Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
картотека по коррекционной педагогике

Корольская Ольга Николаевна

 Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

  1. Игра «Из чего сделано?»

Целью игры

является закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Перед проведением игры предварительно ребенку объяснялось, что если какой- нибудь предмет сделан из дерева, то он деревянный, а если из железа, то он железный, и т. д. Затем проводилась работа по картинкам, после чего данная тема закреплялась в игре с мячом.

Ход игры

. Я, бросая мяч ребенку, говорила: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: кожаные. Затем бросала мяч другому ребенку, говорила: «Рукавички из меха», а ребенок, возвращая мяч, отвечал: меховые и т. д. Тазик из меди. (Медный, Медвежонок из плюша (Плюшевый, Рукавички из шерсти (Шерстяные, Стакан из стекла (стеклянный, ваза из хрусталя (Хрустальная) и т. д. Затем я предложила детям составить предложения с данными словосочетаниями. Например: У Маши есть плюшевый мишка.

  1. Игра «Лови да бросай — цвета называй»

Цель игры

формировать способность подбирать существительные к прилагательным, обозначающему цвет, расширять словарь прилагательных, закреплять названия основных цветов, развивать воображения у детей.

В ходе игры

, бросая мяч ребенку, называть прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называл существительное, подходящее к данному прилагательному. Например: красный - мак, огонь, флаг, оранжевый - апельсин, морковь, заря; желтый - цыпленок, солнце, репа; зеленый - огурец, трава, лес; голубой - небо, лед, незабудки; синий - колокольчик, море, чернила; фиолетовый

- слива, сирень, сумерки и т. д.

  1. Игра «Чья голова?»

Целью игры

является расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Игра проводилась после обсуждения картинок. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигалось путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.

В ходе игры

, бросая мяч кому-либо из детей, говорить: «У вороны голова.», а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «. воронья» и т. д. Примеры: у рыси голова рысья, у рыбы — рыбья, у кошки — кошачья, у сороки — сорочья, у зайца —

заячья, у кролика — кроличья, у верблюда — верблюжья, у лошади — лошадиная, у утки — утиная. у лебедя — лебединая, у оленя — оленья, у лисы

— лисья, у собаки — собачья, у птицы — птичья, у овцы — овечья, у белки — беличья, у медведя — медвежья, у тигра — тигриная, у курицы — куриная, у голубя — голубиная, у орла — орлиная. В качестве усложнения было предложено детям составить предложения с этими прилагательными.

Игра «Горячий — холодный» Цель

: формирование словаря прилагательных, закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов-антонимов. Методическое указание. Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий»,

«разный» («различный», «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.

Ход игры.

Воспитатель, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая воспитателю мяч, называет другое — с противоположным значением. Воспитатель: Горячий - Дети: Холодный (Хороший - Плохой; Умный

- Глупый ; Веселый - Грустный; Острый - Тупой; Гладкий - Шероховатый; Легкий - Тяжелый; Глубокий - Мелкий; Светлый - Темный; Добрый - Злой; Радостный - печальный; Быстрый - Медленный; Частый- Редкий; Мягкий - твердый; Ясный- пасмурный; Высокий - низкий)

Усложнение. Можно предложить детям добавить существительное. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро.

Игра «Что бывает круглым?» Цель:

расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости.

Ход игры.

Перебрасывая мяч детям различными способами, воспитатель задает вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч воспитателю. Воспитатель, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него.

  1. Что бывает круглым? (Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня.)
  2. Что бывает длинным? (Дорога, река, веревка, нитка лента, шнур.)
  3. Что бывает высоким? (Гора, дерево, человек, сто, дом, шкаф.)
  4. Что бывает зеленым? (Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье.)
  5. Что бывает холодным? (Вода, снег, лед, роса, иней, камень, ночь.)
  6. Что бывает гладким? (Стекло, зеркало, камень, яблоко.)
  7. Что бывает сладким? (Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли.)
  8. Что бывает шерстяным? (Платье, свитер, варежки, перчатки, шапка.)
  9. Что бывает колючим? (Еж, роза, кактус, иголки, ель проволока.)
  10. Что бывает острым? (Нож, шило, стекло, ножницы кинжал, клинок.)
  11. Что бывает легким? (Пух, перо, вата, снежинка).
  12. Что бывает глубоким? (Канава, ров, овраг, колодец река, ручей.) Игра «Угадай игрушку»

Цель:

обогатить предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение находить предмет, ориентируясь на его признаки и действия.

Воспитатель показывает ребенку 3-4 игрушки, он называет их. Надо сразу научить правильно, называть предмет: "Это. (заяц, лиса, утенок)". Логопед рассказывает о каждой игрушке, называя внешние признаки: "Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко". Аналогично описываются другие игрушки, ребенок называет их. Предложить ребенку описать одну из игрушек.

Игра «Скажи, какой?» Цель:

формировать словарь прилагательных, учить выделять и называть признаки предмета.

Воспитатель достает из коробки предметы, называет их ("Это груша", а ребенок называет признаки ("Она желтая, мягкая, вкусная". "Это помидор". - "Он красный, круглый, спелый, сочный". "Это огурец". - "Он. продолговатый, зеленый, хрустящий").

Игра «Магазин. Фрукты». Продавец: Что вы хотите купить?

Покупатель: Мне нужны сливы. У вас есть спелые сливы? Продавец: Сливы неспелые, зеленью. Но у нас спелые абрикосы. Покупатель: Тогда взвесьте мне, пожалуйста, 2 кг абрикосов Продавец: А что вы еще хотите купить?

Покупатель: Еще мне нужны красные яблоки. Продавец: У нас есть только зеленые яблоки. Покупатель: А они сладкие или кислые?

Продавец: Яблоки зеленые по цвету, но сочные и сладкие. Покупатель: Тогда я куплю 1 кг яблок.

Игра «Магазин. Овощи». Продавец: Что вы хотите купить? Покупатель: Мне нужны огурцы.

Продавец: У нас есть только большие огурцы. Покупатель: А маленьких огурчиков у вас нет? Продавец: Я выберу вам огурцы поменьше.

Покупатель: Большое спасибо. Мне нужны 2 кг огурцов. Аналогичным образом: кабачки (большие — маленькие, морковь (крупная — мелкая). Использовалась литература автора: Лопухина И. С. 550 упражнений для развития речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...

Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка....

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...