Развитие коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС
статья на тему

Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fgosss.docx33.01 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образования  Администрации города Бийска»

МБДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребенка»

«Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР

посредством проектирования в условиях реализации ФГОС»

Опыт обобщен:

воспитателем

МБДОУ

«Детский сад №65-ЦРР»

Нагих  Ириной Владимировной

2014 год

 «Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР

посредством проектирования »

                                               

Аннотация.  Данная статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи посредством проектирования в условиях реализации ФГОС.             

Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных задач выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности.

Человек, является социальным существом и поэтому с первых месяцев жизни испытывает потребность в общении с другими людьми, которая постоянно развивается - от потребности к личностному общению и сотрудничеству к потребности в эмоциональном контакте.  Этот факт определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности. 

Так как общение является сложной и многогранной деятельностью оно требует специальных знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта, накопленного нашими предшественниками. Высокий уровень коммуникативности - это  залог               успешной адаптации человека в любом социуме, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.

 Каждый ребенок уникален, неповторим и способы взаимодействия с ним не могут быть универсальными. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не вы опускаетесь до уровня ребенка, а, наоборот, его поднимите до своего уровня) .

Выбирая работу над развитием коммуникативных навыков воспитанников  я осознаю, что  в современных условиях реформирования системы образования проблема формирования коммуникативных способностей, а так же коммуникативной готовности к школе выходит на уровень актуальной социально-педагогической проблемы, так как от ее решения во многом зависит успешность освоения детьми школьных знаний; эффективность межличностного взаимодействия с педагогами и сверстниками, и в целом - успешность школьной и социальной адаптации детей. Однако, несмотря на достаточную теоретическую разработанность вопроса «коммуникации», недостаточно разработан вопрос, касающийся конкретных методик и технологий развития коммуникативных способностей дошкольников.

Формирование коммуникативных способностей и их диагностика становится приоритетными направлениями деятельности  педагогов (воспитателей ДОУ, психологов, специалистов детского сада). Так же следует отметить, что в новом Федеральном государственном образовательном стандарте  раздел «развитие речи» выделен в отдельный раздел «Коммуникация». Образовательная область «Коммуникация » - это не столько развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения.

Современная педагогика опирается на психолого-педагогические исследования, теоретически обосновывающие сущность и значение формирования коммуникативных умений в развитии ребенка дошкольного возраста. Концепция деятельности, разработанная А.Н. Леонтьевым, В.В. Давыдовым, Д.Б. Элькониным, А.В. Запорожцем лежит в основе многочисленных публикаций. Основываясь на ней, М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Т.А. Репина рассматривали общение как коммуникативную деятельность.

Так же в некоторых исследованиях отмечается, что коммуникативные умения способствуют психическому развитию дошкольника (А.В. Запорожец, М.И. Лисина, А.Г. Рузская) и влияют на общий уровень его деятельности (З.М. Богуславская, Д.Б. Эльконин).

 Сформированность коммуникативных умений становится более очевидной на этапе перехода ребенка к обучению в школе (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, В.А. Петровский, Г.Г. Кравцов, Е.Е. Шулешко), когда отсутствие определённых умений затрудняет общение ребенка со сверстниками и взрослыми, нарушает процесс обучения в целом. Следовательно,  развитие коммуникативности является приоритетом в обеспечении преемственности дошкольного и начального  образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Изменение отношения к дошкольному детству потребовало пересмотра содержания, форм и методов работы, создания педагогических технологий, отвечающих требованиям гуманизации образовательного процесса, личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослого с ребенком. Современные педагогические технологии направлены на обеспечение такого уровня развития детей, который помог бы им осознать себя субъектами деятельности, ощутить чувство психологической защищенности. Психолого-педагогические исследования доказывают, что это во многом определяется содержанием и характером общения с воспитателем (М.И. Лисина, В.Р. Лисина, В.А. Петровский), с родителями (З.М. Богуславская, С.В. Корницкая, А.Г. Рузская и др.), отношениями со сверстниками (JI.H. Башлакова, Т.И. Ерофееева, А.А. Рояк), деятельностью и достижением успеха в ней (Р.С. Буре, Т.А. Репина, Р.Б. Стеркина), культурой общения (Т.А. Антонова, М.В. Ильяшенко, Н.С. Малетина, С.В. Петерина).

Если характеризовать  изученность проблемы применительно к дошкольному возрасту, приходится констатировать, что в психолого-педагогической литературе многие аспекты формирования коммуникативных навыков  мало разработаны.  Содержание коммуникативных умений, критерии и показатели их сформированности у детей дошкольного возраста,  недостаточно раскрыты,  не определена последовательность включения дошкольников в процесс их формирования. Имеющиеся исследования  выделяют противоречие между признанием значимости коммуникативных умений в воспитании личности ребенка как субъекта коммуникативной деятельности и неразработанностью методического инструментария формирования данных умений, в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного  стандарта дошкольного образования.

Данное противоречие позволило  сформулировать проблему исследования: как в современном дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии важностью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс формирования коммуникативных умений наиболее успешным, отвечающим требованиям практики?

     В своей работе основываюсь на положения философии и социологии о человеке как высшей ценности общества и самоцели общественного развития, о ведущей роли деятельности и общения в развитии личности, общедидактические положения о формировании умений и навыков, теоретические разработки в области педагогических технологий (В.П. Беспалько, Г.К. Селевко и др.). Новшество проявляется в необходимости решения одной из важнейших проблем в современной парадигме образования – модернизации. В связи с внедрением ФГОС ДО одним из наиболее эффективных способов формирования у ребенка коммуникативных навыков и умений может быть организация с детьми совместной партнёрской деятельности. 

Характер совместной деятельности определяется не только наличием совместных действий, но и внешним проявлением активности детей. Важным является положение о том, что взаимодействие в ходе совместной деятельности, организованной по типу сотрудничества, не исключает, а, наоборот, предполагает ведущую роль взрослого. Взрослый создает условия для личностного развития дошкольников, проявления ими самостоятельности, элементарной творческой активности, приобретения опыта сотрудничества. Основной функцией взрослого становится не трансляция информации, а организация совместной деятельности по ее освоению, решению различных задач.

    Я считаю наиболее эффективной формой взросло-детской деятельностью при решении задач формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста является проектирование.  Так  как в основу метода проектов заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога, детей над определённой практической проблемой (темой). Решить проблему или работать над проектом в данном случае значит - применить необходимые знания и умения из различных разделов образовательной программы дошкольников и получить ощутимый результат.

В проектной деятельности создаются благоприятные условия для формирования коммуникативных умений детей, поскольку в ней присутствует ключевой признак - самостоятельный выбор. Развитие коммуникативных умений и смещение акцента от инструментального подхода к технологическому,  происходит благодаря необходимости осмысленного выбора инструментария и планирования совместной деятельности для достижения лучшего результата. Формирование чувства ответственности происходит подсознательно: ребенок стремится доказать, в первую очередь, самому себе, что он сделал правильный выбор.

Метод проектирования - одна из эффективных форм детско-взрослой деятельности, способствующая формированию коммуникативных навыков детей. Но чтобы такой вид детско-взрослой деятельности как проектирование создавал благоприятную почву для формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста, необходимо соблюдение ряда условий: объединять в себе информационно-коммуникативные, регуляционно - коммуникативные, аффективно-коммуникативные умения и умения ориентироваться в условиях внешней ситуации общения, планировать содержание акта общения, реализовывать задуманное, подбирать вербальные и невербальные средства, оценивать результативность общения и отвечать адаптацией своего коммуникативного поведения; -реализация проекта формированию коммуникативных умений будет реализовываться по этапам, включающим: создание мотивации на общение и приобретение коммуникативных умений; ознакомление со средствами и способами общения и формирование коммуникативных умений в репродуктивной деятельности; творческое применение коммуникативных умений; - предметно-развивающая среда будет обеспечивать единство социальных и предметных средств и функционально моделировать содержание формируемых у дошкольников коммуникативных умений.

В современном дошкольном образовательном учреждении проектная деятельность - это новый виток развития коммуникативных умений детей в условиях более высоких технологий, которых не было ранее. В настоящее время у детей практически неограниченные возможности в получении информации из областей культуры и науки.

Идея моей работы заключается в том, что  я поддерживаю детскую инициативу, заинтересовываю каждого ребёнка тематикой пректа, поддерживаю его любознательность  и интерес к проблеме, создаю игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик. Ввожу детей в проблемную ситуацию, опираясь на их личный опыт, тактично рассматриваю все предложенные детьми варианты решения проблемы. Ребёнок имеет право на ошибку и не должен бояться высказывать своё мнение. В ходе работы над проектом создаю атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход. Ориентирую детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений. .

        Для организации процесса развития коммуникативных навыков у детей с ОНР посредством проектной  деятельности осуществлен системный подход в работе.

Во-первых, разработан перспективный план проектов на два года, который представляет собой систему поэтапного обучения с постепенным нарастанием сложности по каждой возрастной группе.

Во-вторых, разработана система психолого-педагогических средств по формированию коммуникативных навыков дошкольников посредством проектирования, как важнейшего личностного новообразования. Дети с удовольствием участвовали в акции «Пернатые друзья», путешествовали в страну дорожных знаков, участвовали в КВН «Я здоровье берегу, быть здоровым я хочу», выпустили газету «Волшебница зима», агитационного плаката «Помогите птицам», создали книгу о животных севера, провели трудовой десант, совершили экскурсию в осенний лес.

    Чтобы отследить результативность работы, в начале и в конце учебного года проведено диагностическое обследование по изучению коммуникативных навыков. С этой целью  были использованы такие методики как «Изучение коммуникативных навыков», методика «Изучение навыков культуры общения». По условиям методики «Изучение коммуникативных навыков» дети объединялись в пары. Им были даны по одному изображению рукавички и попросили  украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Пояснили, что сначала нужно договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к работе. Детям дали набор карандашей предупреждая, что ими нужно делиться. Анализ деятельности детей осуществлялся по отдельным показателям сформированности коммуникативных навыков. Обработка результата проводилась в форме анализа того, как протекало взаимодействие детей в ходе выполнения задания. Наблюдения показали, что дети с трудом умели договариваться, приходить к общему решению. Дети не могли адекватно оценить результат своей деятельности и деятельности партнёра. Результаты по этой методике получились следующие: 63% детей показали низкий уровень сформированности коммуникативных навыков, 30% средний уровень, 7% низкий уровень.

Анализ особенностей детей со сверстниками проводился в течение трёх недель и показал следующие результаты. Культура приветствий у большинства детей сформирована. Обращает на себя внимание низкая культура диалога. Очень часто, дети, не дослушав партнёра по общению, перебивают друг друга и взрослых. В ситуациях конфликта многие проявляют аффективно-экспрессивные средства - возмущаются, кричат. Таким образом, результаты наблюдения за детьми свидетельствуют о недостаточной сформированности коммуникативных навыков.

    Подводя итоги работы, отмечается, что у дошкольников в ходе реализации проблемы сформировались коммуникативные навыки, произошли также изменения и в личной сфере: дети стали более доброжелательными, научились быстрее и легче находить выход из конфликтных ситуаций, т.е. перенесли навыки творческого поведения из экспериментальных ситуаций в житейские. Кроме того, наблюдения показали, что проектная деятельность оказывает положительное влияние не только на воображение и мышление дошкольников, но и в ряде случаев на их эмоциональное состояние.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"

В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...

Методическая разработка «Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через использование интерактивных технологий»

Методическая разработка представляет собой рекомендации по формированию коммуникативных навыков у воспитанников с нарушением речи через использование интерактивных технологий. В работе демонстрируются...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

У детей с ОНР снижена потребность в общении, коммуникативные навыки частично не сформированы. Они тянутся к сверстникам, стараются привлечь внимание, но диалог не получается. Они не слышат партнера и ...

О проблеме комплексного сопровождения детей с общим недоразвитием речи в ДОУ в условиях реализации федеральных государственных стандартов.

В настоящее время проблема комплексного сопровождения, как дошкольников массовых групп, так и детей с ОНР, среди которых значительный процент составляют дошкольники с минимальными проявлениями алалии ...

Программа развития коммуникативных навыков у дошкольников с общим недоразвитием речи

Программа рассчитана на дошкольников 6 лет и состоит из 30 занятий продолжительностью 20-25 минут. Занятия проводит логопед 3 раз в неделю с привлечением других специалистов дошкольного образовательно...

«Формирование коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи через коллективную деятельность»

laquo;Коллективное дело» – это практическая забота обо всех сторонах жизни, а не воспитание тех, кто всё исполняет по сценарию педагога. Любое дело становится коллективным и творчес...