Консультация для родителей по теме: «Развитие волевых проявлений у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»
консультация (подготовительная группа) по теме

Консультация содержит практический материал, позволяющий родителям формировать волевые качества ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для родителей по развитию волевых проявлений

у детей с общим недоразвитием речи.

«Волевая готовность к школьному обучению

как ее формировать».

Волевые качества человека — это конкретные проявления воли. В состав волевых качеств входят целеустремленность, настойчивость, упорство, решительность, смелость, инициативность, самостоятельность, выдержка, самообладание. Каждое волевое качество может играть различную роль и в различной степени проявляться на отдельных этапах волевого действия.

В дошкольном возрасте волевое действие развивается в системе “действие — деятельность”, происходит становление смыслового аспекта цели. Цель отражает взаимосвязь представлений о том, что достигать, как достигать и зачем достигать.

Развитие воли дошкольника связано с умением осуществить выбор на основе предвидения последствий своих действий. Осуществление избирательного поведения, выбор — признак отхода от импульсивного поведения, когда ребенок не предвидит последствий своих действий.

Этапы развития волевых проявлений:

  1. Первый год жизни:
  • появляется способность выбирать;
  • выбор определяется непосредственным впечатлением от предмета;
  • цели действий и средства их достижения осознаются недостаточно.

  1. Три года:
  • осуществляется выбор, в основе которого лежат мотивы морального характера;
  • появляется стремление к выбору определенного предмета, но средства достижения цели не осознаются.

  1. С четырех до семи лет:
  • осуществляется выбор на основе уяснения значимости и ценности возможного поведения. Ребенок начинает хотеть, т. е. осознавать цель.
  • удержание дошкольником цели зависит от трудности задания и длительности его выполнения. Дети пяти-шести лет теряют свой замысел, переходя от одной цели к другой.

Осмысливание и оценка волевого действия выражаются у дошкольников преимущественно в эмоциональном переживании результатов, в стремлении получить оценку со стороны воспитателя.

У младших дошкольников успех или неудача при выполнении предшествующего задания не оказывают заметного влияния на преодоление трудностей и достижение последующих целей.

Для детей среднего и старшего возраста успех предыдущей деятельности является стимулом выполнения последующих заданий. Неудачи порождают отказ или выполнение заданий.

К шести годам у ребенка происходит оформление основных элементов волевого поведения, что выражается в следующих умениях: поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить намеченный план, проявить усилие в случае возникновения препятствий, оценить результат своего действия.

Главный акцент в развитии волевой готовности к школе взрослые должны делать на воспитании мотивов достижения цели: не бояться трудностей, стремление преодолевать их и не отказываться от намеченной цели.

В нескольких словах, готовность — это умение слушать + умение слушаться.

Показателем развития навыков самостоятельности как основы сформированности волевых усилий у детей дошкольного возраста является каждодневное выполнение ребенком без напоминания каких-либо поручений и обязанностей.

Как следует развивать волевую готовность у детей старшего дошкольного возраста?

  1. Развивать навыки самостоятельности и ответственности:
  • закрепить конкретное поручение за ребенком, поощрять его выполнение;
  • учить стихи, пересказывать сказки и рассказы.
  1. Развивать навыки самоконтроля:
  • предлагать игры типа «Сделай так же», «Конструирование по образцу», «Найди 5 отличий», «Да и нет не говорите...»
  1. Постоянно использовать игровую мотивацию к деятельности и оценку со стороны сверстников.
  2. Развивать стремление действовать по моральным мотивам.
  3. Соблюдать постепенность в высказывании требований.
  4. Развивать уверенность в себе, в своих силах с помощью создания ситуаций успеха.

Развитие волевой готовности к школе необходимо, прежде всего, потому, что при возникновении различных ситуаций и в режиме школьной жизни ребенок должен регулировать свои аффекты, уметь проявлять устойчивость не только в поведении, но и в действиях.

Развитию волевых проявлений у детей дошкольного возраста способствует организация «Коллективного творческого дела» по технологии И.П. Иванова.

При организации «КТД» дошкольник оказывается в ситуациях, когда возникает необходимость помочь партнеру, порадоваться его успехам, получить поддержку от сверстников. При этом особое значение придается формированию партнерских отношений в процессе совместной деятельности. Проявление инициативы, активности в воздействиях на партнеров сочетается с доброжелательным отношением к ним. Важным является овладение способами выражения своего отношения к предложениям участников деятельности: выражение согласия или несогласия, умения аргументировать встречное предложение, отстаивать свое мнение, убеждать; уважение права ребенка на развитие индивидуальности. Для того чтобы ребенок активно включался в «КТД» можно использовать следующие тактики взаимодействия взрослого с детьми.

  • Чаще обсуждать последствия действий ребенка или взрослого для чувств другого человека.
  • Предлагать игры и ситуации, в которых необходимы сотрудничество и взаимопомощь (моделировать совместную деятельность, предлагать игрушки и игры, в которых лучше играть нескольким детям, и т. п.).
  • Объяснять, каким образом в той или иной ситуации лучше действовать вместе и помогать друг другу.
  • Обращать внимание на детей, которые сотрудничают и помогают друг другу, приводить их в пример.
  • Выделять моменты, в которых дошкольники высказываются в пользу кооперации и взаимопомощи.
  • Исключить нотации тем детям, которые не хотят в том или ином случае вести себя таким образом.
  • Рассказывать о ситуациях из жизни, в которых содействие и взаимопомощь других людей помогли решить сложную проблему.
  • Читать сказки, в которых такое поведение спасало людей или животных. Поощрять стремление детей договариваться, если возникают проблемы и конфликты.
  • Поощряйте попытки найти альтернативный выход из ситуации и продумать его последствия.
  • Подчеркивать необходимость соблюдения очереди, правил поведения за столом и т. п.
  • Объяснять, почему следует поступать так, а не иначе, обсуждать последствия неверного поведения, как для самого ребенка, так и для окружающих.

Используемая литература.

  • Борытко, Н. М. Педагогические технологии: Учебник для студентов педагогических вузов / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков. Под ред. Н. М. Борытко. — Волгоград: Изд-во ВГИПК РО, 2006.— 59 с. (Сер. «Гуманитарная педагогика». Вып. 2.)
  • Голованова, Н. Ф. Общая педагогика. Учебное пособие для вузов [Текст] / Н.Ф. Голованова. - Издательство: Речь. - 2005 г. - 320 с.
  • Коломинский, Я. П. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция [Текст] / Я.П. Коломинский, Е.А. Панько, С.А. Игумнов. — СПб.: Питер, 2004. — 480 с.
  • Практикум по возрастной психологии: Учеб, пособие/Под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 е.: ил.
  • Смирнова, Е. О. Развитие воли и произвольности в раннем и дошкольном возрастах. [Текст] / Е.О. Смирнова. -        М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. — 256 с.
  • Широкова, Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Статья: "Роль нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи"

В статье представлены этапы обучения детей рисованию нетрадиционными техниками по технологии Е.Н. Лебедевой...

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи по средствам оригами

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304597","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"317"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8304600","at...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством интеграции игровой и самостоятельной деятельности. Консультация для родителей

Развитие творческого воображения дошкольников сегодня является одной из приоритетных задач дошкольного воспитания. Без сомнения, ее решение должно базироваться на четком понимании психологических меха...