Главные вкладки

    Опыт работы "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений"
    методическая разработка по теме

    Пуссеп Валентина Прокопьевна

    В материале представлена система работы по развитию познавательной активности дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon opyt_raboty_pussep_v.p.doc84 КБ

    Предварительный просмотр:

    МКУ «Управление образования Администрации города Бийска»

    МБДОУ «Детский  сад  №65-Центр развития ребёнка»

    Развитие познавательной активности у детей  с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений

                         Опыт обобщён:

                                                           Пуссеп Валентиной Прокопьевной,

                                  воспитателем МДОУ

                                        «Детский сад №65-ЦРР»

    2014 год

    1. Условие возникновения и становления опыта.

      Опыт формировался в условиях МДОУ «Детский сад №65-Центр развития ребёнка», на базе группы для детей с общим недоразвитием речи. Детский сад находится по адресу: Алтайский край, горд Бийск, ул. Ленинградская  75/1.

      Детский сад работает по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.

      У детей с нарушением речи недостаточно развита познавательная активность. Педагог должен воспитывать у детей устойчивый интерес к познанию.

    1. Актуальность опыта.

           В познавательной деятельности человек изучает не только его окружающий мир, но и самого себя. Особенно актуальна тема мыслительной деятельности, которая отвечает за умственное развитие человека. Поток информации, идущий на ребёнка постоянно растёт с развитием научно-технического прогресса. Чтобы получить наиболее обширные и глубокие знания, надо использовать наиболее эффективные методы обучения.

           Проблема развития познавательного интереса дошкольников одна из самых актуальных в детской психологии. Поскольку взаимодействие человека  с окружающим миром происходит благодаря  его активности и деятельности, а ещё потому, что активность является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, её самостоятельности и инициативности. Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков, так же справедливо подчёркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности.

           Ребёнок должен иметь представление о познавательной активности в собственном развитии, интересоваться особенностью своего восприятия, памяти, воображения, мышления; владеть начальными формами исследований, экспериментирования, элементарно изучать окружающий мир.

           Таким  образом,  актуальность темы определяется противоречием между насущной необходимостью развития  познавательного интереса дошкольников и недостаточным использованием возможности совершенствования данного процесса.

           Следовательно, полноценное развитие  познавательной   активности  у  детей с общим недоразвитием речи возможно только при создании самых благоприятных условий для совместной деятельности ребёнка и взрослого посредством игровой среды, дидактических игр и упражнений.

    1. Теоретическая база опыта.

            Автор основывается на теории активизации учебной деятельности (Т.И. Шамова). Сущность нового концептуального подхода в рассмотрении познавательной   активности,  как качественной деятельности ребёнка, которая проявляется в его отношении к содержанию процесса обучения, стремлению овладеть знаниями.

    Эффект обучения  зависит от уровня развития дошкольника.

            Этапы учения:

      постановка цели;

     проверка знаний;

     пути формирования.

            Обучение строится следующим образом:

    организует деятельность ребёнка по восприятию и осмыслению учебного материала;

     организует закрепление полученной информации;

     формирует положительные мотивации;

     формирует познавательную самостоятельность, овладение системой знаний;

    формирует волевые усилия.

            Обучение складывается:

    1. Проблемное обучение.

    2.Самостоятельная работа на всех этапах занятий.

            Теоретико-методологическую основу исследования составили психолого-педагогические, концептуальные методические исследования, связанные с рассматриваемой проблемой, в частности:

     деятельностный и личностно-ориентированный  подход к обучению (Х.Ж. Ганеев, В.В. Давыдов, А.Н.Леонтьев, И.С. Якиманская);

     концепция использования дидактических игр (В.Г.Коваленко, У.М.Сидорова, О.Б.Епишева).

            В основе своей автор использует технологию «Воспитание и обучение детей с проблемами» В. Мясищев, её целевые ориентации.

    Личность ребёнка:

    коррекция отклонений, имеющихся в развитии и поведении;

    создать положительную Я-концепцию, снять синдром неудачника;

    формировать адекватную самооценку;

     развивать интеллектуальные способности;

     укреплять положительные нравственные начала в личности ребёнка;

     адаптироваться в коллективе сверстников;

     привлекать ребёнка к социально-значимой и трудовой деятельности.

    Социум:

     охранять и укреплять детей, имеющих проблемы, средствами организованных педагогических влияний физического и психического здоровья;

     педагогизировать окружающую среду, создавать педагогическое пространство повышенного воспитательного внимания.

            Общие подходы к реализации технологии:

    партнёрство и преемственность;

     комплексность и целостность;

     индивидуальный и дифференцированный подход;

      диагностический подход;

     учёт закономерностей;

     профилактический подход;

     оптимистическая гипотеза;

     принцип гуманизма;

     принцип адаптивности;

     принцип охраны и защиты прав, интересов и здоровья ребёнка;

     педагогическая окружающая среда.

             Автор реализует в воспитательно-образовательном процессе следующие программы:

    «Программа воспитания и обучения в детском саду» Допущено Министерством образования  и науки Российской Федерации, под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.  Комаровой, Москва Мозаика-синтез 2007.

    •    Программа Г.В.Чиркиной, Т.Б.Филичивой «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием  речи в условиях специального детского сада», Москва 1993 год, издательство «Альфа».

            В первую очередь ориентируется на развитие индивидуальности ребёнка, создание условий для его психолого-педагогического сопровождения через разработку индивидуальных  образовательных траекторий на основе положений «Концепции и программы развития дошкольного учреждения».

    1. Новизна опыта.

            Автором предпринята попытка осуществлять системный подход  в работе. В планировании использован принцип концентрического наращивания материала по задачам с  использованием лексических тем, изучаемых  в речевой группе.

    1. Ведущая педагогическая идея опыта.

           Процесс познавательной активности строится с учётом  «внутреннего состояния готовности к познавательной деятельности, к поиску впечатлений, реализующихся в познавательных действиях и операциях» - М. Лисина.

           В процессе познавательной деятельности с детьми обеспечивается возможность для реализации возрастного потенциала  и проявления индивидуальности каждого ребёнка, который не просто «усваивает» материал,

    а познаёт мир, вступает с ними в диалог, ищет ответы на свои вопросы, не останавливается  на достигнутом.

    1. Технология опыта.

      Цель работы:

    Создать условия для развития познавательной активности детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений.

      Задачи:

    1. Подобрать литературу, которая необходима для осмысления  темы исследования и  сопоставление своего опыта с отражённым  в литературе по данной проблеме.

    2. Создать развёрнутый перспективный план по развитию познавательной активности посредством предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений.

    3. Подобрать методики для диагностики  познавательной активности детей с общим недоразвитием речи.

    4.  Организовать обследование  развития  познавательной активности детей с общим недоразвитием речи.

    5. Определить структуру занятий с использованием предметно-игровой среды, дидактических игр и упражнений по развитию познавательной активности.

    6. Организовать комплексную работу по реализации перспективного плана.

    7. Сформулировать выводы по результатам повторного обследования, выявить динамику.

    8. Составить рекомендации для родителей по развитию познавательной активности детей.

      Работа по развитию познавательной активности у детей с общим

    недоразвитием речи ведётся поэтапно:

    Первый этап – диагностический.

     Задача: определить имеющийся уровень познавательной активности детей.

     Средства: использование диагностических методик для изучения

    познавательной активности.

    Второй этап – развитие познавательной активности.

     Задача: организовать комплексную работу  по развитию познавательной

    активности детей.

      Средства: дидактические игры и упражнения.

    Третий этап – заключительный (итоговый).

      Задачи:1.Сформулировать выводы по результатам повторного обследования      

                 2. Выявить динамику.

                 3. Составить рекомендации для родителей.

      Средства: • диагностические методики

                       • советы, рекомендации родителям.

     Формы работы  с детьми с общим недоразвитием речи.

    1.Индивидуальная деятельность.

    2.Совместная деятельность.

    3.Занятия по ознакомлению с окружающим, по математике.

      Основные принципы, используемые для  развития познавательной

    активности у детей с общим недоразвитием речи.

    Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие перед ним задачи, оно должно быть  развивающим.

    Принцип доступности  обучения. Обучение только тогда результативно,  когда оно посильно, доступно детям.

    Принцип систематичности и последовательности предлагает такой логический порядок изучения материала, чтобы новые знания опирались на ранее доступные.

    Принцип наглядности. «Детская  природа явно требует  наглядности». - К.Д.Ушинский

    Принцип поисковой деятельности. Перед ребёнком выдвигаются познавательные задачи, которые решаются в процессе деятельности.

    Принцип индивидуального подхода к детям. Дети различаются разными уровнями гибкости  мыслительной деятельности.

            Основные методы, используемые автором  для  развития

    познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи.

    игровые;

    наглядные;

    словесные;

    практические.

            Игровые методы способствуют поднятию интереса к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для дошкольников игрой.

            Посредством словесных методов активизируется познавательная деятельность детей.

            

            Через практические методы дети усваивают новые знания, овладевают умениями и навыками.

            Наглядные методы побуждают детей знакомиться  с предметом или явлением, замечать изменения в окружающей обстановке.

            Предметный мир детства представляет собой среду развития  всех специфических детских видов деятельности. Поэтому в группе создана предметно-игровая среда.

              Принципы создания игровой среды:

    Принцип активности. Среда стимулирует  активность детей (игрушки находятся в доступном для детей месте).

    Принцип стабильности-динамичности. Среда динамична, предусматривается возможность её зонирования.

    Принцип открытости-закрытости.

    Принцип  сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Создана развивающая стена, третье пространство.

    Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка. Дидактические игры  подобраны с учётом  индивидуального уровня развития.

            Дидактическая игра-это игра обучающая и развивающая. Она не только является  формой усвоения  отдельных знаний и умений, но и способствует общему развитию ребёнка, служит формированию  его способностей.

            Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам организации и взаимоотношениям  детей, по роли педагога.

             Автор использует в работе следующие виды игр:

    игры-путешествия

    игры-поручения

    игры-предположения («Что было бы…?»)

    игры-загадки

    игры с дидактическими игрушками

    настольно-печатные игры

    словесные

            Дидактическая игра-явление сложное, но в ней отчётливо обнаруживается структура, то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно.

            

            Структурные компоненты дидактической игры:

    • дидактическая задача-один из основных элементов игры. Наличие дидактической задачи подчёркивает обучающий характер игры, направленность её содержания на развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста  с общим недоразвитием речи. Она определяется воспитателем и отражает его обучающую  деятельность.

    • структурным элементом игры является игровая задача, осуществляемая детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи в игре

         Две задачи - дидактическая и игровая  отражают  взаимосвязь обучения  и  игры. В  отличие от прямой   постановки  задачи в  дидактической игре она  осуществляется  через игровую   задачу,  определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка,   возбуждает желание и потребность решить её, активизирует  игровые   действия.

     • игровые действия составляют основу дидактической игры. Без них невозможна сама игра. Они являются рисунком сюжета игры. Чем

    разнообразнее  и содержательнее  игровые действия, тем интереснее для детей игра, тем успешнее развиваются познавательные и игровые задачи.

    • одним из элементов дидактической игры являются правила. Они определяются  задачей обучения и содержанием игры  и, в свою очередь, определяют характер и способ игровых действий, организуют и направляют поведение детей, взаимоотношения  между ними и воспитателем. В результате этого развивается  способность управлять своими действиями, соотносить их с действиями других играющих.

            Принципы использования дидактических игр:

     игры повторяются с усложнением задач;

      интегрированы со всеми режимными моментами;

     включаются во все части  занятия в зависимости от задач;

     рекомендуются родителям;

     выступают как мотивация для выполнения какой-либо поставленной задачи;

    развивают память, внимание, воображение, мышление, речь, познавательную активность детей.

     формируют такие качества, как дружелюбие, дисциплинированность. Воспитывают культуру честного соперничества  в играх-соревнованиях.

    1. Результативность и доступность опыта.

            Определение сформированности познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи проводилось два раза в год. Это позволило проследить динамику происходящих изменений. Полученные результаты заносились в диагностическую карту.

            Результаты обследования  показали, что на начало 2012-2013 учебного года детей с высоким уровнем развития не выявлено, со средним 45,1 %, с низким уровнем 54,9 %. Это позволило сделать вывод: уровень сформированности познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи – низкий.

            Проведённая работа помогла решить намеченные цели, поставленные задачи. Работа велась с учётом компенсаторных возможностей детей, с соблюдением здоровьесберегающих технологий на занятиях и в организации дидактических игр.

            В результате познавательная активность поднялась на высокую ступень. К концу года высокий уровень развития имели 27,3 %, средний 49,95 %, низкий 22,75%.

            В ходе дидактических игр, работы в игровой среде дети:

     не заметно для себя выполняли различные упражнения, где им приходилось проявлять любознательность, оценивать себя.

     стремиться быть быстрыми, находчивыми, чётко выполнять задания, соблюдать правила игры.

     научились оказывать помощь  товарищам, считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У детей развилось чувство ответственности, коллективизм, дисциплина,  воля,  характер.

            Включение в занятие дидактических игр и упражнений  позволило автору:

     сделать процесс обучения интересным и занимательным;

     создать рабочее настроение у детей;

     облегчить преодоление трудностей в освоении учебного материала;

     повысить уровень развития познавательной активности.

    1. Адресная направленность.

    Данный опыт может быть использован в дошкольных образовательных

    учреждениях массовых и коррекционных детских садах.

    1. Трудоёмкость опыта.

    Работа по данной теме предполагает высокий уровень теоретической

    подготовки педагога, создание наглядного материала.


    Литература:

    1. Дошкольная педагогика. Под редакцией Ядэшко В.И., Сохина Ф.А., - 2-е изд.

              исп. и доп.- М.,: Просвещение, 1986.-415с.

    1. Организация предметно-развивающей среды в дошкольном образовательном  учреждении. Сост. Сапцина Н.П. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.- Бийск, филиал АКИПКРО, 2002.- 24 с.
    2. Соркина А.И. Дидактические игры в детском саду (ст. группы): Пособие для воспитателей детского сада.- М.: Просвещение, 1982.-96с.
    3. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у детей с ОНР. Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. - М.: ТЦ СФЕРА, 2005.-64 с. - (Логопед в ДОУ) -ISΒΝ 5 – 89144 – 580 – 8.
    4. Тихомирова Л.Ф. Познавательные способности детей 5-7 лет. М., 2002
    5. Выгодский Л.С. Педагогическая психология. М., 1991
    6. Чего на свете не бывает? Под ред. Дьяченко О.М., Агеевой Е.А., - М.: Просвещение, 1991.- 64 с.: ил.- ISΒΝ 5- 09-003274-2.
    7. Давайте поиграем. Под ред. Столяра А.А.- М.: Просвещение, 1991.-80 с.:ил.- ISΒΝ 5-09-003272-6
    8. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по дошкольной психологии.- М.: Издат. центр «Академия», 1998.-304 с.- ISΒΝ 5-7695-0282-7


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

    В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

    статья "Формирование познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической среды".

    В статье рассматриваются аспекты формирования познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством экологической развивающей среды....

    Статья "Развитие познавательной активности у детей с общим недоразвитием речи посредством предметно-игровой среды"

    В статье описывается система работы по развитию познавательной активности средствами предметно-игровой среды.При организации работы по развитию познавательной активности у детей с общим недоразвитием ...

    Опыт работа по теме "Развитие волевых проявлений у детей с общим недоразвитием речи посредством технологии «Коллективное творческое дело» И.П. Иванова"

    В методической разработке представлен опыт работы по технологии КТД Иванова И.П.. Данный опыт рассказывает о методах. этапах работы по данной технологии с детьми старшего дошкольного возраста....

    опыт работы по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр

    Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр....