Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"
статья по рисованию на тему

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_busygina_d.l.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Д.Л. Бусыгина,

воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 65 – Центр развития ребенка»

(г. Бийск)

Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения

у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье представлен опыт работы, раскрывающий методы и приемы, направленные на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, посредством нетрадиционных техник рисования.

В настоящее время социально-экономические преобразования в современном обществе диктуют необходимость формирования всесторонне развитой личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать различные жизненные проблемы. В рамках дошкольного учреждения стоит важная задача: развивать творческий потенциал у подрастающего поколения, в связи с этим воспитательно-образовательный процесс в детском саду следует осуществлять с учетом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Актуальность развития творческого воображения дошкольника является не только важным компонентом в творческой деятельности ребенка, но и его поведения в целом.

Так на основании ФГОС художественно-эстетическая деятельность построена на основе создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка, как субъекта отношений с самим собой, другими детьми и взрослыми.

Более того, в коррекционно-педагогической системе воспитания и обучения детей с общим недоразвитием речи важная роль принадлежит продуктивным видам деятельности. Поэтому большие возможности для развития творческого воображения предоставляет изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.

Следует отметить, что Т.С. Комарова писала: «Исходя из разнообразия рисовательной техники в изобразительном искусстве и учитывая возможности детей дошкольного  возраста, целесообразно обогатить техническую сторону дошкольного рисования. Этого можно достигнуть, разнообразив способы работы уже известными в широкой практике красками и карандашами и используя новые материалы (цветные восковые мелки, акварель, клей), а также сочетая в одном рисунке разные материалы и технику. А термин «нетрадиционный» подразумевает использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, традиционными в педагогической практике образовательных учреждений.  Существует множество нетрадиционных техник рисования» [9, 23].  

Вышеизложенные актуальные положения предопределили цель моей работы и её основные задачи.

Цель: формировать интерес к изобразительной деятельности, развивать творческое воображение, стимулировать активность, самостоятельность и инициативу детей в придумывании содержания и способов изображения. Знакомить детей с нетрадиционными техниками рисования. Воспитывать стремление наиболее содержательно решать изобразительную задачу в рисунке, дополнять создаваемый образ интересными деталями.

Задачи:

1. Обучить детей различным способам работы с материалами, приёмам изображения предметов.

2. Создать условия для творческой самореализации, развития творческого воображения  ребенка в изобразительной деятельности.

3. Совершенствовать творческую самостоятельность детей в использовании нетрадиционных техник.

4. Развивать творческие способности, художественный вкус, память, аккуратность, произвольную  направленность внимания (на занятиях развивается моторная память).

5. Ориентировать семью на значимость творческого воображения в творческой деятельности детей с ОНР, посредством нетрадиционных техник рисования. 

Исходя из поставленных цели и задач, работа проводилась поэтапно по технологии Лебедевой Е.Н. «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников с задержкой психического развития». Данная деятельность включает три этапа. На первом этапе дети знакомятся с более простыми видами нетрадиционных техник рисования. Это такие техники как печатание листьями, рисование нитками, монотипия, рисование под музыку. Вначале детям показываю способ выполнения изображений, потом рассказываю о последовательности   производимых   действий.  Детям   предлагается возможность   самостоятельно   повторить  этот способ на практике. На данном этапе дети используют традиционные инструменты (кисти) и материалы (гуашь, краски).

На втором этапе обучение нетрадиционным техникам изображения усложняется. Детей знакомят с такими видами техники рисования, при использовании которых необходимо изготовлять инструменты (рисование методом наката), смешивать краску с другими материалами (рисование мыльной пеной). Дети познают свойства материалов, знакомятся с нетрадиционными техниками изображения как печатание бумагой, рисование кляксами, по клейстеру, по стеклу, методами набрызга и наката.

На заключительном третьем этапе используются смешанные техники рисования, а также коллективное рисование нетрадиционными способами. В процессе коллективных работ дошкольники не только учатся анализировать, комбинировать образы, но и работать в вместе со сверстниками, общаться друг с другом. Для коллективных работ используют такие нетрадиционные техники изображения, как рисование руками (подушечками пальцев, ребром ладони, ладонями, кулаком). В итоге в одном рисунке дети учатся сочетать различные техники рисования.

Таким образом, коррекционно-развивающая работа направлена на постепенное увеличение самостоятельности дошкольников, на повышение их умственной активности.

Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими речевые нарушения, может способствовать преодолению моторной неловкости, создает психофизическую базу для развития речи.  Так развитие творческого воображения у детей с ОНР в процессе рисования нетрадиционными техниками приводит к позитивным изменениям. Более того изобразительная деятельность развивает у детей зрительно-двигательную координацию, совершенствуется мелкая моторика рук. Таким образом, процесс рисования не только положительно влияет на центральную нервную систему, но и оказывает психокоррекционное воздействие на дошкольников.  

Одним из важных компонентов в данной деятельности, является организация работы с семьей. Благодаря тому, что родители вовлекаются в образовательный процесс, происходит комплексное воздействие на ребенка, создаются благоприятные возможности для развития творческих способностей, повышается эффективность всего воспитательно-образовательного процесса.

Итак, применение нетрадиционных техник для развития творческого воображения позволило реально оказать влияние на развитие творческого воображения. Кроме того,  системный подход в обучении, специальное планирование, четкая систематизация лексического материала и дополняющие друг друга приемы и формы обучения, с учетом способностей речевого и умственного развития детей,  позволили получить хорошие результаты у детей. Так у дошкольников сформировалась способность целостного планирования в изобразительной деятельности, вырос уровень творчества и творческого воображения в первую очередь.

Литература:

  1. Водинская, М.В. Развитие творческих способностей ребёнка на занятиях изобразительной деятельностью [Текст] / М.В. Водинская, М.С. Шапиро – Москва: «Теревинф», 2006. – 45 с.  
  2. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский – СПб.: Союз, 1997. - 233с.
  3. Васильева, М. О развитии творческого потенциала дошкольников [Текст] /Васильева М., Юнг Г. //Дошкольное воспитание. – 2006. - №2 – С. 9-13.
  4. Казакова, Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники [Текст] / Р.Г.Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепунова, Т.В. Смагина: Сфера. 2006. – 128 с.
  5. Кириллова, Г.Д. Начальные формы творческого воображения у детей [Текст] /Кириллова Г.Д. //Дошкольное воспитание. – 1971. - №2 – С.16-20.
  6. Немов, Р.С. Психология [Текст] Учебник для вузов / Р.С. Немов книга 3.: Владос.1999. – 623 с.
  7. Сакулина, Н.П. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей [текст]/ Н.П.Сакулина, Т.С. Комарова – Москва: Просвящение.1982. – 208 с.