Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Рыжова Наталия Алексеевна

Игры и упражнения для развития фонематического восприятия у детей с ОНР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Фонематические процессы включают в себя:

- фонематический слух

- фонематическое восприятие

- фонематические представления

Профессор Л.С. Волкова раскрывает понятие «фонематического слуха» как «…тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова» .

Фонематическое восприятие - специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. В его основе лежит фонематический слух. Это определение охватывает и различение фонем, и фонематический анализ, синтез и представления.

Под фонематическим анализом мы понимаем умственные действия по анализу звуковой структуры слова - разложение его на последовательный ряд звуков, подсчет их количества, классификация. Аналогично под фонематическим синтезом мы будем понимать умственные действия по синтезу звуковой структуры слова - слияние отдельных звуков в слоги, а слоги в слова.

Исследования лингвистов показали, что уже к двум годам, а точнее к году и семи месяцам, фонематический слух ребёнка оказывается сформированным .

Однако хорошо известно, что речь двухлетнего ребёнка по своему звуковому составу резко отличается от речи взрослого, изобилуя разного рода неправильностями и неточностями. Поэтому мы говорим о необходимости специальных звуковых упражнений для развития фонематического восприятия дошкольников.

Переходить к звуковому анализу или синтезу звукового состава слова рекомендуется только после достижения ребёнком определённого (начального) уровня фонематического слуха, а также сформированности у него произношения анализируемых и синтезируемых звуков речи.

Целесообразно начать обучать детей действию звукового анализа слов  в учебной деятельности - на специальных логопедических занятиях.

Работа по данному направлению предполагает формирование у дошкольников умения дифференцировать и узнавать неречевые звуки, при помощи подбора специальных упражнений и игр .Сформированные в процессе данной работы навыки слухового внимания и памяти способствуют в дальнейшем развитию у детей умения различать и дифференцировать речевые звуки.

 Игры и упражнения:

 «Не зевай, нужную игрушку (картинку) поднимай». Перед ребенком разложены в ряд несколько игрушек: барабан, колокольчик, дудочка. Логопед показывает, как звучат эти игрушки, а потом предлагает ребенку поиграть с ними и обратить внимание как звучит каждая из них. Затем игрушки закрываются ширмой, а ребенку предлагается определить, что звучало. Если речевые возможности ребенка не позволяют назвать звучащую игрушку, он показывает ее на картинке. Количество игрушек увеличивается с трех до пяти.

 «Что гремит» .Данная игра проводится аналогично предыдущей, только в ней используются различные гремящие предметы, игрушки, сыпучие материалы.

«Топни-хлопни». Ребенку предлагается топнуть ножкой, если он услышит звук бубна, и хлопнуть в ладоши, если услышит звук барабана.

 «Хлопни как я». При проведении данного упражнения могут быть использованы разные источники звука. Это может быть отхлопывание, отстукивание или звучание музыкальных инструментов(бубен, ложки, барабан, погремушка). Варианты игры: –  отхлопывание (отстукивание) ритма по подражанию за логопедом на слух и со зрительной опорой на схему; – отхлопывание на слух ритмического рисунка без опоры на схему. – по схеме самостоятельно отхлопывать ритмический рисунок. Различение дефектного и правильного произношения Данное направление подразумевает воспитание у детей навыков слухового контроля, так как умение различать нарушенное и правильное произношение фонемсодействует развитию фонематического слуха и улучшает качество звукопроизношения. «Недовольный Федя». Логопед просит детей внимательно послушать ряд слов или отдельно взятую фразу. Если дети услышат неправильное произношение какого-либо звука, они должны поднять карточку с изображением недовольного Феди.

«Помоги Незнайке». Логопед говорит ребенку что, Незнайка не знает, как надо правильно произнести слово, затем намеренно искажает произношение звуков в слове или фразе. Детям предлагается исправить ошибки, которые допустил Незнайка.

«Учитель». Ребенку предлагается рассмотреть карточки с изображением различных предметов, затем просят его побыть в роли учителя. Для этого логопед просит внимательно его послушать, если картинка называется неправильно — ребенок исправляет логопеда, либо подает условный знак, например, звонит в колокольчик. Произносимые слова: Сянки, шанки, санки, ванки, танки; Банка, панка, бьянка,  танка, баянка. Узнавание и различение слов похожих по звуковому составу По ходу логопедической работы упражнения и игры направленные на дифференциацию слов постепенно усложняются. Сначала детям предлагаются слова ,которые отличаются только несколькими звуками, а затем переходят к словам, которые отличаются одним звуком.  

 «Найди пару». На столе, перед ребенком лежат картинки с разными и близкими по звучанию словами. Ребенок должен найти для каждой картинки пару с похожим по звучанию словом.

«Похожие слова». Логопед произносит слово и предлагает детям подумать и назвать слова, которые будут близки по звучанию к данному слову (дог — ток, день — тень, киска — миска, коза — гроза).

«Прятки». Логопед объясняет ребенку, что одно слово спряталось, а что бы его найти, нужно внимательно послушать ряд слов и отгадать какое из них отличается от остальных: утенок, котенок, утенок, утенок; мишка, мишка, мишка, миска.

Игры и упражнения:

  • Воспроизведение слогов с одинаковыми согласными и разными гласными: да-ды-до му-мэ-мы и т. д.
  •  Воспроизведение слогов с одинаковым гласным и разными согласными: та-ха-ка ны-мы-вы.
  • Воспроизведение слогов, которые отличаются по глухости-звонкости: та-да па-ба-па. Если у ребенка возникают трудности при дифференциации звуков по звонкости-глухости, можно предложить ему приложить руку к горлу и обратить внимание, что при произнесении звонких звуков горлышко звенит — есть голос, при произнесении глухих звуков горлышко — молчит — нет голоса. Затем поиграть в игру: «Звонкий — глухой». При произнесении слога со звонким согласным — звонить в колокольчик, с глухим согласным — прикладывать пальчик ко рту.
  • Воспроизведение слогов, которые отличаются по твердости-мягкости: па-пя му-мю Проговаривая данные слоги можно поиграть в игру: «Твердый — мягкий».Сначала логопед просит ребенка поднять вверх мягкую игрушку, затем — твердую. Далее ребенку объясняется, что звуки тоже бывают мягкие и твердые. После этого логопед произносит слоги и просит ребенка поднять мягкую игрушку, если он услышит слог с мягким звуком и твердую игрушку, если услышит слог с твердым звуком.
  • Воспроизведение слогов, в которых количество согласных звуков при стечении увеличивается: ка-тка та-фта.
  • Воспроизведение слогов с разными гласными звуками и стечением одинаковых согласных: нкы-нка-нко-нку хту-хты-хтэ-хта. При повторении серий слогов могут, так же проводится игры: «Эхо». Дети сидят в кругу. Логопед говорит на ушко одному из детей один слог или серию слогов, далее они шепотом передают друг другу этот слог, а последний, произносит его вслух. По ходу игры логопед меняет слоги, а если это серия слогов, то их последовательность. «Передай другому». Дети по очереди повторяют за логопедом слоговые ряды и бросают или передают друг другу мяч. «Найди лишний слог». Логопед предлагает детям внимательно послушать слоговой ряд и найти слог, который отличается от других слогов, он и будет лишним: фа-фа-фо нка-нпа-нка.

Различение акустически близких звуков.

 Перед тем как приступить к дифференциации звуков необходимо уточнить их артикуляцию и слуховой образ. Для дифференциации используются согласные и гласные звуки, начиная с акустически далеких и постепенно переходя к акустически близким. Звуки различают и сравнивают сначала изолировано, затем в слогах и словах. К каждому звуку подбираются определенные зрительные образы, поэтому данные упражнения помимо работы над дифференциацией звуков включают в себя развитие слуховой и зрительной памяти.

Игры и упражнения:

«Кто подал голос». На столе перед детьми стоят игрушки каждой из которых логопед присваивает условное звучание (например: мышка — пищит п-п-п, лягушка — квакает к-к-к, гусь — гогочет г-г-г).Затем логопед произносит один из условных звуков и предлагает детям отгадать, кто подал голос?

 «Будь внимательным». Детям предлагается прослушать звуковой ряд и повторять за логопедом только заданный звук. Затем задание усложняется, и повторять нужно слоги, а далее слова с определенным звуком. Вариантами данной игры могут быть задания с использованием разных игрушек, например, если услышишь звук т, — нажми на звоночек или услышишь звук г, — покажи петрушку, или лови мячик только когда будешь слышать звук л, если я буду произносить другие звуки кидай мне мяч обратно.

«Подбери картинки». Логопед предлагает детям подобрать картинки на заданные звуки. Например: Твердые — мягкие. Картинки, в названии которых слышится твердый звук, поставь возле кирпичика, а те, в которых услышишь мягкий звук — возле ваты. Звонкие — глухие. Игра проводится с использованием фонетических символов. Детям предварительно объясняется значение символов. Звонкий звук — колокольчик, глухой звук — колокольчик перечеркнут. Затем дети расставляют картинки возле символов. Шипящие — свистящие. Игра проводится с использованием фонетических символов согласных звуков, аналогично игре со звонкими и глухими звуками.

«Магазин». На столе лежат перевернутые карточки с изображением фонетических символов согласных звуков, рядом стоят игрушки. Дети по очереди подходят к столу, выбирают карточку, переворачивают ее, называют звук, который обозначает данный символ, затем выбирают себе игрушку, название которой начинается на выбранный ими звук. Предлагаемые игры и упражнения могут использоваться как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях. Как показывает практика,  использование в логопедической работе разнообразных заданий способствует созданию положительного мотивационного настроя у детей и помогает поддерживать интерес к занятиям на протяжении всего периода обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие словаря признаков у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи посредством дидактических игр и словесных упражнений.

В данной статье предлагается систематизация конкретных методических приёмов, которые могут быть использованы учителем - логопедом на занятиях по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с О...

«Взаимозависимость формирования лексико-грамматической стороны речи и развития пространственного гнозиса у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

У детей с речевой недостаточностью затруднения в формировании пространст­венных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ори­ентировки ...

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Формирование фонематического слух - одна из важнейших задач логопедической работы с дошкольниками, имеющими общее недоразвитие речи....

Развитие фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

В настоящее время  наблюдается неуклонный рост количества детей с различными отклонениями в речевом развитии, что, несомненно, влияет на подготовку детей к школьному обучению, а в дальнейшем и на...

Исследование слухового восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Данная методическая разработка посвящена исследованию слухового восприятия дошкольников. В данной работе в первом разделе  описаны психологический, лингвистический и психолингвистический асп...

Особенности развития фонематического восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В публикации рассматриваются вопросы развития фонематического воприятия у дошкольников с общим недоразвитием речи....

«Формирование и развитие зрительного восприятия у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

В данной методической разработке представлены особенности зрительного восприятия у детей с нарушениями речи, основные направления, цели и задачи, методы и приемы коррекционной работы в данном нап...