Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
статья по логопедии на тему

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_fonematicheskogo_vospriyaimya_u_detey_s_onr.docx25.69 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

           

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на качество усвоения школьных программ.

Зачастую учителя  начальных классов  жалуются на недостатки звукового оформления речи детей: на нечеткость восприятия речи, связанную с недостаточностью слухового внимания к звуку, слову и речи, с нарушениями процесса анализа звука и буквы в период подготовки к обучению грамоте, что непосредственно связано с проблемой нарушения развития фонематического восприятия, особенно, если дети имеют такое речевое нарушение, как общее недоразвитие речи. Поэтому проблема своевременного развития у детей фонематического восприятия, имеющих общее недоразвитие речи 3-го уровня, является  актуальной для современной логопедической науки.
Выпускники дошкольных образовательных  учреждений,  поступая в школу,  испытывают трудности:  при различении акустически близких фонем;  при выделении  звука  в слове;  при   определении  местоположения  звука  или  слога  в  слове; при назывании слов с заданным звуком. Ошибки такого плана характерны при нарушении письменной речи,   которое характеризуется  недифференцированностью  фонематического восприятия и недостаточно развитой способностью ребенка к звуковому анализу и синтезу, что влияет на снижение успеваемости по русскому языку. Такие ошибки носят стойкий характер и могут повлечь за собой снижение качества не только письма, но и чтения.   Это говорит о важности  работы по профилактике нарушений письменной речи  в коррекционно-образовательной деятельности при подготовке  к  обучению  грамоте   дошкольников с нарушением речи в условиях детского сада.    

 Исследователь детских речевых нарушений профессор Левина Р. Е., изучая закономерности формирования речи детей в норме и патологии, выделяет пять этапов, которые проходит ребенок в овладении фонематической стороной речи[ 1].

На первом ( дофонематическом) этапе у ребенка полностью отсутствует дифференциация звуков, понимание речи и собственная речь.

На втором этапе  возникает различение наиболее контрастных или далеких фонем, но отсутствует дифференциация близких фонем.

Произношение   у ребенка неправильное. Он не различает правильного и неправильного произношения других людей, не замечает особенностей своего произношения.

На  третьем этапе  происходят решающие сдвиги. Ребенок уже начинает слышать звуки языка в соответствии с их фонематическими признаками. Он узнает неправильно произносимые звуки и способен замечать различие между правильным и дефектным произношением. Речь еще остается неправильной.

На четвертом этапе преобладают новые образы восприятия звуков. Ребенок узнает неправильно сказанные слова. Активная речь близка к норме.

На пятом этапе завершается процесс фонематического развития. Ребенок слышит и говорит правильно. У него формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков.

     Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем развития фонематического восприятия и произносительной стороны речи, но и,  главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих звуковой состав слова. Эта способность  осознавания  звукового состава слова является центральным моментом, как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте.

     Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от другого звука, в свою очередь, оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие всей звуковой стороны речи. Если же у ребенка недостаточно развит фонематический слух, то он, естественно, будет нечетко воспринимать смысл слова, испытывать затруднения в его звуковом анализе, а, следовательно, в овладении грамотой [1].

     Основным  направлением профилактической работы  является развитие фонематического восприятия.  

     Фонематическое восприятие - это способность ребёнка к аналитико-синтетической деятельности (овладению навыками звуко-слогового анализа, синтеза) и начальным этапам обучения чтению и письму в дошкольном возрасте, т.е. обучению грамоте [3].

     Знакомство детей со звуковой стороной слова начинается еще в младших группах, когда их приучают отчетливо и внятно произносить гласные и согласные звуки, отдельные слова, соотносить слово с предметом. У детей среднего возраста интерес к звучанию слова еще более возрастает. Они вслушиваются в слова, находят сходство и различие, отмечают интонацию и выразительность речи. Дети старшего возраста различают звуки на слух, называют слова с определенным звуком, находят слова с заданным звуком, определяют место звука в слове. В подготовительной к школе группе детей учат делить слова на слоги, находить и называть каждую часть слова, делить предложения на слова, составлять предложения по заданной схеме  и т.д.

     Для предупреждения и коррекции специфических ошибок необходима планомерная и последовательная коррекционная работа.

    С самого начала работы над развитием фонематического восприятия делается упор на осознанный анализ и синтез звукового состава слова.

      Вся система упражнений предлагается детям в следующей последовательности:  1) характеристика   звука; 2)  выделение звука из слога;

3) выделение звука из слова; 4) деление  слова на слоги; 5) деление предложения на слова [2].

       Известно, что в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. В играх ребенка привлекает игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу.

     Дидактическая игра - одно из средств уточнения,  закрепления и расширения знаний, которые дети получают в процессе коррекционно-образовательной деятельности.

     Игровое действие стимулирует детскую активность, вызывает чувство удовлетворения. А дидактическая задача, завуалированная в игровую форму, решается ребенком более успешно, так как его внимание, прежде всего, направлено на развертывание и выполнение правил игры. Таким образом,  ребенок учится, играя. Обучение становится занимательным, эмоциональным,  помогает повысить произвольное внимание детей, создает предпосылки к более глубокому овладению знаниями, умениями и навыками.

      Для развития фонематического восприятия  мы предлагаем использовать в коррекционно-образовательной деятельности  следующие игры:

         1. "Живые звуки".

         Задачи: формирование навыка анализа  и синтеза, учить определять заданный звук в слове.

        Описание игры: учитель-логопед вызывает двоих детей и  предлагает первому  ребенку быть звуком "А", а второму -  звуком "У".  Логопед дотрагивается до первого ребенка и он начинает пропевать "свой" звук, логопед быстро дотрагивается до второго ребенка и он пропевает "свой" звук.  Логопед  спрашивает у детей какое слово  получилось.  Затем  дети меняются местами. Далее  логопед предлагает выполнить то же, но уже с тремя звуками.  Для старших   дошкольников предлагается игра с гласными и согласными звуками   (сон-нос, кот-ток и др.).

           2.  "Звуковые часы".

        Задачи:  закреплять символы гласных звуков; выделять первый гласный звук в слове; учить соотносить гласный звук с его символом.

     Оборудование:  круг  (разделен на 6 частей по количеству гласных звуков),  в каждой части  находится символ гласного звука,  предметные картинки, названия которых начинаются на гласный звук.

    Описание игры: ребенку предъявляется  картинка,  он должен назвать изображенный предмет, определить первый звук в слове и положить картинку  на  символ этого звука.

           3. "Звуковые цепочки".

     Задачи:  совершенствовать навык звукового анализа; учить выделять первый и последний звуки в слове.

Оборудование:  набор предметных картинок.

Описание игры:  логопед предлагает детям предметные картинки (аист, слон, тапки, игрушка, автобус, носорог), просит назвать их. Затем объясняет, что нужно составить цепочку из картинок, выделяя начальные и конечные звуки в их названиях. Конечный звук в названии одной картинки должен быть начальным в названии другой: аист - тапки. Дети продолжают цепочку: игрушка - автобус - слон - носорог.

        4. "Собери пирамидку".

       Задачи:  закреплять навык звукового анализа, развивать слуховое внимание.

       Оборудование:  пирамида, набор предметныхкартинок.

       Описание игры:  логопед предлагает ребенку предметные картинки, названия которых состоят из 3-4-х - 5-ти  звуков. Ребенок должен назвать картинку, определить количество звуков в слове и поместить картинку на соответствующее место в пирамидке ( ***  - дом, мак, рак;  **** - рама, вата, часы; ***** - булка, кошка, ручка ).

5. "Слоговые домики".

     Задачи: совершенствовать навык слогового анализа, развитие слухового внимания.

     Оборудование:   3домика с балконами  (разные по высоте ) – с одним балконом (одноэтажный домик), с двумя балконами (двухэтажный домик), с тремя балконами (трёхэтажный домик),  предметные картинки.

     Описание  игры:  логопед предлагает ребенку предметные картинки, названия которых состоят из  1-го, 2-х, 3-х  слогов. Ребенок должен назвать картинку, определить количество слогов в слове и поместить картинку в соответствующий  домик, состоящий из 1-го, 2-х, 3-х   этажей  (  *  - сом, кит, стул;   ** - рука, доска, усы; *** - корова,  самолёт,  огурец ).

        В дальнейшей работе можно использовать  только один домик, состоящий из трех этажей и предметные картинки расставлять  в  балконы в соответствии с количеством слогов  в названии картинки  (например,   картинку «дом»  помещают на  первый этаж, картинку «усы»  - на второй этаж, картинку «собака»  -  на  третий этаж).

6.  "Какой звук? Какая буква?"

     Задачи: совершенствовать навык звукового анализа; закреплять навык определения места  звука в слове;  учить  выделять одинаковый звук в названиях картинок и соотносить этот звук с буквой; учить работать с кассой.

     Оборудование:  набор предметных картинок, касса букв.

     Описание игры: логопед предлагает детям набор предметных картинок,  в названиях которых   имеется одинаковый звук в разных позициях. Ребенок называет картинки, определяет одинаковый звук в их названиях и соотносит звук с буквой.

      С   помощью дидактической игры создается игровая ситуация, активизируются знания детей, объясняются правила, формируется дополнительная стимуляция игровой и речевой активности, создаются условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интересов, формируется положительное отношение к обучению. А сам процесс обучения становится эмоциональным, действенным, позволяющим ребенку усвоить свой собственный опыт, активизируя познавательную деятельность.

Таким образом,  без достаточной    сформированности  у ребенка основ фонематического восприятия невозможно становление высшей ступени такого восприятия, как способность анализировать звуки, мысленно делить на составные  части  (фонемы)  различные  звуковые комплексы,  слоги  и слова.  Без специальных дидактических игр по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с нарушением речи  не  овладеют  полноценным грамотным  письмом.

Литература

  1. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст] /Р.Е. Левина//– Просвещение. – 1967. – С. 47-49, 125-126, 145.
  2. Логопедия. Учебник для студентов дефектологического факультета

педагогических вузов [Текст]  /Под ред. Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской// –М.,ВЛАДОС.   – 1998. – С. 618-620.

     3. Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для

логопедов, воспитателей детских садов [Текст] /Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В.Чиркиной//– М.:АРКТИ, 1995 –  С. 51-52.

                                                                                                       

                                                                                                       

 

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Исследование слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка посвящена исследованию слухового восприятия дошкольников. В данной работе в первом разделе  описаны психологический, лингвистический и психолингвистический асп...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР....

«Формирование и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке представлены особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, основные направления, цели и задачи, методы и приемы коррекционной работы в данном нап...