Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) на тему

Ахметшарипова Нурия Шарифулловна

Игра «Назови ласково»

Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие, и поэтому их надо назвать ласково.

Примерные ответы детей: Куколка открыла шкафчик.

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Цель: Закрепление в речи детей словосочетания прилагательное + существительное.

Материал: карточки с изображениями предметов, а также предметы для игры (нож, ложка, сковорода, хлеб, чашка).

Ход выполнения задания:

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Педагог называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на кар­точке, должен назвать словосочетание прилагатель­ного и существительного, т.е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла - стеклянный, сковорода из чугуна - чугунная, ложка из дерева - деревянная, нож из металла - металлический, ведро из железа - железное, ваза из хрусталя - хрустальная, чашка из фарфора - фарфоровая, платье из шелка - шелковое, коробка из картона - картонная, шарф из шерсти - шерстяной, булка из пшеницы - пшеничная, хлеб из ржи - ржаной, варенье из вишни - вишневое и т.д.

Примерные ответы детей: Ведро – из железа; Чашка из фарфора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Игра «Назови ласково»

Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.

Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям пригласить в гости куклу. Кукла маленькая, и ее можно назвать «куколка». Все предметы для куколки тоже маленькие, и поэтому их надо назвать ласково.

Примерные ответы детей: Куколка открыла шкафчик.

Игра в лото «Что из чего сделано?»

Цель: Закрепление в речи детей словосочетания прилагательное + существительное.

Материал: карточки с изображениями предметов, а также предметы для игры (нож, ложка, сковорода, хлеб, чашка).

Ход выполнения задания:

У детей карточки лото с изображением различных предметов. Педагог называет предмет и тот материал, из которого он сделан. Например: стакан из стекла. Дети ищут изображение этого предмета на карточках. Тот, кто его находит у себя на карточке, должен назвать словосочетание прилагательного и существительного, т.е. ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) и закрыть картинку фишкой.

Выигрывает тот, кто не ошибался и раньше других закрыл все картинки.

Стакан из стекла - стеклянный, сковорода из чугуна - чугунная, ложка из дерева - деревянная, нож из металла - металлический, ведро из железа - железное, ваза из хрусталя - хрустальная, чашка из фарфора - фарфоровая, платье из шелка - шелковое, коробка из картона - картонная, шарф из шерсти - шерстяной, булка из пшеницы - пшеничная, хлеб из ржи - ржаной, варенье из вишни - вишневое и т.д.

Примерные ответы детей: Ведро – из железа; Чашка из фарфора.

Игра «Что для чего»

Цель: Закрепление данной модели словообразования и выделение общего суффикса -ниц- в этих словах.

Материал: предметы (селедочница, салатница, сахарница).

Ход выполнения задания: Педагог предлагает детям назвать предметы, которые лежат на столе (хлеб, сахар, конфеты, мыло). Затем задает вопрос: где хранятся эти предметы? (хлеб - в хлебнице).

После названия предмета дети кладут его в ту емкость, в которой он хранится. Далее педагог предлагает детям еще раз прослушать эти слова и определить общую часть. При этом педагог подчеркивает голосом суффикс   -ниц-.

Примерные ответы детей: «Сахар положил в сахарницу»; «Хлеб в хлебнице».

«Наоборот»

Цель: обогащать речь детей наречиями, прилагательными, глаголами противоположными по значению. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Материал: мяч.

Ход игры: дети и воспитатель садятся на стулья в кружок. Воспитатель произносит слово и бросает кому-нибудь из детей мяч; ребенок должен поймать мяч, сказать слово, противоположное по значению, и снова бросить мяч воспитателю. Воспитатель говорит: «Вперед». Ребенок отвечает: «Назад» (направо - налево, вверх - вниз, далеко - близко, высоко - низко, над - под, внутри - снаружи, дальше - ближе). Воспитатель произносит не только наречия, но и прилагательные, глаголы: далекий - близкий, верхний - нижний, правый - левый, сильный - слабый, веселый - грустный, завязать - развязать, намочить - высушить и др. Если тот, кому бросили мяч, затрудняется ответить, дети по предложению воспитателя хором произносят нужное слово.

«Какой? Какая? Какое?»

Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки - символы качества предметов.

Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно - символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень - какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: учить детей правильно пользоваться в речи предлогами «на, в».

Оборудование: зеркальце.

Ход игры. Педагог показывает детям солнечный зайчик и читает стихотворение – считалку про солнечный зайчик.

Скачет зайка по стене

И подмигивает мне.

Перепрыгнул на картинку,

Задержался на ботинке,

Поплясал на потолке,

Притаился в уголке.

Вот он спрятался в кроватке,

С нами он играет в прятки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы идем его искать.

Педагог говорит детям: «Ищите зайчика, а найдете – ответьте, куда он спрятался». Дети отвечают: «Зайчик на полке, Зайчик в углу» и т.п.

Игра «Поможем Незнайке»

Цель: тренировать в правильном употреблении предлогов в предложениях.

Оборудование: карточки с предложениями (платок лежит на/в/кармане; дети играют над/под/деревом и т.п.).

Ход игры. Педагог предлагает оценить предложения, написанные Незнайкой. Дети определяют ошибки Незнайки, заменяют неправильно употребленный предлог правильным.

Игра с пингвиненком Лоло

Перед началом занятия мы посмотрели мультфильм о пингвинах, поговорили о них,  выяснили, что это птицы.

Цель: учить детей пользоваться в речи предлогом «за».

Оборудование: предметная картинка, с изображением пингвина.

Ход игры. Педагог сообщает детям: «К нам в гости пришел пингвинёнок, посмотреть, как вы здесь умеете играть, ведь он сам очень любит играть. Он хочет  с вами поиграть в прятки». Дети прячутся в комнате. Педагог или водящий вместе с пингвиненком  ищет, а когда находит ребенка, говорит: «Оля спряталась за стул», «Саша спрятался за шкаф, за дверь» и т.д.

Игра «Что ты любишь?».

Цель: учить детей составлять распространенное предложение, пользоваться предлогом «с».

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры. Педагог сообщает детям: «Сегодня к нам в гости прилетел Карлсон. Вы все помните, какой он сладкоежка. Он вам расскажет, что он любит и вас расспросит. А вы не зевайте, ему дружно отвечайте».

«Я люблю хлеб с вареньем, а вы?»; «Я люблю пирог с черникой, а вы?»; «Я люблю играть с мячом, ну а вы?»

Дети поочередно отвечают: «Я люблю хлеб с сыром, с колбасой, с маслом» и т.д.

Игра «Найди флажок»

Цель: учить детей правильно понимать и употреблять в речи наречия места.

Оборудование: флажок.

Описание игры. Дети прячут флажок. Водящему указывают ориентиры и направление, например: «Дойди до двери, поверни направо», дойди до стола, поверни налево. Ищи!» Когда водящий найдет флажок, он рассказывает, где его нашел.

Игра «Кузовок»

Цель: образовать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие с его названием.

Ход игры. Дети садятся в круг. По считалке выбирается тот, кто начинает игру. Ребенку дается в руки корзинка. Он держит ее, а дети в это время говорят слова:

Вот тебе кузовок,

Клади в него, что на -ок.

Обмолвишься - отдашь залог.

Ребенок отвечает: «Я положу в кузовок...», и называет нужное слово (замок, сучок, коробок, сапожок, башмачок, чулок, гребешок и т.д.) Так происходит, пока все дети не подержат кузовок. Тот, кто ошибается, кладет в корзину залог. После того, как все дети приняли участие, разыгрываются залоги: корзинка накрывается платком, а кто-нибудь из детей вынимает залоги по-одному, предварительно спрашивая: «Чей залог выну, что тому делать?» Дети под руководством педагога назначают каждому залогу выкуп - какое-то задание (назвать слово с каким-то звуком, рассказать скороговорку, разделить слово на слоги и т.д.)

Игровое упражнение «Чье все это?»

Цель: упражнение в согласовании слов-предметов и слов-признаков в нужном числе и падеже.

Ход игры. Детям показывается картинка с изображением животного, и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чье ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Корова - коровий, коровье, коровья, коровьи.

Заяц - заячий, заячье, заячья, заячьи.

Овца - овечий, овечье, овечья, овечьи.

Лошадь - лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

Кошка - кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

Игра «Домики»

Цель: упражнение в определении рода слов-предметов.

Ход игры. Педагог объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором - «она моя», в третьем - «оно мое», в четвертом - «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

Игровое упражнение «Подбираем рифмы»

Цель: развитие умения образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных.

Ход игры. Читаем ребенку шуточное стихотворение - начало английской народной песенки в переводе С.Я. Маршака:

Даю вам честное слово, вчера в половине шестого

Я видел двух свинок без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Далее, ребенку задаются вопросы на понимание текста:

- Кого видел поэт? В каком виде они были?

- Носят ли свинки ботинки? А может они носят чулки? (Носки, тапочки, рукавички и т.д.)

- Правду рассказал нам в стихотворении поэт? Нет, он нафантазировал. Мы тоже можем сочинить веселые шуточные стихи про разных птиц и животных. Я буду начинать, а ты продолжай.

Даем честное слово:

Вчера в половине шестого

Мы видели двух сорок

Без ... (ботинок) и ... (чулок)

И щенков без ... (рукавичек)

Данное стихотворение можно продолжать и дальше. По образцу этого упражнения на развитие речи можно брать и другие стихи и делать то же самое.

 Игра «Подбери признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Кукла (какая?) - …, мяч (какой?) - …,

Солнце (какое?) -…, тучи (какие?) -… .

Игра «Посчитай»

Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5.

Ход игры: воспитатель называет один предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов.

Один мяч, два мяча, пять мячей.

Одна кукла, две куклы, пять кукол.

Одно облако, два облака, пять облаков.

Игра «Чей? Чья? Чьё?»

Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

Шарф (чей?) - мамин,

Шляпка (чья?) - бабушкина,

Поднос (чей?) - дедушкин,

Книга (чья?) - бабушкина,

Тапочек (чей?) - дедушкин.

Игра «Чьи хвосты»

Материал: набор цветных картинок с изображением хвостов животных диких и домашних.

Ход выполнения задания:

Педагог рассказывает сказку «Хвосты».

- Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давайте мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост».

Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? Лисий. А на пенечке - тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.)

Все животные нашли свои хвосты и были очень рады.

- А теперь вспомните, как называются хвосты у домашних животных.

Хвост собаки - собачий. Хвост кошки - кошачий. Хвост коровы - коровий. Хвост лошади - лошадиный. Хвост быка - бычий. Хвост козы - козий. Хвост барана - бараний. Хвост овцы - овечий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе....

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышлен...

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

Рекомендация: "Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"...

Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

Представлена картотека дидактический игр по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста...