Главные вкладки

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста
    материал по развитию речи (старшая группа) на тему

    Божеева Надежда Геннадьевна

    Дети любят различные игры по развитию речи поэтому мы их стараемся применять в своей работе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon igra_rech.doc33.5 КБ

    Предварительный просмотр:

      Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    1.ПОДБЕРИ ПРИЗНАК

    Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными.

     Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопросы (какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

    Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

            Сапоги (какие?) – коричневые,         удобные, теплые…

            Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

            Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

            Шляпа (какая?) – черная, большая…

            Туфли (какие?) – осенние, красивые…

            Платье (какое?) -  новое, нарядное, зеленое…

            Рубашка (какая?) -  белая, праздничная….

            Шуба (какая?) -  меховая, теплая…

           

    2.НАЗОВИ ЛАСКОВО

    Цель: учить детей образовывать слова при помощи уменьшительное- ласкательных суффиксов.

    Оборудование: мяч

    Ход игры: воспитатель произносит фразу и бросает мяч ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

    Шуба теплая - шубка тепленькая

    Лиса хитрая - лисичка хитренькая

    Заяц белый - зайчик беленький

    Сапоги чистые - сапожки чистенькие

    Ветка короткая - веточка коротенькая

    Шишка длинная - шишечка длинненькая

    Ворона черная - вороненок черненький

    Снег белый - снежок беленький.

     

              3.КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

              Цель: закрепить умение соотносить предмет и его признак. Закрепить согласование прил. с сущ. в роде, числе.

              Материал: картинки с изображением дерева, гриба, пня, солнца, девочки, корзинки, картинки – символы качества предметов.

              Ход игры: в центре -картинки с изображением предметов, отдельно – символы качеств. Детям предлагается найти предметы, к которым можно задать вопрос «какой?» и ответить на вопрос, подбирая символы качеств. (Пень – какой? Пень низкий, твердый, круглый и т.д.). Аналогична работа с предметами женского и среднего рода.

    4.УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ

    Цель: учить составлять описательные загадки о ягодах, фруктах и т.д.

    Ход игры: воспитатель просит детей самостоятельно составить описательную загадку о ягодах или фруктах: «Овальный, твердый, желтый, кислый, кладут в чай» (Лимон).

     

    5.ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

    Цель: формировать умение подбирать родственные слова, образованные от слова гриб, в соответствии со смыслом стихотворения.

    Материал: текст стихотворения.

    Как-то раннею порой вдруг полился дождь…грибной.

    И из дома в тот же миг в лес отправился … грибник.

    Чтобы принести улов, взял корзину для… грибов.

    Долго шёл он в глушь лесную - поляну там искал… грибную.

    Вдруг под ёлочкой на кочке видит маленький… грибочек.

    И обрадовался вмиг наш удачливый… грибник.

    Как ему не веселиться, если здесь в земле… грибница!

    Стал заглядывать под ёлки, под берёзы и дубы,

    Собирать в свою корзину все съедобные…грибы.

    А когда собрал их много, то отправился домой,

    И мечтал он всю дорогу, как он сварит суп… грибной.

    Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,

    А тому, кто долго ищет, попадётся и… грибище!

    6.РАЗДЕЛИ НА ГРУППЫ

    Цель: закреплять умение пользоваться притяжательными местоимениями и разделять слова по родовым признакам.

    Материал: карточки с картинками грибов; две корзинки.

    Ход игры: воспитатель предлагает детям из банка предметных картинок выбрать грибы, про каждый из которых можно сказать «он мой» и положить в одну корзинку. В другую – положить картинки с грибами, про каждый из которых можно сказать «она моя».

    7.ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ?

    Цель: формировать умение образовывать притяжательные прилагательные.

    Ход игры: воспитатель называет слово и задаёт вопрос (чей? чья? чьё?), ребёнок отвечает.

    Шарф (чей?) — мамин, 
    Шляпка (чья?) — бабушкина, 
    Поднос (чей?)  - дедушкин,

     Книга (чья?) – бабушкина,
    Тапочек (чей?) – дедушкин.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Дидактические игры для формирования грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Дидактические игры для детей саршего возраста для формирования грамматического строя речи....

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

    Игра «Назови ласково»Цель: Воспроизведение уменьшительно-ласкательных форм существительного.Материал: предметы для игры (шкафчик, стульчик, вазочка, салфеточка, яблочко).Ход выполнения зад...

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Формирование грамматического строя речи – важнейшее условие совершенствование мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышлен...

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста.

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста....

    Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста

    Рекомендация: "Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста"...