Использование мнемотехнических приемов в работе по развитию связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему

Иванова Наталья Гарольдовна

Использование мнемотаблиц в работе с детьми по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_svyaznaya_rech.docx16.56 КБ

Предварительный просмотр:

Использование мнемотехнических приемов в работе по развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Известно, что умения и навыки связной речи при спонтанном развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения детей в школе. Эти умения и навыки необходимо формировать специально. Выбор организационной формы зависит от характера дефекта, степени выраженности, от психосоматического состояния ребенка.

Работа по развитию речи на уровне текста на подгрупповых занятиях предполагает обучение созданию связных высказываний, которые должны обладать следующими признаками: единством темы и замысла (основной мысли), композиционной организованностью, синтаксическими и логическими связями между предложениями и частями.

Ребенку дошкольного возраста довольно трудно составлять подобные высказывания, так как его речь эмоциональна, обрывочна, ситуативна и во многом опирается на наводящие вопросы взрослого.

Традиционным упражнением по развитию связно речи является пересказ прочитанного (увиденного, услышанного). Он составляется на основе готового текста и приучает ребенка к правильному его построению. Самым простым видом перессказа является подробный перессказ (близкий к тексту). Работа начинается с подготовительных упражнений, которые включают в себя отгадывание загадок о персонажах текста, проведение беседы и т.д.затем текст читается дважды, в медленном темпе, дается установка на внимательное прослушивание текста. При повторном чтении может быть использован прием завершения детьми отдельных предложений. Далее проводится словарная работа: необходимо объяснить детям малознакомые или незнакомые слова.

Обязательным условием является обсуждение проблемной ситуации текста, выделение начала, конца, главной мысли текста, уточнение причинно-следственных отношений между отдельными частями текста. Для этого вида работы интересным и результативным будет использование некоторые упрощенные мнемотехнические приемы. Для запоминания каких-либо трудных участков можно пользоваться специальными знаками. Так происходит визуализация связного высказывания. Проговаривание ребенком текста по этим знакам, поможет запомнить ребенку сложные слова и связанные с ним высказывания.

Так что же такое мнемотехника? Мнемотехника – это искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличение объема памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Это система внутреннего письма, позволяющая последовательно записывать в мозг информацию, преобразованную в комбинацию зрительных образов. Очевидно, что для формирования навыка необходимо выполнять упражнения. Качество запоминания, которое дает мнемотехника, можно сравнить с перемещение по папкам в компьютере мнемотехника значительно повысит обучаемость любым дисциплинам в школе. Основой мысленных процессов человека считается визуальное (образное) мышление. Именно оно и развивается при использовании приемов мнемотехники. Например, вызывание ассоциаций, причем постепенно увеличивается количество слов-ассоциаций:

Яблоко – урожай

Гриб-белка

Зонт-осень

Листья-листопад

Лиса-нора

Птицы-юг

Шуба-линька

Домик-спячка

Градусник-похолодание

Часы-сумерки

Иголка-еж.

Или другое упражнение на вызывание ассоциаций «Логическая цепочка»:

День-солнышко, ночь-…

Заяц-морковка, ежик-…

Для построения системы запоминания вспомогательных опорных образов можно использовать «окошечки», в которых и распологаются закодированные элементы текста. Образ – это формы, знаки или подобия того, что мы желаем запомнить. Например, если мы хотим запомнить какую-нибудь лошадь, мы должны вызвать какие-либо ассоциации и поместить ее в определенное «окошечко».

При работе со стихами, скороговорками можно так же использовать мнемотаблицы, потому что детям иногда тяжело на слух усвоить последовательность действий. Скорость заучивания стихов и скороговорок значительно увеличивается и можно увеличивать скорость проговаривания скороговорок при использовании мнемотаблиц. Дети получают массу удовольствий от таких упражнений не только в детском саду, но и дома с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

Программа «Методы наглядного моделирования и схематизации как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Настоящая программа  направлена  на развитие связной речи  детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом наглядного моделирования и схематизации.  Рекоменд...

Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

"Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"

Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного...

Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...