Роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.
статья (младшая группа)

Данная статья посвящена изучению роли нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Автор статьи подробно рассматривает влияние различных нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения младших дошкольников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Куликова Татьяна Алексеевна, воспитатель

МБОУ «Школа № 29» структурное подразделение детский сад

г. Нижний Новгород.

Данная статья посвящена изучению роли нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Автор статьи подробно рассматривает влияние различных нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения младших дошкольников.

Ключевые слова: нетрадиционное рисование, нетрадиционные техники рисования, творчество, творческое воображение, изобразительная деятельность, рисование.

Проблема развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста изучалась многими отечественными учёными и педагогами. Среди них большая заслуга в решение данного вопроса принадлежит Л.С. Выготскому [1], Т.С. Комаровой [4], И.А. Лыковой [5], Н.П. Сакулиной [8]. В своих работах они подчёркивали важность развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Большая заслуга в решение данного вопроса принадлежит Л.С. Выготскому [1]. В своих работах он отмечал, что воображение развивается у детей постепенно. В самом начале дошкольного детства ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных органов чувств. При этом основная задача взрослого вовремя заметить малейшие проявления творческого воображения у ребёнка. Л.С. Выготский в одной из своих работ обратил особое внимание на относительность детского воображения, которое можно оценить только в сравнении с темпом развития других психических процессов.

В результате можно сделать вывод о том, что работа Л.С. Выготского дала толчок для дальнейшего изучения данного вопроса, которым впоследствии занялись другие зарубежные специалисты.

Н.П. Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Т.е. надо использовать разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (нитью, мыльной пеной, свечой и т. д,). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться [8].

Экспериментальные исследования И.А. Лыковой, автора программы «Цветные ладошки» направлены на изучение проблем художественноэстетического воспитания детей раннего и дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности как на специальных занятиях, так и в самостоятельной художественной деятельности и в условиях семейного воспитания [5].

Т.С. Комарова в работе «Обучение детей технике рисования» пишет: «Наряду с рисованием карандашами, мелками и красками предлагается рисование краской без кисти – размазывание ее пальцами, рисование воском, капающим с зажженной свечи, столярным клеем, дымом, горчицей, краской с вазелином и т. д.». Все эти способы создания изображения являются значительно более трудными, чем рисование карандашом и кистью. Но в большинстве случаев задача создания образа и не ставится. Если же дети стремятся перейти к изображению, их снова возвращают к манипулировании с материалами, подсказывая новые возможности [4].  

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что многочисленные исследования отечественных учёных подтверждали факт того, что творческое воображение развивается ещё в дошкольном детстве. Процесс развития контролируется не только родителями, но и педагогами. Перейдём же непосредственно к нетрадиционным техникам рисования и их роли в развитие творческого воображения.

Изучением данного вопроса занимались многочисленные учёные и педагоги среди которых следует отметить Л.В. Петухову [6], С. Погодину [7], А.П. Черданцеву [9], Н.В. Шайдурову [10]. В своих работах педагоги подробно рассматривали влияние нетрадиционных техник рисования на развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста. Педагоги отмечали, что развитие творческого воображения в изобразительной деятельности очень сложный и трудоёмкий процесс. При этом особое внимание необходимо уделять индивидуальным возможностям ребёнка. Сам творческий процесс будет ему интересен если будут применены особые методы и приёмы, которые помогут педагогу грамотно провести работу с ребёнком.

Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, любой ребёнок может заинтересовать рисованием пальчиками, ладошкой, мятой бумагой, жёсткой кистью и т.д. В младшем дошкольном возрасте можно применять следующие виды нетрадиционных техник рисования: рисование пальчиками, ладошками, жёсткой полусухой кистью, оттиск печатками из картофеля, мятой бумагой и д.р. Рассмотрим подробно каждую из этих техник.

Техника рисования пальчиками. Она заключается в том, что ребёнок опускает свой пальчик в краску и наносит на бумагу точки или пятна. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем краска смывается [3, с. 47].

Рисование ладошкой: ребенок опускает в пальчиковую краску ладошку и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем краска смывается [5, с. 144].

Тычок жесткой полусухой кистью: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности [9, с. 113].

Оттиск печатками из картофеля: ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка [10, с. 155].

Скатывание бумаги: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из неё шарик. Размеры его могут быть различными: от маленького (ягодка) до большого (облачко, ком снеговика). После этого бумажный комочек опускается в клей и приклеивается на основу [2, с. 30-31].

Такое нестандартное решение развивает детскую фантазию, воображение, снимает отрицательные эмоции, позволяет раскрыть и обогатить свои творческие способности, а родителям порадоваться успехам своих детей. Детей 3-4 лет увлекают пробами пользования разными, новыми для них материалами для создания беспредметных композиций. Конечно, в этом манипулировании с материалами имеются и положительные черты: богатство технических приемов, материалов, использование разных красок, мягких цветных мелков, туши, карандаша, разнообразие сочетания этих материалов в одном рисунке, однако оно отвлекает от передачи объективного содержания [6, с. 161].

Нестандартные подходы к организации изобразительной деятельности удивляют и восхищают детей, тем самым вызывая стремление заниматься таким интересным делом. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Итак, творческое воображение – процесс создания новых образов, представлений, которые воплощаются затем в любом виде деятельности [7, с. 54].

Необходимость использования нетрадиционных техник в развитии творческого воображения детей младшего дошкольного возраста не подвергаются сомнению. Ведь разнообразие предоставляемых детям изобразительных материалов, отход от традиционных, привычных способов создания рисунков, поиск новых творческих решений способствует развитию детского творчества, активности, воображения. Дети любят новизну, им интересно разнообразие материалов, в результате дети получают успешный продукт деятельности [8, с. 119].

Литература:

1.        Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологические очерки / Л. С. Выготский. – М.: Просвещение, 1967. – 93 с.

2.        Волохович, Н. Веселые овечки: [техника рисования бумагой] / Н. Волохович  // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 1. - С. 30-31

3.        Жданова, Ю. В. Мы рады летнему солнышку: занятие с использованием приема нетрадиц, рисования во второй мл, группе: [рисование ладонью] / // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 5. - С. 43-45 ; № 6. - С. 46-48

4.        Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. – М. : Просвещение, 2012. – 158 c.

5.        Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет "Цветные ладошки" / И.А. Лыкова. – М. : КАРАПУЗДИДАКТИКА, 2011. – 144с.

6.        Петухова Л.В. Нетрадиционные техники рисования как условие развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2011. - № 2. - С. 159-163.

7.        Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические: для работы во всех возрастных группах / С. Погодина // Дошкольное воспитание. – 2009. – № 10. – С. 52-67.

8.        Сакулина Н. П. Изобразительная деятельность в детском саду: пособие для воспитателей / Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова. –М. : Владос, 2011. – 208с.

9.        Черданцева А.П. Технология развития творческого воображения дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 5. – С. 112-120.

10.        Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие / Н.В. Шайдурова – М.: ТЦ Сфера, 2012. – 160 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста...

Роль нетрадиционной техники рисования в развитии творческих способностей у детей среднего дошкольного возраста

Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. Особенно важна связь рисования с мышлением ребенка. Кроме того, рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внима...

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...

Групповая консультация для педагогов на тему: роль нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.

Цель: познакомить педагогов с ролью нетрадиционных техник рисования в развитие творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста.Задачи:1. Знакомство педагогов с темой консультации.2. Уточ...

Использование нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста.

Каждый ребенок – это отдельный мир со своими правилами поведения, собственными чувствами и эмоциями. И чем богаче, разнообразнее жизненные впечатления ребенка, тем ярче его воображение, тем веро...

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста

Ученые отводили огромную роль нетрадиционным приемам рисования и указывали на великую роль его в период дошкольного среднего возраста. Она выражается у ребенка тем, что совершенствуется наблюдат...