

    3. Предупреждение грамматических ошибок морфологического порядка — тренировка детей (начиная со 2-й младшей группы) р. употреблении трудных морфологических категорий.

       Грамматический строй речи у детей старшего дошкольного возраста будет успешно формироваться при использовании дидактических игр, если:

    - игры будут подобраны в соответствии с системой грамматического строя языка;

    - игры будут соответствовать интересам старших дошкольников;

    - руководство играми грамматического содержания должно отвечать закономерностям усвоения детьми грамматического строя языка.

    Мною собраны разнообразные игры и упражнения, направленные на развитие грамматического строя речи.

    1. Комплекс игр по формированию грамматического строя речи для детей старшего дошкольного возраста.

     Употребление имен существительных в  падежах:

     КТО ГДЕ ЖИВЁТ?

    Цель: упражнять в употреблении предложного падежа существительного.

    Лиса живёт в норе.

    Медведь зимует в… .

    Волк живёт в … .

    Белка живёт в … .

    Ёжик живёт в … .

    Образование существительных в родительном падеже:

    УЛЕТЕЛИ ПИЦЫ

    Цель: упражнять в словоизменении: употребление родительного падежа имен существительных в единственном и множественном числе.

    Нет (кого?) – нет лебедя, утки …  .

    Нет (кого?) – нет лебедей, уток …  .

    ПОДБИРАЕМ РИФМЫ 
    Цель – развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.
    Учитель читает детям шуточное стихотворение – начало английской народной песенки в переводе С.Я.Маршака:
    -Даю вам честное слово, вчера в половине шестого
    -Я видел двух свинок без шляп и ботинок.
    -Даю вам честное слово!
    Далее учитель задаёт детям вопросы на понимание текста:
    -Кого видел поэт? В каком виде они были?
    -Носят ли свинки ботинки? А может быть они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)
     
    -Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы с вами тоже можем сочинить весёлые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а вы продолжайте.

    -Даём честное слово:
     Вчера в половине шестого 
     Мы видали двух сорок
     Без…(ботинок) и …(чулок).
     И щенков без …(носков).
     И синичек без …(рукавичек).

    Данное стихотворение можно продолжать и дальше по усмотрению учителя. По образцу этого упражнения можно брать другие стихи и делать тоже самое.

     ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО

    Цель: закрепление употребления в речи существительных в родительном падеже множественного числа.

    Ход игры: детям читают вслух знакомые стихотворные строчки, не договаривая последнего слова. (Это слово стоит в родительном падеже множественного числа). Дети добавляют недостающее слово и получают за каждый правильный ответ фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.

     ***                                                             ***

    Даю вам честное слово:                       Он сказал: «Ты злодей,

    Вчера в половине шестого.                  Пожираешь людей,

    Я видел двух свинок.                            Так, за это мой меч –

    Без шляп и … (ботинок)                       Твою голову с … (плеч)

      ***                                                               ***

    Постой, не тебе ли                                    Муравей, муравей

    На прошлой неделе.                                  Не жалеет … (лаптей)

    Я выслал две пары

    Отличных … (калош)

      ***                                                                  ***

    Робин Бобин Барабек.                              Где убийца, где злодей?

    Скушал сорок … (человек)                      Не боюсь его … (когтей)

    Согласование прилагательных с существительными:  

    ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

    Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

     Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

    Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

    Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

    Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

    Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

    Шляпа (какая?) – черная, большая…

    Туфли (какие?) – осенние, красивые…

    Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

    Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

    Шуба (какая?) - меховая, теплая…

    Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами:

    НАЗОВИ ЛАСКОВО

    Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

    Оборудование: мяч

    Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

    Шуба теплая - шубка тепленькая

    Лиса хитрая - лисичка хитренькая

    Заяц белый - зайчик беленький

    Сапоги чистые - сапожки чистенькие

    Ветка короткая - веточка коротенькая

    Шишка длинная - шишечка длинненькая

    Ворона черная - вороненок черненький

    Снег белый - снежок беленький.

    КУЗОВОК
    Цель – образовывать уменьшительно – ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.
    Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начнёт игру. Ему даётся в руки корзинка. Он держит её, а дети в это время говорят слова:

    -Вот тебе кузовок,
    -Клади в него, что на –ок.
    -Обмолвишься – отдашь залог.

    Ребёнок отвечает: «Я положу в кузовок …и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладёт в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством учителя назначают каждому залогу выкуп – какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д-

    Образование  прилагательных: 

    СКАЖИ ОДНИМ СЛОВОМ

    Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Материал: мяч.

    У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

    У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

    У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

    У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

    У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

    У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

    КОМУ ЧТО НУЖНО

    Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.

    Материал: мяч.

    У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).

    У синицы желтая грудь,  поэтому ее называют … (желтогрудая).

    У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).

    У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).

    У вороны черные крылья, поэтому ее называют … (…).

    У дятла острый клюв, поэтому его называют … (…).

    ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

    Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

    Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

    Шарф (чей?) — мамин, Шляпка (чья?) — бабушкина, Поднос (чей?)  - дедушкин,

    Книга (чья?) – бабушкина,Тапочек (чей?) – дедушкин.

    Образование глаголов: 

    ВЫ ХОТИТЕ? - МЫ ХОТИМ

    ЦЕЛЬ: Упражнять в образовании форм глагола «хотеть» (хочу-хочет, хотим-хотят).

    Организация.  Воспитатель обращается к детям:

    - Мы умеем делать много разных дел: умеем бегать, прыгать, петь, танцевать, играть. Я хочу поиграть в игру. А вы хотите? (Ответы).

    - Как правильно сказать? (Мы хотим). Подумайте, что каждый из вас хочет сделать – погулять, похлопать в ладоши, попрыгать или ещё чего-нибудь. Вы можете спросить своих товарищей, хотят ли они это же сделать или хочу ли это сделать я. Если спросите и ответите правильно, можете исполнит своё желание.

    -Я хочу похлопать в ладоши, а ты, Оля, хочешь?

    - Хочу.

    - Похлопай. Кто тоже хочет похлопать? Как много детей хотят того же. Скажите о своём желании все вместе: «Мы хотим похлопать». Похлопайте. А что хочешь сделать ты, Вова? Кто ещё хочет? Пожалуйста, скажите о своём желании вместе: «Мы хотим…». Повернитесь друг к другу и подумайте, как нужно сказать. Пожалуйста, Тамара и Серёжа нам что-то хотят сказать вместе. (Мы хотим покататься на велосипеде).

    - Молодцы. Ещё кто уже подготовил свой совместный ответ, что они хотят сделать?

    И так далее.

    КЕМ ТЫ БУДЕШЬ?

    Цель: закрепить употребление глаголов в будущем времени (буду летать, лечить, водить ...).

    Ход игры: в начале занятия воспитатель читает отрывок из произведения В.Маяковского Кем быть.

    После этого предлагает детям помечтать, кем они хотят быть, кем работать.

    - Я буду летчиком, летать на самолетах.

    - Я буду врачом, лечить детей.

    - Я буду учить детей, учительницей работать.

    Воспитатель следит за правильным построением предложений.

     Употребление числительных с существительными: 

    ПОСЧИТАЙ

    Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

    Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

    Один мяч, два мяча, пять мячей.

    Одна кукла, две куклы, пять кукол.

    Одно облако, два облака, пять облаков.

    Употребление предложно-падежных конструкций: 

    СОСТАВЬ ФРАЗУ

    Цель: закрепить умение образовывать предложения из слов.

    Ход игры: предложить детям придумать предложения, используя следующие слова:

    забавный щенок                         полная корзина

    спелая ягода                               веселая песня

    колючий куст                             лесное озеро

    ИЗМЕНИ СЛОВО

    Цель: упражнять в падежном и предложном согласовании.

    Изменить слово «окно» в контексте предложения.

    В доме большое … . В доме нет … . Я подошел к … . Я мечтаю о большом … . У меня растут цветы под … .

    Употребление местоимений:

     РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

    Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

    Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

    ИСПРАВЬ ОШИБКУ

    Цель: учить понимать значение притяжательных местоимений.

    Ход игры: взрослый заведомо говорит неправильно, а ребенок, если слышит ошибку, исправляет ее.

    На столе лежит много карандашов.

    Карлсон съел много конфетов.

    Произнести несколько предложений правильно, пусть ребенок поразмышляет. В шкафу стоит много книг.

    Необходимо следить за речью ребенка, употребление существительных множественного числа в родительном падеже вызывает много трудностей.

    Моя сапоги, мой шапка, мое перчатки, мои шарф … .

    Согласование слов в нужном  числе и падеже:

    ЧЬЁ ВСЕ ЭТО
    Цель – упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном  числе и падеже.
    Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

    -Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.
    -Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.
    -Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи. 
    -Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.
    -Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

    Образование предложений:

     ОБЪЯСНИТЕ, ПОЧЕМУ…

    Цель: научить правильно, строить предложения с причинно-следственной связью, развитие логического мышления.

    Ход игры: воспитатель объясняет, что дети должны будут закончить предложения, которые начнет говорить ведущий, используя слово «потому что». Можно подобрать несколько вариантов к одному началу предложения, главное, чтобы они все правильно отражали причину события, изложенного в первой части. За каждое правильно выполненное продолжение игроки получают фишку. Выигрывает тот, кто соберёт больше фишек.

     Незаконченные предложения для игры:

    Вова заболел…   (простыл)                       Мама взяла зонт… (идёт дождь)

    Дети легли спать… (поздно)                     Очень хочется пить… (жарко)

    Лед на реке растаял… (тепло)                   Деревья сильно закачались… (дует ветер)

    Стало очень холодно… (пошёл снег)

    ДОБАВЬ СЛОВА

    ЦЕЛЬ: научить составлять распространенные предложения.

     Ход игры: «Сейчас я скажу предложение.  Например, «Мама шьёт платье». Как ты думаешь, что можно сказать о платье, какое оно? (шёлковое, летнее, легкое, оранжевое).  Если мы добавим эти слова, как изменится фраза?» Мама шьёт шёлковое платье. Мама шьёт летнее платье. Мама шьёт лёгкое платье. Мама шьёт оранжевое платье.

     Предложения для игры:

    Девочка кормит собаку.

    Пилот управляет самолётом.

    Мальчик пьёт сок.

    Родственные слова:

     СЛОВА –РОДСТВЕННИКИ

    Цель: упражнять в подборе однокоренных слов.

    Медведь – медведица, медвежонок, медвежий,  медведушка …

    Волк - волчица, волчонок, волчище, волчий, волчишко…

    Лиса –лис, лисичка, лисёнок, лисонька, лисушка….

    ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

    Материал: текст стихотворения.

    Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

    И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

    Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

    Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

    Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

    И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

    Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

    Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

    Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

    А когда собрал их много, то отправился домой,

    И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

    Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

    А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

    Употребление синонимов и антонимов:

    БЛИЗКИЕ СЛОВА

    Цель: формировать умение подбирать синонимы к словам. Развивать точность выражения мыслей при составлении предложений.

    Материал: Фишки.        

    Осенью дни пасмурные,…                                    серые, унылые…       

    Осенью часто погода бывает холодной,…       ветреной, дождливой…

    Осенью настроение грустное,…                           печальное, тоскливое…

    Осенью дожди частые,…                                                холодные, проливные…

    Небо покрывают серые тучи,…                             тёмные, дождевые…

    В начале осени бывают ясные дни,…                  безоблачные, светлые…

    Поздней осенью на улице холодно,…                 пасмурно, ветрено…

    СКАЖИ НАОБОРОТ

    Цель: учить подбирать антонимы к словам.

    Взлет – посадка

    Взлетать – приземляться

    Приезжать - …Приплывать - … .

    Библиография

    1. Ладутько Л.К., Шкляр С.В. «Картотека дидактических игр и упражнений по развитию речи дошкольников к разделу «Человек и природа», 2010
    2. Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду. Программа и методические рекомендации – 2-ое изд., испр. и доп.», 2010
    3. Петрова Т.И, Петрова Е.С «Игры и занятия по развитию речи дошкольников. Книга 2. Старшая группа», 2010
    4. Бахарева К.С «Игры по развитию речи для детей дошкольного возраста», 2009
    5. Ушакова О.С. «Придумай слово. Развитие речи», 2010


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе....

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышлен...

    Игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Игра – единственная форма деятельности ребенка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с ...

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....