Методика обследования речи детей дошкольного возраста (от 4 до 7 лет), имеющих общее недоразвитие речи (приложение к карте обследования детей с общим недоразвитием речи от 4 до 7 лет)
методическая разработка по логопедии (средняя, старшая группа)

Перед  учителем-логопедом  дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида  стоит задача осуществить обоснованный дифференциальный подход к каждому ребенку с общим недоразвитием речи с учетом  возрастных, индивидуальных и психологических особенностей.
Общее недоразвитие речи – сложное речевое расстройство, при котором нарушены все системы в плане развития онтогенеза  речи: фонетическая подсистема, фонематическая подсистема, лексическая подсистема, грамматическая подсистема, семантика речи.
Все эти проблемы с компонентами речи  рассматриваются при сохранном слухе и сохранном интеллекте.
Тяжелые нарушения речи сочетаются с повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, нарушением ориентации в пространстве, недоразвитием общей и мелкой моторики, дефицитом внимания и памяти.
Устранение нарушений речи в дошкольном возрасте является необходимым условием успешного обучения детей к школе. Низкая эффективность работы  учителя-логопеда в условиях  учреждения компенсирующего вида может привести к возникновению у ребенка трудностей при формировании чтения, письма, счета. 
Поэтому важным условием является дифференцированная, целенаправленная работа, которая осуществляется с учетом возможностей  и способностей ребенка.
Разработанная диагностика позволяет не только оценить состояние всех компонентов речи, опираясь на онтогенез в развитии, но и обобщить полученные данные как для каждого ребенка, так и для группы детей. Диагностика позволяет увидеть результат работы по коррекции нарушений речи дошкольников в динамике (начало-конец года), а также проследить динамику развития каждого ребенка и группы детей за несколько лет. 
Таким образом, полученные данные могут быть использованы при составлении портфолио для прохождения аттестации профессиональной деятельности учителя-логопеда. Логопед, опираясь на результаты диагностики, сможет определить дальнейший образовательный маршрут каждого ребенка и группы детей.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_ot_4_do_7_let.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (ОТ 4 ДО 7 ЛЕТ), ИМЕЮЩИХ ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕРЕЧИ (ПРИЛОЖЕНИЕ К КАРТЕ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОТ 4 до 7 ЛЕТ)

Составитель: учитель-логопед Васильева Юлия Вячеславовна

ГБДОУ №25 детский сад компенсирующего вида Петродворцового района

г. Санкт - Петербурга

ИССЛЕДОВАНИЕ НЕРЕЧЕВЫХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ

  1. Исследование слухового внимания

- Дифференциация звучащих игрушек (бубен, погремушка, дудочка, гармоника)

Ребенок стоит около стола, на котором есть бубен, погремушка, дудочка, гармоника.

Инструкция: «Послушай, как звучат эти предметы. (Логопед демонстрирует.) Сейчас ты отвернешься и постараешься отгадать, какой инструмент звучал».

Оценка:

3 балла – не допускает ошибок;

2 балла – путает звучание игрушек, допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Определение направления звука (звучащей игрушки)

Ребенок стоит в центре кабинета логопеда с завязанными глазами.

Инструкция: «Послушай, где прозвучала погремушка. Покажи это место рукой.»

Оценка:

3 балла – не допускает ошибок;

2 балла – путает только «вверху-внизу», либо «слева-справа» или допустил 1 любую ошибку;

1 балл – допущено 2 – 3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

1.2. Восприятие и воспроизведение ритма

Ребенок сидит за столом, держит в руке карандаш.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Эхо». Прилетел дятел в лес и начал клювом стучать по дереву (--..). А эхо отвечает (--..)». Логопед стучит карандашом по столу, ребенок повторяет предложенный ритм.

Оценка:

3 балла – правильно воспроизводит все варианты ритма;

2 балла – неправильно воспроизводит 1 ритмический рисунок;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 ритмических рисунка:

0 баллов – неправильно воспроизводит 4 и более ритмических рисунка.

1.3. Зрительное восприятие

- Восприятие цвета

Логопед показывает ребенку «волшебный» цветок.

Инструкция: «Помоги мальчику Пете вспомнить названия всех цветов, а то девочка Аня его совсем запутала. Покажи, где синий цвет. Покажи, где красный цвет. И т.д.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущены 4-5 и более ошибок.

1.4.Зрительно-пространственный гнозис и праксис

-  Схема тела

Инструкция: «Покажи правую (левую) руку. Покажи правую (левую) ногу. Покажи правый (левый) глаз. Покажи правое (левое) ухо. Возьмись правой рукой за левое ухо. Возьмись левой рукой за правое ухо.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Зрительная ориентировка в пространстве

Инструкция: «Покажи предметы, которые находятся справа( слева, вверху, внизу, впереди, сзади).

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Конструктивный праксис

Инструкция: «Эта картинка разрезана на части. Попробуй ее сложить, чтобы получилась целая».

Оценка:

3 балла – складывает картинку без ошибок;

2 балла – может сложить с помощью опорной картинки;

1 балл – складывает прямо на опорной картинке;

0 баллов – не может сложить картинку или складывает с ошибками.

- Динамический праксис

Инструкция: «Сделай правой рукой:кулак-ладонь-ребро. Сделай левой рукой: кулак-ладонь-ребро. Выполняй движения по порядку: правая руке – ладонь, левая рука – кулак; правая рука – кулак, левая рука – ладонь».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок;

1.5. Состояние ручной моторики

- 4 года

Инструкция: «Покажи попугая (первый и второй пальцы сложены в кольцо), посчитай пальцы на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Нарисуй заборчик, дорожку, кружок. Помоги кукле расстегнуть кофту, застегнуть пальто».

- 5 лет

Инструкция: «Покажи козу на левой руке, на правой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, дорисуй забор. Нарисуй человека. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».

- 6 лет

Инструкция: «Покажи корову на правой руке, на левой руке, на обеих руках сразу. Поиграй на пианино. Нарисуй дорожку, волны в море, облако, человека, дорисуй забор. Помоги застегнуть и расстегнуть пуговицы, завязать и развязать шнурки».

Оценка:

3 балла – точно и правильно выполнены все задания;

2 балла – не выполнено или задание выполнено неточно , или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнено 2-3 задания;

0 баллов – не выполнено 4 и более заданий.

1.6. Состояние общей моторики

Инструкция: «Я буду считать, а ты сжимай мячик правой (левой ) рукой; попади мячиком в корзинку; кидай мне мячик быстро (медленно); Возьми мячик в правую (левую руку); Сожми мячик сначала правой рукой, затем левой рукой, опять правой рукой и т.д.

Оценка:

3 балла – точно и правильно выполнил все задания;

2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнил 2-3 задания;

0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.

  1. СОСТОЯНИЕ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Обследование осуществляется общепринятым методом.

Оценка:

3 балла – нет ошибок;

2 балла – нарушена 1 группа звуков;

1 балл – нарушены 2-3 группы звуков;

0 баллов – нарушены 4 и более групп звуков.

3.ПОДВИЖНОСТЬ АРТИКУЛЯТОРНОГО АППАРАТА

Инструкция: «Подними брови (удивись); нахмурь брови (рассердись); прищурь оба глаза; надуй (втяни щеки); Выполни упражнения: «Улыбка-трубочка», «Покажи зубки (оскал)»; Сделай губками «тпру»; Покажи широкий (узкий)язычок; Подними (опусти) кончик языка за верхние (нижние)зубки; Покачай язычок влево-вправо; Цокай как лошадка».

4 года: 3 раза выполнить движения и упражнения;

5-6 лет: 5 раз выполнить движения и упражнения;

Оценка:

3 балла – точно и правильно выполнил все задания;

2 балла – не выполнил или выполнил неточно задание или отмечается наличие синкинезий;

1 балл – не выполнил 2-3 задания;

0 баллов – не выполнил 4 и более заданий.

4.ОБЩЕЕ ЗВУЧАНИЕ РЕЧИ

Обследование осуществляется общепринятым методом.

Оценка:

3 балла – все параметры – норма, использует все виды интонаций;

2 балла – все параметры имеют различные особенности, использует 2 вида интонаций;

1 балл – все параметры имеют различные особенности, использует 1 вид интонаций;

0 баллов – все параметры имеют различные особенности, речь интонационно не окрашена.

5.ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗВУКО – СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА

Инструкция: «Я буду говорить тебе слова, а ты послушай и постарайся за мной их повторить». (Аналогично проговариваются предложения.)

Оценка:

3 балла – все слова и предложения воспроизводятся без ошибок (не учитываются ошибки, связанные с нарушением звукопроизношения);

2 балла – допускает ошибки в предложениях;

1 балл – допускает ошибки в словах и предложениях;

0 баллов – речь невнятная.

6.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ (слухо-произносительной дифференциации звуков речи)

- Повторение слогов с оппозиционными звуками

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Эхо». Я буду произносить разные звуки, а ты за мной повторяй». Ребенку предлагается повторить слоги с оппозиционными звуками.

Оценка:

3 балла – воспроизводит слоги без ошибок;

2 балла – неправильно воспроизводит 1 столбик слогов;

1 балл – неправильно воспроизводит 2-3 столбика слогов;

0 баллов – неправильно воспроизводит все слоги.

- Дифференциация оппозиционных звуков в словах

Инструкция: «Покажи картинку, на которой нарисована трава, а теперь ту, на которой нарисованы дрова». Так ребенку предлагаются все пары картинок.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – неправильное выполнение 5 и более заданий.

7.СОСТОЯНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

-Определение наличия заданного звука в слове

Инструкция: «Сейчас я буду называть тебе слова. Если в слове замычит корова (м-м-м-м), подними флажок».

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

-Выделение ударного гласного звука в начале слова

Инструкция: «Назови первый звук в словах: Аня, аист, осы, утки и т.д.»

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

-Определение первого согласного звука и последнего согласного звука в слове

Инструкция: «Скажи, какой первый звук в слове «мак»? и т.д.»; «Скажи, какой последний звук в слове «дом»? и т.д.»

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – неправильно выполнено 1-2 задания;

1 балл – неправильно выполнены 3-4 задания;

0 баллов – неправильно выполнены 5 и более заданий.

- Определение последовательности звуков в слове

Инструкция: «Послушай слово «мак». Какой первый звук ты слышишь? Какой второй звук? Какой последний звук в этом слове?»

Оценка:

3 балла – сделан правильный анализ всех слов;

2 балла – сделан правильный анализ 3 слов;

1 балл – сделан правильный анализ 1-2 слов;

0 баллов – анализ слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

- Определение количества звуков в словах

Инструкция: «Сколько всего звуков в слове?» Ребенок называет звуки и загибает пальцы.

Оценка:

3 балла – сделан правильный синтез всех слов;

2 балла – сделан правильный синтез 3 слов;

1 балл – сделан правильный синтез 1-2 слов;

0 баллов – синтез слова сделать не может или выполняет все задания с ошибками.

8.ИССЛЕДОВАНИЕ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ (импрессивной речи)

-Объем словаря

Инструкция: «Постарайся запомнить, что я скажу, и выполни мою команду». «Покажи, где кукла. И т.д.». «Посади куклу, мишку и т.д.».

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;

0 баллов – не выполнил ни одного задания серии или путает картинки, действия.

-Словоизменение

Инструкция: «Покажи, где стол. Покажи, где столы». «Покажи, где находится ложка (в стакане, на стакане и т.д.)»

Дети 4-5 лет употребляют предлоги «в», «на», «над», «под», «за». Дети 6 лет употребляют предлоги «под», «за», «из-под», «из-за», «около», «перед».

Оценка:

3 балла – все задания серии выполнены правильно;

2 балла – правильно выполнены 3 задания серии;

1 балл – правильно выполнено 1-2 задания серии;

0 баллов – не справился ни с одним заданием или путает картинки.

-Словообразование

Инструкция: «Покажи, где виноград. Покажи, где виноградинка. Покажи бусы. Покажи бусинку. Покажи картинку, на которой девочка входит (переходит, подходит, уходит, заходит)».

Оценка:

3 балла – показывает все картинки без ошибок;

2 балла – допущено не более 1 ошибки в каждой серии или только в одной серии;

1 балл – допущено не более 2-3 ошибок в каждой серии или только в одной серии;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок в каждой серии или только в одной серии.

-Понимание словосочетаний и простых предложений

Инструкция: «Покажи ключом карандаш, ключ карандашом». «Покажи, где на картинке хозяин собаки. Покажи, где на картинке собака хозяина и т.д.».

Оценка:

3 балла – выполняет все задания без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – все задания выполнены с ошибками.

-Понимание простых распространенных предложений

Инструкция: «Покажи картинку, на которой девочка рвет цветы (девочка играет в мячик, девочка убирает комнату).

Оценка:

3 балла – выполняет все задания без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – все задания выполнены с ошибками.

-Понимание вопросительных предложений

Инструкция: «Посмотри на картинку: Кого ловит девочка? Чем девочка ловит бабочку? Кто ловит бабочку?».

Оценка:

3 балла – на все вопросы отвечает правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – на все вопросы отвечает неправильно или вообще затрудняется ответить.

-Понимание связной речи

Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Постарайся запомнить, что я тебе расскажу».

После чтения рассказа логопед задает ребенку вопросы по тексту.

Оценка:

3 балла – ответил на все вопросы правильно;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – не понял содержания.

9.ИССЛЕДОВАНИЕ ЛЕКСИКИ И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

1.Состояние активного словаря

-Номинативный словарь

Инструкция: «Посмотри и назови картинки, которые ты знаешь». Логопед предлагает ребенку не менее 6 картинок по каждой лексической теме. Детям 5-6 лет, после называния картинок, задается дополнительный вопрос: «Как ты думаешь, какие картинки художник мог здесь еще нарисовать?»

Оценка:

4 года

3 балла – правильно названы 6 картинок;

2 балла – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;

1 балл – допущено 2 ошибки или затрудняется назвать 2 картинки;

0 баллов – допущено 3 и более ошибок или затрудняется назвать 3 и более картинок.

5-6 лет

3 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подбирает 2-4 слова по теме;

2 балла – правильно названы 6 картинок, самостоятельно подобрать слова не может;

1 балл – допущена 1 ошибка или затрудняется назвать 1 картинку;

0 баллов – допущено 2 и более ошибок или затрудняется назвать более 2 картинок.

-Обобщающие понятия

Инструкция: «Посмотри на картинки и подумай, как их можно назвать одним словом».

(Примечание: номинативный словарь и обобщающие понятия можно обследовать параллельно.)

Оценка:

3 балла – названы без ошибок все предложенные обобщающие понятия;

2 балла – названы с ошибкой 1-2 обобщающих понятия или затрудняется назвать 1-2 понятия;

1 балл – названы с ошибкой 3-4 обобщающих понятия или затрудняется назвать 3-4 понятия;

0 баллов – названы с ошибкой 5 и более обобщающих понятий или затрудняется назвать 5 обобщающих понятий.

-Существительные, обозначающие части тела, части предметов

Инструкция: «Расскажи Незнайке, какие существуют части тела; какие части есть у предметов».

Оценка:

3 балла – правильно названы все части тела и всех предметов;

2 балла – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 1-2 их части или затрудняется назвать 1-2 части;

1 балл – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 3-4 их части или затрудняется назвать 3-4 части;

0 баллов – из всех предметов, представленных на картинках, названы с ошибкой 5 и более их частей или затрудняется назвать 5 и более их частей.

-Предикативный словарь

4 года

Инструкция: «Посмотри внимательно на животных, которые нарисованы на картинках. Давай покажем Незнайке, кто как голос подаёт». Ребенок имитирует голоса животных. Затем логопед предлагает ребенку ответить на вопросы по предложенным картинкам.

5 лет

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, кто как передвигается». Ребенку дается время для обдумывания ответа. Затем логопед его спрашивает: «Подумай, что ты делаешь в течение дня?».

6 лет

Инструкция: «Я буду называть животных, а ты постарайся ответить на вопрос: «Кто какие звуки издаёт?». Ребёнок выполняет задание. Затем логопед предлагает следующее задание: «Посмотри на картинки. Здесь нарисованы люди разных профессий. Назови эти профессии (повар, врач, почтальон). Кто что делает?».

Оценка:

3 балла – правильно выполнены все задания;

2 балла – при выполнении заданий допущена 1 ошибка;

1 балл – при выполнений заданий допущено 2 ошибки;

0 баллов – при выполнении заданий допущено 3 и более ошибок.

- Атрибутивный словарь

Инструкция: «Посмотри на «волшебный цветок». У него все лепестки разного цвета. Назови и покажи цвета, которые ты знаешь». Если ребенок не понял инструкцию, то логопед показывает на каждый лепесток и спрашивает: «Какого цвета этот лепесток?»

Оценка:

3 балла – названы и показаны цвета без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено более 3 ошибок.

- Назвать форму (образование прилагательных)

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Назови предмет и скажи, какой он по форме».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2 ошибки;

0 баллов – допущено 3-4 ошибки.

- Подбор антонимов

Инструкция: «Давай поиграем в игру «Наоборот». Я буду называть слово, а ты постарайся ответить наоборот, например: «высоко – низко».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-3 ошибки;

1 балл – допущено 4-6 ошибок;

0 баллов – допущено 7 и более ошибок.

2. Состояние словоизменения

- Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа

Инструкция: «Посмотри на картинки. Здесь Незнайка нарисовал один предмет, а тут – много предметов. Я буду называть картинку, где предмет один, а ты будешь называть ту картинку, где таких предметов много. Например: «Это стол – это (что?) столы».

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено более трех ошибок.

- Употребление существительных в косвенных падежах

На столе лежит карандаш и сидит кукла.

Инструкция: «Возьми в руку карандаш и ответь на мой вопрос: «Что есть (нет)у тебя в руке?». Возьми в руки куклу и ответь на вопрос: «Что есть(нет) у тебя в руках?». «Нарисуй любой предмет карандашом. Ответь на вопрос: «Чем ты рисуешь?». Посмотри на картинку и ответь на вопрос: «Чем пишет папа?».

- Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных

Инструкция: «Девочка и мальчик нарисовали картинки. Посмотри, у девочки получился один шар, а у мальчика много чего? – шаров». Далее логопед дает задания ребёнку по аналогии с образцом.

Оценка:

3 балла – задания выполнены без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Согласование прилагательных с существительными в единственном числе

Инструкция: «Раскрась цветными карандашами предметы, которые нарисовал Незнайка. Помоги Незнайке: «Какого цвета получился шар?». Далее логопед даёт задания ребенку по аналогии с образцом.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Употребление предложно-падежных конструкций

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Скажи, где спит собака? Где сидит ворона?». Аналогичные вопросы задаются по другим картинкам.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок, все предлоги употреблены правильно;

2 балла – неверно употребляет 1 предлог;

1 балл – неверно употребляет 2-3 предлога;

0 баллов – неверно употребляет 4 и более предлогов.

- Употребление словосочетаний – числительных 2 и 5 с существительными

Инструкция: «Сосчитай одинаковые предметы на картинке. Считать будем так: «Один дом, два (чего?) …, три …, четыре …, пять (чего?) …». Далее, если ребенок понял задание и умеет считать, то он продолжает считать предметы самостоятельно. Если ребенок не понял задание или не умеет считать, логопед продолжает помогать ему.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

3. Состояние словообразования

- Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Волшебник». Я буду называть большие предметы, а ты, как волшебник, будешь «превращать» их в маленькие. Предмет надо назвать ласково.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Образование названий детёнышей животных

Инструкция: «Посмотри на картинку и помоги мамам найти своих детёнышей. Кто у кошки малыш? – котенок». Далее задание выполняется по аналогии.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Образование относительных прилагательных

Инструкция: «Послушай внимательно и ответь на вопрос: «Если шкаф сделан из дерева, то он какой? – деревянный. На следующие вопросы ребенок отвечает по аналогии.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущено 1-2 ошибки;

1 балл – допущено 3-4 ошибки;

0 баллов – допущено 5 и более ошибок.

-Образование притяжательных прилагательных

Инструкция: «Посмотри на картинку и скажи, чьи это вещи». Если ребенок не может ответить на вопросы, логопед задаёт ему наводящие вопросы: «Чья сумка у мамы? – мамина». На следующий вопрос ребенок отвечает по аналогии.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

- Образование приставочных глаголов

Инструкция: «Посмотри, на всех картинках нарисован мальчик. Что он делает?». Если ребенок не может ответить, логопед задаёт вопросы: «Мальчик из дома (что делает?) … - выходит. Мальчик дорогу (что делает?) … - переходит и т.д.».

Оценка:

3 балла – правильно употребляет более 4 приставочных глаголов;

2 балла – правильно употребляет 4 приставочных глагола;

1 балл – правильно употребляет  2-3 приставочных глагола;

0 баллов – правильно употребляет 1 приставочный глагол или не употребляет вообще.

-Образование глаголов совершенного вида

Инструкция: «Посмотри на картинки и скажи, что мальчик делал и что сделал?». Если ребенок не может ответить, то логопед задаёт вопросы по каждой картинке. «Что делал мальчик? – Рисовал велосипед. – Что сделал мальчик? – Нарисовал велосипед». Далее логопед по аналогии задаёт вопросы ребенку.

Оценка:

3 балла – задание выполнено без ошибок;

2 балла – допущена 1 ошибка;

1 балл – допущено 2-3 ошибки;

0 баллов – допущено 4 и более ошибок.

10. СОСТОЯНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

- Пересказ

4-5-6 лет

Инструкция: «Послушай внимательно рассказ. Запомни его название. Затем ты постараешься пересказать его Незнайке».

Оценка:

3 балла – запомнил название рассказа, пересказ полный, логичный;

2 балла – не запомнил название рассказа; пересказал, допуская ошибки, и (или) пересказ неполный;

1 балл – самостоятельно не пересказал, отвечал на наводящие вопросы логопеда;

0 баллов – не мог ответить на вопросы логопеда.

- Рассказ по серии сюжетных картинок

5-6 лет

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки. Подумай и скажи, кто на них нарисован. Где эти герои были, что произошло потом, чем закончилась история? Постарайся дать рассказу название».

Оценка:

3 балла – дал название рассказу. Рассказ полный, последовательный, без аграмматизмов, включает в себя не менее 5-6 предложений;

2 балла – не смог дать название рассказу. Рассказ логичный, состоит из 3-4 простых предложений;

1 балл – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда полными предложениями;

0 баллов – не смог составить рассказ, отвечал на вопросы логопеда односложно или не отвечал совсем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие грамматического строя речи в норме и у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) в дошкольном возрасте

В современных условиях функционирования и развития системы народного образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусм...

Обследование детей с общим недоразвитием речи. Речевая карта

Обследование детей с общим недоразвитием речи осуществляется на основании речевой карты. Диагностика ребенка с речевой патологией позволяет учителю-логопеду разработать инивидуальный маршрутречевого...

Карта обследования детей с общим недоразвитием речи (ОНР) (от 4 до 7 лет)

Карта обследования детейс общим недоразвитием речи (ОНР)(от 4 до 7 лет)(Составитель:  Ю.В.Васильева)  Анкетные данныеФамилия, имя ребенка _______________________________________________...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет

Целью  Адаптированной основной  образовательной программы  является построение системы коррекционно-развивающей работы в логопедических груп­пах для детей с общим недоразвитием...

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 5 до 7 лет Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад 1

Целью данной Программы является построение системы коррекционно-развивающей работы в груп­пах компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи в возрасте с 5 до 7 лет, предусматр...

Рабочая программа коррекционно- развивающей работы в старшей группе (5-6 лет) компенсирующей направленности на 2021-2022 учебный год для детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно- развивающие занятия в соответствии с рабоче...

Основные принципы обследования детей с общим недоразвитием речи

В презентации кратко описаны принципы обследования детей с общим недоразвитием речи....