Главные вкладки

    "Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (3 уровня)"
    статья по логопедии (старшая группа) по теме

    Формирование связной речи у детей  с ОНР (3 уровня) относится к числу важнейших задач  логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного обучения детей в школе.  

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Особенности развития связной  речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (III уровня)

    При нормальном речевом развитии современный ребенок к 5 годам должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно; полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. Такой малыш правильно произносит все звуки, легко воспроизводит многосложные слова. Его словарный запас составляет от четырех до пяти тысяч слов.

    Однако не во всех случаях эти процессы протекают благополучно: у некоторых детей даже при нормальном слухе и интеллекте резко задерживается формирование каждого из компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики. Это нарушение было определено как общее недоразвитие речи.

    Общее недоразвитие речи (ОНР) - различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

    Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано в результате многоаспектных исследований различных форм речевой патологии у детей дошкольного и школьного возраста, проведенных Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Г.И. Жаренкова и др.) в 50-60-х годах XX века.  Отклонения в формировании речи стали рассматриваться как нарушения развития, протекающие по законам иерархического строения высших психических функций. С позиции системного подхода был решен вопрос о структуре различных форм патологии речи в зависимости от состояния компонентов речевой системы.

    Правильное понимание структуры ОНР, причин, лежащих в его основе, различных соотношений первичных и вторичных нарушений необходимо  для выбора наиболее эффективных приемов коррекции и для предупреждения возможных осложнений в школьном обучении.

    Несмотря на различную природу дефектов, у этих детей имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности.

    Дня детей с ОНР характерно:

    • позднее начало речи (3-4 года);
    • резкое ограничение словаря;
    • ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т.д.);
    • дефекты звукопроизношения (все виды);
    • нарушение фонематического слуха;
    • нарушение ритмико-слоговой структуры слова;
    • затруднения в распространении простых предложений и построении сложных.

    Речь этих детей малопонятна. Наблюдается недостаточная речевая активность, которая с возрастом, без специального обучения, резко падает. Однако дети достаточно критичны к своему дефекту.

    Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно волевой сферы. Отмечается неустойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

    У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.

    Р.Е. Левиной и другими сотрудниками (1969) была разработана периодизация проявлений общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств общения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

    Выдвинутый Р.Е. Левиной подход позволил отойти от описания лишь отдельных проявлений речевой недостаточности и представить картину аномального развития ребенка по ряду параметров, отражающих состояние языковых средств и коммуникативных процессов.

    Каждый уровень характеризуется определенным соотношением первичного дефекта и вторичных проявлений, задерживающих формирование, зависящих от него речевых компонентов. Переход с одного уровня на другой определяется появлением новых языковых возможностей, повышением речевой активности, изменением мотивационной основы речи и ее предметно-смыслового содержания, мобилизацией компенсаторного фона.

    Индивидуальный темп продвижения ребенка определяется тяжестью первичного дефекта и его формой.

    Наиболее типичные и стойкие проявления ОНР наблюдаются при алалии, дизартрии и реже при ринолалии и заикании.

    Р.Е. Левина выделила три уровня речевого развития, отражающие типичное состояние компонентов языка у детей дошкольного и школьного возраста с общим недоразвитием речи:

    1 -  й уровень - отсутствие общеупотребительной речи;

    1. й        уровень - зачатки общеупотребительной речи;
    2. й         уровень - развернутая фразовая речь с элементами лексико- грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

    В теории и практике логопедии уровни речевого развития при ОНР подробно описаны.

    Проведя сопоставительный анализ особенностей речи детей с 1-, 2-, 3-м уровнем речевого развития по структурным компонентам языковой системы: наличие фразы, понимание речи, словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, слоговая структура слова, фонематическое восприятие,  педагог

     может проследить   динамику развития и достижения ребенка в процессе коррекции, выбрать оптимальные методы и приемы работы на каждом этапе.

    Исследования ученых и логопедическая практика (Воробьева В. К., Глухов В.П., Филичева Т.Б. , Чиркина Г.В.) показывают, что у детей с ОНР отмечаются значительные трудности в овладении навыками связной контекстной речи.

    Специальные исследования Глухова В.П. состояния монологической речи старших дошкольников с ОНР (III уровня) показали, что для их высказываний (пересказ, рассказы  по серии картинок и др.) характерны: нарушения связности и последовательности изложения, низкая информативность, смысловые пропуски и ошибки, трудности в языковой реализации замысла Отмечаемые в рассказах этих детей пропуски смысловых звеньев, незавершенность фрагментов, нарушения логической последовательности повествования, длительные паузы на границах фраз, отсутствие самостоятельности при выполнении заданий могут свидетельствовать о трудностях в программировании содержания развернутых высказываний.

    Логопедическая практика показывает, что  у детей с ОНР (III уровня) отмечается низкий уровень используемой фразовой речи (употребление преимущественно коротких, простых по структуре фраз), наблюдается большое число ошибок на построение предложений (неправильное оформление связи слов, пропуск слов, дублирование элементов фразы, ошибки на образование глагольных форм), нарушение синтаксической связи между последовательными фразами и другое.

    Изучение некоторых психологических особенностей детей с ОНР (III уровня) показывает, что для многих из них характерны неустойчивость внимания, трудности в запоминании вербального материала, недостаточная сформированность операций сравнения, обобщения, нарушения в эмоционально-волевой сфере (вялость, инертность, эмоциональная возбудимость).

    Итак, самостоятельная связная речь детей старшего дошкольного возраста с ОНР (III уровня) остается несовершенной. Формирование связной (монологической) речи у детей с ОНР (III уровня) относится к числу важнейших задач логопедической работы с дошкольниками. Это необходимо для преодоления речевого недоразвития и успешного обучения детей в школе.

    Список литературы:        

     1.Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. - М.: АРКТИ, 2002.

     2.Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, под редакцией Балобанова и др. - Санкт-Петербург, Детство- Пресс, 2002.

     3.Жукова Н.С., Мастюкова  Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. - Екатеринбург; АРД ЛТФ, 1998.

     4.Коноваленко В. В., Коноваленко С.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Методическое пособие дня логопедов и воспитателей. - Москва: Гном и Д, 2001.

    5.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А. Логопедическая работа в специальном детском саду. - М.: Просвещение, 1987.

    6.Филичева Т.Б., Чевелева Н. А., Чиркина Г.В. Основы логопедии. М: Просвещение, 1989.

    7.Филичева Т.Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение./Уч.- метод. пособие для логопедов и воспитателей. - М., Гном и Д, 2000.



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, используя авторский дидактический материал «Волшебные колечки»

    В наш динамический век значительно увеличился поток разнообразной информации, получаемой человеком. Соответственно усложняются процессы восприятия этой информации....

    Проект "Моделирование как средство формирования связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня"

    В проекте представлена работа над формированием связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи методом моделирования....

    Об использовании метода наглядного моделирования в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

    Метод моделирования успешно находит свое применение в работе по развитию связной речи. В ходе использования данного приема, дети знакомяться с графическим способом предоставлении информации - моделью,...

    Консультация для родителей " РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗКОТЕРАПИИ"

    Общее недоразвитие речи (ОНР) – системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. У детей данной группы в большей или меньшей степени ока...

    ВЛИЯНИЕ ИГРЫ-ДРАМАТИЗАЦИИ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ

    Статья посвящена изучению развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня. Дана характеристика связной речи. Рассматривается использование игр-др...