Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.
статья по логопедии по теме

Вахрушева Наталья Алексеевна
В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vakhrusheva_n.a._doklad_na_sait.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи  посредством дидактических игр и словесных упражнений.

                                                                 Вахрушева Н.А.

                                                                    Учитель – логопед

Словарь, как важнейшая часть языковой системы, имеет большое значение для полноценного общения и развития личности ребёнка. Изучением особенностей лексики детей с общим недоразвитием речи (ОНР) и созданием методик коррекционной работы занимались такие отечественные ученые как Л.П. Ефименкова, Н.С. Жукова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, и др. Усвоение словаря решает задачу накопления и уточнения представлений, формирования понятий, развития содержательной стороны мышления.

Логопедическое обследование детей с ОНР III уровня выявило следующие нарушения в развитии словаря признаков. При описании  игрушки дети ограничивались перечислением  составляющих её частей. Hаибольшее число ошибок было связано с прилагательными, обозначающими величину предметов, дети использовали только два понятия: большой и маленький, которыми заменяли слова  длинный, короткий, высокий,  низкий и др. Дети испытывали большие затруднения при подборе антонимов и синонимов. Чаще всего  при подборе антонимов дети повторяли слово- стимул с частицей  «не»: твердый – не твердый. При подборе синонимов дети чаще заменяли их словами – антонимами («веселый – грустный»).

Анализируя  результаты логопедического обследования в разделе «Лексический запас», нами были сделаны выводы, что у детей с ОНР III уровня наблюдаются низкие показатели в словаре признаков (рис.1). В связи с этим у детей не сформирована связная речь: рассказы недостаточно полны, развёрнуты, c трудом составляют описательные рассказы о предметах и объектах, где ребёнку необходимо выделить качества (признак) предмета.

       Большое  внимание  специалистов,   логопедов-практиков    к  проблеме   поиска   эффективных  методов  и  приёмов  логопедической  работы    по    развитию     словаря признаков     у  дошкольников с ОНР подчеркивает  актуальность  темы, так как прилагательные занимают особое место в речи дошкольников. У детей  с общим недоразвитием речи употребление этой части речи вызывает наибольшие затруднения.  

Цель данной работы  внедрить дидактическую игру как средство развития активного словаря прилагательных детей дошкольного возраста с ОНР. В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1.  Определить   основные    направления    коррекционной    работы  по   развитию словаря признаков у детей с общим недоразвитием речи.
  2.  Создание системы дидактических игр, направленных на развитие активного словаря прилагательных.

Практическая  значимость     данной     работы   заключается в систематизации конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи.

        Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей лексического запаса, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Применение наглядно – игровых средств и словесных упражнений актуализируют знания детей, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности. Игровая деятельность делает образовательный процесс эмоциональным, деятельностным, позволяет  ребёнку получить собственный опыт.  На основании вышеизложенных  данных нами были составлены и систематизированы дидактические игры и упражнения по формированию и развитию словаря признаков.

На первом году обучения: дети учатся классифицировать предметы и объекты по цвету (основные цвета), по величине (большой, маленький, средний). Например: дидактическая игра  «Рассели коров в коровники». Цель: формировать умение классифицировать объекты по цвету, величине. Взрослый показывает коровники, дети говорят, чем они отличаются (одни коровники большие, другие маленькие, у одних синяя крыша, у других красная). Затем взрослый говорит, что коровы паслись на лугу, и теперь не могут найти свой коровник. Дети расселяют коров, ориентируясь на цвет и величину, объясняют свой выбор: «Коровник большой и корова большая». Аналогично проводятся игры по другим лексическим темам: «Рассели коз в хлев», «Поставь машину в гараж», «Рассели поросят в свинарник», «Помоги найти конюшню», « Накорми поросят», « Напои семью чаем» и др.

Цель игры «Угадай игрушку»: формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки. Взрослый показывает 3 - 4 игрушки,  ребенок их называет. Педагог рассказывает о каждой игрушке, акцентируя внимание на  внешних признаках: «Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко». Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их.

На втором году обучения - речь детей обогащается прилагательными, которые обозначают большее количество признаков с более тонким их различением (оттенки цвета, состояние предметов, различия в размере, форме и др.), дети в речи начинают употреблять слова – антонимы. Нами были сделаны серии игр «Разложи на группы» Цель: развивать умение классифицировать предметы, объекты по цвету, величине. В данных играх педагог раскладывает перед детьми картинки с изображением предметов по лексической теме (например, тема «Посуда»), просит внимательно их рассмотреть:

-Что нарисовано на картинках? Разложите эти чайники на 2 или 3 группы – подходящие с подходящими. Дети объясняют свой выбор. Задания выполняется, пока дети не разложат картинки по двум признакам (цвет, величина). Серия игр с куклой  - «Куклы: веселая и грустная» на практическом уровне знакомят детей со словами –антонимами. Цель игры: познакомить детей с противоположными состояниями: веселый — грустный. «Стала девочка Маша играть со своими куклами Катей и Таней и заметила, что Катя все время веселая, а Таня грустная. Как вы думаете, почему? (Катю обидели, она загрустила.) Какими другими словами сказать, что Катя грустная, какая она? (Печальная, расстроенная.) Что надо сделать, чтобы развеселить Катю? (Рассказать веселую сказку, поиграть с ней, посмотреть мультфильм.) Какими стали Катя и Таня? (Веселыми, радостными.)» Целью игры: «Куклы рисуют и гуляют»  является знакомство со словами, близкими и противоположными по смыслу, а также с промежуточными признаками: в гости приходят две куклы: большая и маленькая. Воспитатель говорит, что куклы захотели рисовать. Большая кукла возьмет длинный карандаш, а маленькая... (короткий). Большая кукла нарисовала большой дом, а маленькая... (маленький). Куклы пошли гулять, а зонтик с собой не взяли. Тут пошел сильный дождь, они спрятались под елочку. Большая кукла спряталась под высокой елкой, а маленькая... (под низкой). Дождь закончился, пошли куклы домой. Большая кукла пошла по широкой дороге, а маленькая... (по узкой).

На третьем году обучения происходит усложнение заданий за счет выделения гораздо большего количества свойств и качеств. Подбор антонимов и синонимов, согласование существительных с прилагательными. Формируются навыки словообразования (образование прилагательных от существительных).

Серия игр «Разложи на группы», усложняется в сравнении со  средней группой, так как увеличивается число признаков. Например, в игре «Что напутал Буратино?» дети должны  найти ошибки в описании предмета и исправить их. Педагог сообщает, что в гости  пришел Буратино со своим другом утенком. Рассказывая про утенка, Буратино делает ошибки и допускает неточности в описании, например: «У утенка синий клюв и маленькие лапы, он кричит «мяу!». «У зайца маленькие ушки, он зеленый». «У кошки колючая шубка». Ребенок исправляет неточности. Цель  игры «Скажи какой»: учить выделять и называть признаки предмета. Взрослый достает из коробки предметы, называет их («Это груша»), а ребенок называет признаки («Она желтая, мягкая, вкусная». «Это помидор». — «Он красный, круглый, спелый, сочный». «Это огурец». — «Он... продолговатый, зеленый, хрустящий»).

Постепенно педагог начинает предлагать задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч», «Назови ласково», «Скажи по-другому», «Я начну, а ты продолжи», «Добавь слово». В играх подобного рода развиваются внимание детей к слову, языковое чутье, умение выбирать подходящее по смыслу слово в определенном словосочетании, предложении. Большие возможности открываются в старшей и подготовительной к школе группах для работы над синонимами. Слова, близкие по значению, характеризуют разные стороны предметов. Мы выделяем такие приемы работы с синонимами:

  • подбор синонимов к изолированному слову;
  • объяснение выбора слов в синонимическом ряду.
  • замена синонима в предложении, обсуждение вариантов значений: «Растужился,    расплакался серенький зайка» (расхныкался, заливался слезами, проливал слезы».
  • составление предложений со словами синонимического ряда;
  • составление рассказа со словами синонимического ряда.

Практика  и проведенное исследование показывают, что применение на занятиях по формированию лексической стороны речи дидактических игр и словесных упражнений, способствует более эффективному овладению дошкольниками с ОНР словаря признаков, что в свою очередь повышает уровень связного высказывания.

  Список литературы:

1. А. М. Бородич, "Методика развития речи детей", М., 1981 г

2. Сохин Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. - М.: 1984г.

3.ВеселоваС.С.Словарная работа с детьми логопедической группы // Логопед. 2009. № 2.

4. Нищева Н.В. система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР.- СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи...