Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Рябцева Анна Николаевна

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Образовательные:

·  Уточнить и расширить представления детей зиме;

· Совершенствовать грамматический строй речи;

 · Учить подбирать однокоренные слова;

· Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;

· Упражнять в словообразовании суффиксальным способом ;

· Закреплять умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным,  глаголом;

· Совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Развивающие:

· Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие;

· Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением в физкультминутках, пальчиковых играх.

Воспитательные:

Воспитывать желание играть в дидактические игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию грамматического строя речи в старшей группе по теме "Зима"

Цель: формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи

Образовательные: 

  Уточнить и расширить представления детей зиме;

 Совершенствовать грамматический строй речи;

  Учить подбирать однокоренные слова;

 Продолжать учить образовывать прилагательные от существительных;

 Упражнять в словообразовании суффиксальным способом ;

 Закреплять умение согласовывать существительное с числительным, прилагательным,  глаголом;

 Совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.

Развивающие:

 Развивать у детей речевой слух и фонематическое восприятие;

 Развивать у детей зрительное внимание и восприятие, память, мелкую и общую моторику, координацию речи с движением в физкультминутках, пальчиковых играх.

Воспитательные:

Воспитывать желание играть в дидактические игры.

Словарь: зима, снег, снежинка, снегопад, снеговик, подснежник, снежная, вьюжная, морозная, студеная, холодно, морозно…

Оборудование и материалы: презентация "Зима", снежок, мячик, картинки с зимним пейзажем, снежинки с играми.

Предварительная работа: коллективные и индивидуальные беседы с детьми о зиме как сезоне, об особенностях погодных условий зимой; рассматривание иллюстраций, наблюдение за изменениями в живой и неживой природе зимой.

 Структура занятия:

 вводная часть  -  3 минуты

 основная часть -   20 минут

 заключительная часть -  2 минуты

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Вводная часть

Воспитатель: - Доброе утро, ребята!  

- Ребята, а теперь поздороваемся друг с другом, улыбнёмся друг другу, чтобы у нас всех было хорошее настроение на весь день!  (все встают в круг и передают мячик, улыбаясь друг другу.) 

- Молодцы! Я вижу, что настроение у вас улучшилось!  

Воспитатель: Ребята, сегодня утром мне в окно залетело письмо, давайте узнаем от кого оно (открывает конверт). Здесь загадка и если мы отгадаем ее, то узнаем кто автор письма. Только слушайте внимательно!

Я тепла не потерплю:

Закручу метели.

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я - (Зима).

Воспитатель: Вот от кого это письмо! А еще зима прислала снежинки, а на них интересные игры для вас. Будем играть? (Да) Посмотрите пожалуйста внимательно на доску.

Основная часть

Просмотр мультимедийной презентации о зиме.

Беседа по слайдам:

Воспитатель: - Ребята, какое время года сейчас? Что происходит зимой на улице?

Дети: - Становится холодно, морозно, падает снег, реки и моря покрываются льдом, дни становятся короче, а ночи длиннее.

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?»

Ребята, попробуйте подобрать как можно больше слов, отвечающих на вопрос "какой? какая? какое?"

Зима какая? – (холодная, снежная, морозная, …)

Снег какой? —(белый, пушистый, холодный, мягкий, искристый, хрустящий, блестящий,…)

День какой? —(морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный…). Ночь какая? — (длинная, лунная, звездная, снежная, морозная…)

Лед какой? — (холодный, крепкий, прозрачный, хрупкий, тонкий…) Сосулька какая? – (холодная, ледяная, прозрачная, мокрая, твердая…)

 О чем можно сказать:

Морозный что? — день, вечер, ветер…

 Холодная что? — … (погода, зима, ночь, сосулька…)

Снежное что? — … (дерево, облако, озеро…)

Ледяные что? — … (дороги, сосульки, горки…)

Словесная игра на упражнение детей в употреблении существительных в родительном падеже (со «снежком»)

Снежный ком скорей ловите, на вопрос ответ скажите: без чего не бывает зимы?

Дети: - Без снега, без мороза, без санок, без горок, безо льда и т.д.

Воспитатель: - Молодцы! Продолжим играть?

Дети: - Да!

Дидактическая игра "Интервью"

Расскажите, какая зима? Если выпало много снега ... (зима снежная),

если ветер дует... (зима ветреная),

если вьюга кружит... (вьюжная зима),

если мороз трещит... (морозная зима),

из-за стужи зиму называют... (студёной).

Воспитатель: - Ребята, смотрите, оказывается в конверте лежат еще и картинки (воспитатель раздает каждому ребенку по одной картинке).

Дидактическая игра "Закончи предложение"

Воспитатель начинает, дети продолжают предложение:

 "Зимой снег лежит где? (На деревьях, на кустах, на земле, на крышах домов, на тропинках, на полях, на фонарях, на машинах, на скамейках, на ступеньках…) "

Физкультминутка

Как на горке снег, снег,             (встаем на носочки, руки вверх)

И под горкой снег, снег,            (приседаем)

И на елке снег, снег,                  (встаем, руки в стороны)

И под елкой снег, снег.              (обхватываем себя руками)

А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки                                                                                                 согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)

Тише, тише, не шуметь!               (пальчик к губам, шепотом) 

Воспитатель: - Зимой снег везде. Ребята, а вы обращали внимание, что слова "снег", "снежинка" чем-то похожи. Кто ответит, чем?

Дети: - Есть общая одинаковая часть.

Воспитатель: Кто вспомнит еще слова, похожие на слово "снег"?

Дети: - Снеговик, снежный, снегурочка, заснеженный, подснежник.

Воспитатель: - Я вам открою тайну - эти слова - родственники, они из одной семьи, потому что в них слышатся одинаковые части "снег" или "снеж".

Воспитатель: - А следующая наша игра называется "Назови ласково"

(воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок дает ответ, добавляя суффикс).

Зима - зимушка

Снег - снежок

Мороз - морозец

Лёд - ледок

Холод - холодок

Горка - горочка

Санки – саночки

Снеговик - снеговичок

А как мы назовем большой сугроб? (Сугробище)

А очень сильный мороз? (Морозище)

Воспитатель: - Ребята, а зимой бывает много снежинок?

Дети:- Да.

Воспитатель: -  Давайте посчитаем их.

Слайд с анимацией, на котором по очереди появляются снежинки - 5 штук, дети считают хором, согласовывая существительное с числительным.

Воспитатель: - Когда скапливается много снежинок, появляются сугробы, давайте посчитаем наши снежинки (5 сугробов).

Дидактическая игра "Добавь словечко"

Воспитатель: -  Все дети любят лепить снеговика. Давайте поиграем в игру, я буду говорить начало предложения, а вы будете добавлять слово "снеговик".

Мы решили слепить... (снеговика).

Мы приделали нос - морковку нашему... (снеговику).

Мы показали соседям нашего... (снеговика).

Мы играли с нашим... (снеговиком).

Мы рассказали мамочке о... (снеговике).

Дидактическая игра «А что вчера»

Воспитатель: - Ребята, и последняя игра, я буду вам рассказывать, что происходит со снегом сейчас, а вы мне должны ответить так, как будто это происходило вчера.

-Сегодня снег блестит, а вчера снег блестел.

- Сегодня снег падает, а вчера …(падал)

-Сегодня снег сверкает, а вчера …(сверкал)

-Сегодня снег тает, а вчера…(таял)

-Сегодня снег хрустит, а вчера…(хрустел)

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Как много игр предложила нам Матушка Зима. Как хорошо, что нам пришло такое замечательное письмо! Мы сегодня не только поиграли, но и многому научились.

Заключительная часть

Воспитатель: - Какие игры вам больше всего понравились? Какое самое легкое задание было для вас? А какое задание самое сложное? Я уверена, что все трудности вы преодолеете, если будете внимательными и любознательными. А еще Зима прислала для вас подарки (наклейки со снежинками и снеговиками).

- Спасибо за внимание!